kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ

 Исследовательская работа.

– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,

Паровоз не отстает,

Даже в море пароход

Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,

Как их правильно писать, –

Эти сложные слова

Не выносят буквы А.

А поставишь букву О –

Скорость будет – ого-го!

Кашу варит кашевар,

Сталь нам варит сталевар,

Лошадь водит коневод,

В море – мореход плывет.

Все названья хороши,

Только правильно пиши.

Мы у этих слов внутри

Не поставим букву И,

А напишем Е – тогда

Каждый скажет: «Это – да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения:

О/А

Е/И

сам.лет

каш.вар

пар.воз

стал.вар

пар.ход

кон.вод

мор.ход

– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).

2. Упражнения 167, 168.

3. Самостоятельная работа в парах.

На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.

Карточки

вод.провод

земл.трясение

гром.отвод

вод.мерка

земл.делие

дожд.мер

жизн.описание

груз.подъемник

о

е

о

о

е

е

е

о

картофел.копалка

каш.вар

книг.печатание

корабл.строение

лед.ход

машин.строение

нефт.провод

овц.водство

е

е

о

е

о

о

е

е

 

пар.ходство

растени.водство

ча.питие

басн.писец

власт.любие

кон.водство

песн.пение

чест.любие

о

е

е

о

о

е

о

о

вод.пой

язык.знание

стал.вар

гряз.лечение

хлеб.резка

газон.косилка

птиц.лов

пеш.ход

о

о

е

е

о

о

е

е

 

овощ.хранилище

черн.морец

сад.водство

птиц.фабрика

газ.провод

прав.писание

олен.водство

лед.кол

е

о

о

е

о

о

е

о

После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.

4. Итог урока.

– Что такое сложные слова?

– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?

– От чего зависит выбор соединительной гласной?

Домашнее задание: упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Соединительные гласные О и Е в сложных словах"»

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ

1. Исследовательская работа.

– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

Самолет летит вперед,

Паровоз не отстает,

Даже в море пароход

Тоже прибавляет ход.

Все торопятся узнать,

Как их правильно писать, –

Эти сложные слова

Не выносят буквы А.

А поставишь букву О –

Скорость будет – ого-го!

Кашу варит кашевар,

Сталь нам варит сталевар,

Лошадь водит коневод,

В море – мореход плывет.

Все названья хороши,

Только правильно пиши.

Мы у этих слов внутри

Не поставим букву И,

А напишем Е – тогда

Каждый скажет: «Это – да!»

На доске выписаны сложные слова из стихотворения:

О/А

Е/И

сам..лет

каш..вар

пар..воз

стал..вар

пар..ход

кон..вод

 

мор..ход

– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).

2. Упражнения 167, 168.

3. Самостоятельная работа в парах.

На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.

Карточки

вод..провод

земл..трясение

гром..отвод

вод..мерка

земл..делие

дожд..мер

жизн..описание

груз..подъемник

о

е

о

о

е

е

е

о

 

картофел..копалка

каш..вар

книг..печатание

корабл..строение

лед..ход

машин..строение

нефт..провод

овц..водство

е

е

о

е

о

о

е

е

 

пар..ходство

растени..водство

ча..питие

басн..писец

власт..любие

кон..водство

песн..пение

чест..любие

о

е

е

о

о

е

о

о

 

вод..пой

язык..знание

стал..вар

гряз..лечение

хлеб..резка

газон..косилка

птиц..лов

пеш..ход

о

о

е

е

о

о

е

е

 

овощ..хранилище

черн..морец

сад..водство

птиц..фабрика

газ..провод

прав..писание

олен..водство

лед..кол

е

о

о

е

о

о

е

о

После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.

4. Итог урока.

– Что такое сложные слова?

– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?

– От чего зависит выбор соединительной гласной?

Домашнее задание: упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

Автор: Алиметов Аскад Файзахматович

Дата: 31.05.2017

Номер свидетельства: 419732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока на тему "Соединительные О и Е в сложных словах". "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-soiedinitiel-nyie-o-i-ie-v-slozhnykh-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "122458"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414252338"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Образование сложных слов (Біріккен с?здерді? жасалуы)"
    ["seo_title"] => string(52) "obrazovaniieslozhnykhslovbirikkiensozdierdinzhasaluy"
    ["file_id"] => string(6) "261939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449231815"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Соединительные гласные о и е в сложных словах"
    ["seo_title"] => string(46) "soiedinitielnyieghlasnyieoiievslozhnykhslovakh"
    ["file_id"] => string(6) "287603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454507590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«Соединительные гласные O-Е в сложных словах» "
    ["seo_title"] => string(52) "soiedinitiel-nyie-ghlasnyie-o-ie-v-slozhnykh-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "178124"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424778702"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Правописание сложных слов (подготовка к ЕГЭ в 11 классе) "
    ["seo_title"] => string(60) "pravopisaniie-slozhnykh-slov-podghotovka-k-iege-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "232046"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442737919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства