СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ
Исследовательская работа.
– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать, –
Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
А поставишь букву О –
Скорость будет – ого-го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море – мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е – тогда
Каждый скажет: «Это – да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения:
О/А
Е/И
сам.лет
каш.вар
пар.воз
стал.вар
пар.ход
кон.вод
мор.ход
– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).
2. Упражнения 167, 168.
3. Самостоятельная работа в парах.
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.
Карточки
вод.провод
земл.трясение
гром.отвод
вод.мерка
земл.делие
дожд.мер
жизн.описание
груз.подъемник
о
е
о
о
е
е
е
о
картофел.копалка
каш.вар
книг.печатание
корабл.строение
лед.ход
машин.строение
нефт.провод
овц.водство
е
е
о
е
о
о
е
е
пар.ходство
растени.водство
ча.питие
басн.писец
власт.любие
кон.водство
песн.пение
чест.любие
о
е
е
о
о
е
о
о
вод.пой
язык.знание
стал.вар
гряз.лечение
хлеб.резка
газон.косилка
птиц.лов
пеш.ход
о
о
е
е
о
о
е
е
овощ.хранилище
черн.морец
сад.водство
птиц.фабрика
газ.провод
прав.писание
олен.водство
лед.кол
е
о
о
е
о
о
е
о
После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.
4. Итог урока.
– Что такое сложные слова?
– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?
– От чего зависит выбор соединительной гласной?
Домашнее задание: упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу: