– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать, –
Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
А поставишь букву О –
Скорость будет – ого-го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море – мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е – тогда
Каждый скажет: «Это – да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения:
О/А
Е/И
сам.лет
каш.вар
пар.воз
стал.вар
пар.ход
кон.вод
мор.ход
– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).
2. Упражнения 167, 168.
3. Самостоятельная работа в парах.
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.
Карточки
вод.провод
земл.трясение
гром.отвод
вод.мерка
земл.делие
дожд.мер
жизн.описание
груз.подъемник
о
е
о
о
е
е
е
о
картофел.копалка
каш.вар
книг.печатание
корабл.строение
лед.ход
машин.строение
нефт.провод
овц.водство
е
е
о
е
о
о
е
е
пар.ходство
растени.водство
ча.питие
басн.писец
власт.любие
кон.водство
песн.пение
чест.любие
о
е
е
о
о
е
о
о
вод.пой
язык.знание
стал.вар
гряз.лечение
хлеб.резка
газон.косилка
птиц.лов
пеш.ход
о
о
е
е
о
о
е
е
овощ.хранилище
черн.морец
сад.водство
птиц.фабрика
газ.провод
прав.писание
олен.водство
лед.кол
е
о
о
е
о
о
е
о
После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.
4. Итог урока.
– Что такое сложные слова?
– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?
– От чего зависит выбор соединительной гласной?
Домашнее задание: упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Соединительные гласные О и Е в сложных словах"»
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ
1. Исследовательская работа.
– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать, –
Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
А поставишь букву О –
Скорость будет – ого-го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море – мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е – тогда
Каждый скажет: «Это – да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения:
О/А
Е/И
сам..лет
каш..вар
пар..воз
стал..вар
пар..ход
кон..вод
мор..ход
– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).
2. Упражнения 167, 168.
3. Самостоятельная работа в парах.
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.
Карточки
вод..провод
земл..трясение
гром..отвод
вод..мерка
земл..делие
дожд..мер
жизн..описание
груз..подъемник
о
е
о
о
е
е
е
о
картофел..копалка
каш..вар
книг..печатание
корабл..строение
лед..ход
машин..строение
нефт..провод
овц..водство
е
е
о
е
о
о
е
е
пар..ходство
растени..водство
ча..питие
басн..писец
власт..любие
кон..водство
песн..пение
чест..любие
о
е
е
о
о
е
о
о
вод..пой
язык..знание
стал..вар
гряз..лечение
хлеб..резка
газон..косилка
птиц..лов
пеш..ход
о
о
е
е
о
о
е
е
овощ..хранилище
черн..морец
сад..водство
птиц..фабрика
газ..провод
прав..писание
олен..водство
лед..кол
е
о
о
е
о
о
е
о
После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.
4. Итог урока.
– Что такое сложные слова?
– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?
– От чего зависит выбор соединительной гласной?
Домашнее задание: упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу: