ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель урока: обобщать и систематизировать знания обучающихся о сложных предложениях .
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Формирование прочных знаний о типах сложных предложений, об условиях пунктуации при обособленных членах предложения.
2.Совершенствование умения различать союзные и бессоюзные предложения.
3.Сформирование умения правильно ставить знаки препинания в разных типах сложных предложений .
4.Составлять схемы предложений с разными видами связи.
Метапредметные:
1.Умение находить сложные предложения в тексте и употреблять их в своей речи.
2.Умение анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
1.Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
2.Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), демонстрационный материал, ноутбук.
Формы организации деятельности:
- фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная самостоятельная работа.
Тип урока: практическое закрепление изученного.
Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.
Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Вид урока: урок комплексного обобщения знаний.
Тип урока: урок актуализации знаниево-практических компетенций и речевого развития обучающихся.
Конструкционный план урока
I. Организационный момент
Оформление вводной записи в рабочей тетради. Подготовка инструментария к уроку.
II. Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: - Для работы на уроке предлагаю текст о наступлении весны.
ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Погода уже три дня стояла тихая и теплая. На улицах (не)было видно н.. клочка снега и грязное место заменилось блестящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст..кали последние капли и в пал..саднике на деревьях надувались поч(?)ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями зеленела мшистая трава. Был тот особе(н, нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека и было яркое солнце, ручьи и протал..нки, п..хучая свеж..сть в воздухе и (нежно)голубое небо.
Все предметы были освещ..(н, нн)ы ярко и комната действительно пов..селела. Какое(то) новое для меня чу..ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выб..вались (ярко)зеленые иглы травы бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце все мне говорило про красоту счастье и добр..детель. (По Л. Толстому.)
Прочитайте текст.
Определите стиль речи. Назовите характерные для стиля средства языка, придающие тексту поэтическую тональность (обратите внимание на особенности синтаксического стиля речи, порядок слов в предложении).
Определите тип речи и объясните особенности употребления в тексте видовременных форм глаголов.
Составьте схемы последних предложений первого и второго абзацев. Объясните постановку знаков препинания.
В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
ПОВТОРЯЕМ ОРФОГРАФИЮ, МОРФОЛОГИЮ, МОРФЕМИКУ И ФОНЕТИКУ.
Работа по группам. Задание.
I группа. Разберите по составу глаголы и приведите аналогичные примеры.
II группа.В словах каких частей речи пишется дефис? (На примерах данного текста.) Объясните написание н илинн в суффиксах.
III группа. Произведите на материале текста разные виды разбора: палисадник2,
действует2, пахучий1, надувались3, мшистая3.
ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ.
I группа. Найдите в тексте обособленные определения, сформулируйте условия их обособления. Прочитайте текст без обособленных определений, выясните, какие смысловые оттенки утрачены в предложениях.
II группа. Найдите в тексте предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.
III группа. Какие вводные слова используются в тексте. Подберите к вводным словам синонимы и составьте с ними предложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ "СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ".
Вспомните теоретический материал по изученной теме "Сложное предложение". Вопросы для повторения.
1.Какие предложения мы называем сложными?
2.На какие группы делятся сложные предложения?
3.Какие предложения называются сложносочиненными? Какие сложноподчиненными?
4.Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
5.Какие сложные предложения называются бессоюзными?
6.Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?
7.Что вы знаете о сложных предложениях с различными видами связи?
ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ.
Дифференцированные задания группам.
Найдите в тексте сложные предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы.
I группа - СПП. Указать главные и придаточные предложения и их значения, чем присоединяются придаточные предложения к главному - союзами или союзными словами.
II группа - ССП и БСП. Как в них связываются простые предложения?
III группа - сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи (на доске и в тетрадях).
РАБОТА НА САЙТЕ school-collection.edu.ru. (ЦОР по русскому языку)
Выполнение интерактивного теста-задания. Подбери схему к предложению. Поставь её на место. Обоснуй свой выбор.
А) Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо. (А.П. Чехов)
Б) Под ним стелется равнина, где ели изредка взошли. (А.С. Пушкин)
В) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (И.С. Тургенев)
[ ] : [ ].
[ ], а[ ].
[ ], где[ ].
РАБОТА НА САЙТЕ school-collection.edu.ru. (ЦОР по русскому языку)
Выполнение электронного задания. Распределите сложное предложение по таблице:
Все ждали сильного половодья, потому что зима была снежная.
Земля была снежная, и все ждали сильного половодья.
Земля была снежная - все ждали сильного половодья.
VIII. Домашнее задание (с дифференциацией)
1.Из произведений выпишите 7 сложных предложений 2.Написать сочинение «Теплое дыхание весны…»
IX. Подведение итогов. Мотивирование отметок. Рефлексия.
-Поделимся впечатлением о нашем уроке.
Сегодня на уроке:
-мне больше всего понравилось...
-мне было интересно...
-я понял, что...
Своей работой на уроке:
-я доволен, потому что...
-не совсем доволен, потому что..