kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Цели урока: 1.Выделить отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными; 2.тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными; 3.предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова «который» ; 4.раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда; 5.тренировать учащихся в постановке знаков препинания в предложениях с придаточными определительными; 6.познакомить учащихся с особенностями употребления в речи предложений с придаточными определительными.

Просмотр содержимого презентации
«СПП с придат определительными»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»  Тенькинского района Магаданской области   Урок русского языка  в 9 классе    2015 год Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»

Тенькинского района Магаданской области

Урок русского языка в 9 классе 2015 год

Гузанова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Тема урока:  «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Тема урока:

«Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Цели урока:  1.Выделить отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными;  2.тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными;  3.предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова «который» ;  4.раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда;  5.тренировать учащихся в постановке знаков препинания в предложениях с придаточными определительными;  6.познакомить учащихся с особенностями употребления в речи предложений с придаточными определительными.

Цели урока:

1.Выделить отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными;

2.тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными;

3.предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова «который» ;

4.раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда;

5.тренировать учащихся в постановке знаков препинания в предложениях с придаточными определительными;

6.познакомить учащихся с особенностями употребления в речи предложений с придаточными определительными.

Повторение теоретических сведений о СПП. 1. Дать определение СПП. 2. Из каких частей состоит СПП? Как эти части называются? 3.Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры. 4.К чему может относиться придаточное предложение?  Привести примеры. 5.При помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному? 6.Как отличить подчинительный союз от союзного слова?

Повторение теоретических сведений о СПП.

1. Дать определение СПП.

2. Из каких частей состоит СПП? Как эти части называются?

3.Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры.

4.К чему может относиться придаточное предложение?

Привести примеры.

5.При помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному?

6.Как отличить подчинительный союз от союзного слова?

Работа с текстом А.С Пушкина давно интересовала тема взаимоотношений крепостных крестьян и помещиков. В 1833 году, когда возник замысел романа из эпохи крестьянского восстания под предводительством Пугачёва, поэт начинает изучать архивные материалы и мемуарную литературу, в которой освещались события того времени. Затем он отправился в Оренбург, туда, где когда-то развёртывалось крестьянское движение, и собрал там большой материал.

Работа с текстом

А.С Пушкина давно интересовала тема взаимоотношений крепостных крестьян и помещиков. В 1833 году, когда возник замысел романа из эпохи крестьянского восстания под предводительством Пугачёва, поэт начинает изучать архивные материалы и мемуарную литературу, в которой освещались события того времени. Затем он отправился в Оренбург, туда, где когда-то развёртывалось крестьянское движение, и собрал там большой материал.

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ:

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ:

  • Замените слово ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВО другим, близким по смыслу.
  • Проверьте по словарю С.И.Ожегова, возможна ли замена слова КРЕПОСТНОЙ словом КРЕПОСТНИК. Укажите в тексте слово, которое можно заменить данным существительным.
  • По словарю синонимов Евгеньевой подберите синонимы к словам МЕМУАРЫ, ВОССТАНИЕ . Объясните, почему в повести «Капитанская дочка» употреблено вместо ВОССТАНИЕ слово БУНТ (а также бунтовщик, мятежник, мятежный).
  • Наведите справку о происхождении слова МЕМУАРЫ в Школьном словаре иностранных слов.
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ Соответствует ли нормам современного русского языка построение предложения: А.С.Пушкин подробно расспрашивал живых свидетелей о Пугачёве, которых рассказы тщательно записывал?

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ

Соответствует ли нормам современного русского языка построение предложения:

А.С.Пушкин подробно расспрашивал живых свидетелей о Пугачёве, которых рассказы тщательно записывал?

Работа с учебником

Работа с учебником

  • Прочитайте параграф 213 и выделите то место, где названы признаки придаточных определительных.
Ключ: ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ:   1. ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КАКОЙ?  2. ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ ГЛАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  3. ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ КОТОРЫЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ И ДР.  4. ВСЕГДА СТОИТ ПОСЛЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ.

