ТЕМА: Сложноподчинённые предложения с придаточным места (Открытый урок. 9 класс. Русский язык для казахской школы)
Вид урока: Урок с элементами игры.
Тип: Комбинированный
Цель:
а) Дать понятие о СПП с придаточными места; совершенствовать речевые и пунктуационные навыки; закрепить и углубить знание ребят о сложных предложениях.
б) Развивать речь, мышление, память.
в) Любовь к предмету, у русскому языку, как языку межнационального общения.
Методы и приемы: беседа, вопросы-ответы, работа с учебником, с опорной схемой.
Оборудование: учебник, схема, ребус, карта с фишками, таблица.
Ход урока.
Орг. момент
Проверка домашнего задания;
Упражнение 136
Вопросы: а) Какие предложения называются сложными?
б) На какие виды они делятся?
в) Чем отличаются ССП и СПП?
г) Какие виды придаточных обстоятельственных вы уже знаете?
. Новая тема.
Хорошо, ребята. Теперь перейдем к новой теме. Но прежде чем приступить, вы должны отгадать ребус.
Получилось слово «Место». Это означает, что мы сегодня будем работать над придаточными места. Запишите число и тему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточным места »
Западно-Казахстанская область
Чингирлауский район
Жанатурмысская основная школа
ТЕМА:
Сложноподчинённые предложения с придаточным места
(Открытый урок. 9 класс. Русский язык для казахской школы)
Преподаватель: Утарова К. Ж.
Вид урока: Урок с элементами игры.
Тип: Комбинированный
Цель:
а) Дать понятие о СПП с придаточными места; совершенствовать речевые и пунктуационные навыки; закрепить и углубить знание ребят о сложных предложениях.
б) Развивать речь, мышление, память.
в) Любовь к предмету, у русскому языку, как языку межнационального общения.
Методы и приемы: беседа, вопросы-ответы, работа с учебником, с опорной схемой.
Оборудование: учебник, схема, ребус, карта с фишками, таблица.
Ход урока.
Орг. момент
Проверка домашнего задания;
Упражнение 136
Вопросы: а) Какие предложения называются сложными?
б) На какие виды они делятся?
в) Чем отличаются ССП и СПП?
г) Какие виды придаточных обстоятельственных вы уже знаете?
III. Новая тема.
Хорошо, ребята. Теперь перейдем к новой теме. Но прежде чем приступить, вы должны отгадать ребус.
” ”
Получилось слово «Место». Это означает, что мы сегодня будем работать над придаточными места. Запишите число и тему.
Объяснение материала по опорной схеме.
Где? Куда? Откуда?
[… + указ. слова там, туда, оттуда] ( союзные слова где, куда, откуда)
Придаточные места указывают на место действия в главном предложении. Связывается с главным при помощи союзных слов где, куда, откуда, при этом в главной части могут быть указательные слова там, туда, оттуда.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
[ … там …], (где …)
IV. Закрепление темы:
Упражнение 137. Выпишите СПП с придаточными места.
Задание: составить предложения по схемам.
[ … ], (где …)
[ … ], (куда …)
[ … ], (откуда …)
Отгадайте ребус: «Заповедник».
” ПО ” ””
Наше следующее задание связано с этим словом. У нас, в Шоктыбае, нужно открыть заповедник. Ваша задача раскрыть несколько причин и доказать, что заповедник действительно нужен. При раскрытии причин используйте сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Дальше мы свой урок продолжим в виде игры.
Игра «Узнай героя».
Назовите название произведения, автора, героя и определите вид предложений.
Подполз он к разбитой птице, и прошипел он прямо ей в очи.
( М. Г. «Песня о Соколе» УЖ) ССП с соед. союзом.
Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился.
( А. П. Чехов «Лошадигая фамилия» генерал Булдеев) ССП с соед. союзом.
Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит.
( М. Ю. Лермонтов «Парус») ССП с соед. союзом.
Он заявил на допросе, что Гринев был шпионом Пугачева.
( А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин) СПП с прид. изъяс-м.
Игра в лото. Вот вам карта и фишки (на фишках указаны различные виды предложения). Ваша задача быстро и правильно закрыть свое игровое поле.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение.
Вот ветер набежал, и зашумели верхушки деревьев.
Где тонко, там и рвется.
Солнце уже греет по-весеннему, однако с полей еще не сошел снег.
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
Если сам себя не уважаешь, не жди уважения от других.
Я пришел домой и быстро заснул.
Птицы звонко запели, потому что наступила весна.
Упр. 138 перевести предложения так, чтобы в переводе были СПП с придаточными места.
Вывод.
Какие предложения называются сложными?
Виды?
На какие предложения мы сегодня остановились? Как они называются? Как мы различаем виды СПП? (На сколько вида делятся СПП с придаточными обстоятельственными)
Дом. задание. Упр. 141 из двух простых предложений составить СПП с придаточными места, расставить знаки препинания.