Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания по теме «Сложноподчиненные предложения (СПП) с придаточными определительными»
Работа над темой урока
Лингвистическая разминка
Комментарий. На доске записывается предложение, объясняются орфограммы и знаки препинания.
Перед походом я проверил содержимое своего рюкзака, в котором лежали, на мой взгляд, необходимые предметы: банка тушенки, банка сгущенного молока, варенье из крыжовника, копченая колбаса, зубная щетка, плюшевый зайчонок, свинцовое грузило для рыбной ловли, разные крючочки бечевочки.
Ученики характеризуют данное предложение.
2.Повторение уже имеющихся знаний о видах сложных предложений.
Комментарий. На мультимедийной доске дана классификация видов сложных предложений. Ученики составляют монологический рассказ о сложных предложениях
Виды сложных предложений
С ложные предложения
Бессоюзные Союзные
Сложносочиненные Сложноподчиненные
Различение предложений на слух
Комментарий. Ученики у доски и в тетрадях выполняют графический диктант.
Надя уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и бабушке. –[O и O].
Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. –[1= --],и[2= ---].
Рассвело, и перед нами вдруг открылась река.. – [1=], и [2= -].
Зима, и деревья стоят в красивом убранстве. – [1 -], и [2-=].
Перед нами поляна, где совсем недавно мы останавливались на привал.. – [1-], (2 где - =).
Сопоставление предложений, записанных на доске
Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днем.
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
Комментарий. Сравнивая предложения, ученики выполняют задания учителя и отвечают на поставленные вопросы:
- сравните оба предложения;
- выделите основы;
- объясните знаки препинания;
- составьте схемы предложений;
- определите, какой частью речи является слово «которые».
Вывод. Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает действие, а причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Закрепление изученного материала
Беседа
- вспомните все известное вам о придаточных определительных.
-На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (какой)
-Можно ли начать предложение с придаточного определительного? (Нет)
-Назовите средства связи придаточного определительного с главной частью. (Союзные слова: «который», «что», «куда», «где», и др.)
- К чему относятся придаточные определительные? (К члену главного предложения, выраженному существительным или словом, употребленным в значении существительного)
2. Работа с языковым материалом.
- Найдите СПП с придаточными определительными. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений, укажите средства языка.
1) Мы расположились на отдых у того дерева, что растет у самой воды.
2) Реки широко разлились и все никак не хотели входить в берега.
3) Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
4) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнце.
5) В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
Ответ: 1-е и 5-е предложения – СПП с придаточными определительными
-В данные предложения вставьте слово «который» в нужной форме.
1) И стебелек травы достоин уважения того великого мира,… он растет.
2) Кругом в лесу и на поле стояла тишина,…нарушает только однообразное жужжание комаров.
3) Огромная туча, …медленно надвигалась и покрывала небо, не могла заставить нас отказаться от похода.
- Соедините части сложных предложений, укажите СПП с придаточным определительным.
1) Скучен день до вечера,
2)У человека должны быть любимые произведения ,
3) Чтобы получить хорошую профессию,
4) Как птица создана для полета.
А) надо прилежно учиться
Б) коли делать нечего
В) так человек для счастья
Г) к которым он обращается неоднократно.
Ответ:1-б, 2- г, 3 – а, 4-в
-Замените предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточным определительным.
Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
И деревья, шумевшие у нас над головами, и прекрасный вид на реку, открывшийся сверху ,-все это радовало нас.
Девушка, приближавшаяся к нам, вызвала всеобщий восторг.
- Замените придаточную часть СПП причастным оборотом.
1) Луга, которые сохранили еще чудесный аромат, расстилались кругом.
2) Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, дивный аромат.
3) Ветер, который налетал внезапно, повалил старую ель.
-Исправьте ошибки в структуре предложений.
1) Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу реки и занимала почти всю поляну.
2) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
3) Деревня, в которой мы расположились на отдых, находилась на берегу реки, которая раньше славилась обилием рыбы.
- Прочитайте стихотворение:
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
Учитель: Ребята, о чём говорится в стихотворении? Верно, о Родине, родной крае. Я очень хочу, чтобы и вы любили место, где родились и выросли, свой родной край.
Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру о родном крае, используя в работе СПП с придаточными определительными.