Ключ:

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ: 1. ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КАКОЙ? 2. ОТНОСЯТСЯ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ ГЛАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 3. ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ КОТОРЫЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ И ДР. 4. ВСЕГДА СТОИТ ПОСЛЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ.

Решение проблемного задания: А.С.ПУШКИН ПОДРОБНО РАССПРАШИВАЛ О ПУГАЧЁВЕ ЖИВЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ, РАССКАЗЫ КОТОРЫХ ТЩАТЕЛЬНО ЗАПИСЫВАЛ.

Решение проблемного задания:

А.С.ПУШКИН ПОДРОБНО РАССПРАШИВАЛ О ПУГАЧЁВЕ ЖИВЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ, РАССКАЗЫ КОТОРЫХ ТЩАТЕЛЬНО ЗАПИСЫВАЛ.

Вопросы: 1.Как определить, каким членом предложения является союзное слово КОТОРЫЙ ? 2.Чем обусловлен выбор формы союзного слова КОТОРЫЙ ? 3.Объясните, почему в данном предложении нельзя ставить запятую перед словом КОТОРЫЙ ?

Вопросы:

1.Как определить, каким членом предложения является союзное слово КОТОРЫЙ ?

2.Чем обусловлен выбор формы союзного слова КОТОРЫЙ ?

3.Объясните, почему в данном предложении нельзя ставить запятую перед словом КОТОРЫЙ ?

Дополнить выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова КОТОРЫЙ. Я с жадностью читал новые книги  ( поступали к нам в библиотеку ). В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ). Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись). У стадиона в этот день было особенно оживлённо (один за другим подходили участники соревнований).

Дополнить выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова КОТОРЫЙ.

Я с жадностью читал новые книги ( поступали к нам в библиотеку ). В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ). Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись). У стадиона в этот день было особенно оживлённо (один за другим подходили участники соревнований).

Творческий диктант.  Задание: определите, что «портит» текст.  Исправьте недочёты.  Изучение фактического материала обеспечило Пушкину ту высшую степень реализма, которой он достиг в «Капитанской дочке». Писатель дал в ней чрезвычайно яркий и полный образ Пугачёва, который обрисован как вождь народного восстания. Те главы, в которых выступает Пугачёв, раскрывают в нём лучшие качества русского народа.

Творческий диктант. Задание: определите, что «портит» текст. Исправьте недочёты.

Изучение фактического материала обеспечило Пушкину ту высшую степень реализма, которой он достиг в «Капитанской дочке». Писатель дал в ней чрезвычайно яркий и полный образ Пугачёва, который обрисован как вождь народного восстания. Те главы, в которых выступает Пугачёв, раскрывают в нём лучшие качества русского народа.

Проверка творческого диктанта.  Изучение фактического материала обеспечило Пушкину ту высшую степень реализма, какой он достиг в «Капитанской дочке». Писатель дал в ней чрезвычайно яркий и полный образ Пугачёва, который обрисован как вождь народного восстания. Те главы, где выступает Пугачёв, раскрывают в нём лучшие качества русского народа.

Проверка творческого диктанта.

Изучение фактического материала обеспечило Пушкину ту высшую степень реализма, какой он достиг в «Капитанской дочке». Писатель дал в ней чрезвычайно яркий и полный образ Пугачёва, который обрисован как вождь народного восстания. Те главы, где выступает Пугачёв, раскрывают в нём лучшие качества русского народа.

Дополнительные задания: 1.По словарю С.И.Ожегова определите различие в значении слов вождь и вожак. Приведите примеры. 2.Объясните, в чём вы видите различие между словами реализм и реальность . Правильность ответа проверьте по словарю с.Ожегова . 3.Подберите синонимы к словам аллегорический и сокровенный. Правильность ответа проверьте по словарю синонимов Евгеньевой .

Дополнительные задания:

1.По словарю С.И.Ожегова определите различие в значении слов вождь и вожак. Приведите примеры.

2.Объясните, в чём вы видите различие между словами реализм и реальность . Правильность ответа проверьте по словарю с.Ожегова .

3.Подберите синонимы к словам аллегорический и сокровенный. Правильность ответа проверьте по словарю синонимов Евгеньевой .

Повторение сведений о синонимии причастного оборота и придаточного определительного с союзным словом который. Грамматический разбор предложения:  Одна старушка, современница Пугачёва, много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачёва, которую Пушкин и просил повторить.

Повторение сведений о синонимии причастного оборота и придаточного определительного с союзным словом который.

  • Грамматический разбор предложения:

Одна старушка, современница Пугачёва, много ему рассказывала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачёва, которую Пушкин и просил повторить.

Задания:  1.Проверьте, возможна ли замена причастного оборота придаточным определительным и, наоборот, придаточного определительного причастным оборотом. 2. Объясните, почему автор отказался от замены причастного оборота придаточным определительным? 3.Разберите слово современница по морфемам, сверив свой ответ со Школьным словарём строения слов, выясните значение частей слова.

Задания:

1.Проверьте, возможна ли замена причастного оборота придаточным определительным и, наоборот, придаточного определительного причастным оборотом.

2. Объясните, почему автор отказался от замены причастного оборота придаточным определительным?

3.Разберите слово современница по морфемам, сверив свой ответ со Школьным словарём строения слов, выясните значение частей слова.

Показавшаяся из-за поворота «Ракета» быстро приближалась к пристани. Вылетевшая из-за кустов ночная птица бесшумно пронеслась над головой охотника. В расположенный на высоком берегу моря дом отдыха вела красивая лестница.

Показавшаяся из-за поворота «Ракета» быстро приближалась к пристани.

Вылетевшая из-за кустов ночная птица бесшумно пронеслась над головой охотника.

В расположенный на высоком берегу моря дом отдыха вела красивая лестница.

Правильно ли построены предложения? Исправьте, заменяя одно из придаточных обособленным определением.

Правильно ли построены предложения? Исправьте, заменяя одно из придаточных обособленным определением.

Спасибо за урок, ребята!  МОЛОДЦЫ!

Спасибо за урок, ребята!

МОЛОДЦЫ!

Литература:  1. В.В Бабайцева. Русский язык. Теория. М., 2009 год 2. Л.К.Скороход. «Словарная работа на уроках русского языка». М., Просвещение, 1990 год

Литература:

1. В.В Бабайцева. Русский язык. Теория. М., 2009 год

2. Л.К.Скороход. «Словарная работа на уроках русского языка». М., Просвещение, 1990 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Автор: Гузанова Татьяна Ивановна

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Урок объяснения нового материала в 7 классе       Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места» "
    ["seo_title"] => string(158) "urok-obiasnieniia-novogho-matieriala-v-7-klassie-tiema-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-spp-s-pridatochnymi-miesta"
    ["file_id"] => string(6) "148552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419772780"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока "Виды сложноподчинённых предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-vidy-slozhnopodchinionnykh-priedlozhienii-povtorieniie-izuchiennogho-pri-podghotovkie-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445249652"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных "
    ["seo_title"] => string(82) "slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-nieodnorodnym-podchinieniiem-pridatochnykh"
    ["file_id"] => string(6) "125017"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414865057"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока на тему: Сложноподчинённые  предложения с придаточными цели. "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-tsieli"
    ["file_id"] => string(6) "174940"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424191905"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Разработка урока русского языка с использованием интерактивной доски SMART на тему "Сложноподчинённые предложения с местоименно-определительными придаточными" "
    ["seo_title"] => string(175) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnoi-doski-smart-na-tiemu-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-miestoimienno-opriedielitiel-nymi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137341"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417339333"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства