kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

 

Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование идеалов добра, оптимистического восприятия мира, интереса к родному краю, русскому языку

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства.

Познавательные УУД: вырабатывать умение наблюдать, делать выводы.

Регулятивные УУД: учить школьников оценивать свою деятельность; формировать установку на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач.

Предметные результаты: –  находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными.
–  производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
–  правильно употреблять в речи данные виды предложений;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным»

Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.



Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование идеалов добра, оптимистического восприятия мира, интереса к родному краю, русскому языку

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства.

Познавательные УУД: вырабатывать умение наблюдать, делать выводы.

Регулятивные УУД: учить школьников оценивать свою деятельность; формировать установку на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач.

Предметные результаты: –  находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными.
–  производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
–  правильно употреблять в речи данные виды предложений;

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. Мотивация (знакомство с эпиграфом).

Для жизни, а не для школы учимся мы.

Сенека

(римский философ, поэт, государственный деятель)


Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?


Согласны ли вы с ним (применительно к предмету «Русский язык»)? Почему?

(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)


  1. Сообщение цели урока.

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения

И сейчас мы повторим изученный материал и проведём очень интересную работу.

Перед вами фрагменты итоговых сочинений наших выпускников, проанализируйте их и скажите, какие виды предложений используют ученики при написании итогового сочинения?


РАБОТА В ПАРАХ:


(Дети называют предложения и отвечают на вопросы)

(один ученик идёт к доске и записывает СПП с придаточным определительным)


Задание: найти грамматическую основу, построить схему, задать вопрос от главного к придаточному и попытаться определить вид придаточного)


1) Формулирование темы урока.


- Материал за прошлые уроки знаете хорошо, а теперь вам предстоит попробовать самостоятельно определить тему сегодняшнего урока


- о каком типе придаточных пойдет речь на уроке.


ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СПП с придаточным определительным? (НИЧЕГО)


2) Формулирование целей урока.


- Как вы думаете, чему должны научиться на уроке? Какие цели можем поставить перед собой?


- на какие вопросы отвечает придаточное определительное предложение; (какой?)

- к чему прикрепляется в главном; (к существительному или слову другой части речи в роли существительного);

- определить место придаточного в предложении; (всегда стоит только после определяемого слова)

- средства связи придаточного и главного (присоединяется к главному только союзными словами)

– составлять схемы предложений с придаточными определительными.

–  производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

Я полностью согласна с вами

3) Это и будет планом нашего урока

(открыть план, заранее записанный на доске, ЗАПИШИТЕ СЕГОДНЯШНЕЕ ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА, тему)


Итак, приступаем к реализации нашего плана работы


  1. Самостоятельная работа по учебнику


Знакомство с теоретическим материалом.

Задание: используя материал учебника (§ 13, стр. 178), самостоятельно заполнить таблицу в соответствии с планом.


РАБОТА В ПАРАХ:


СЛАЙД


Вид придаточного.


На какой вопрос отвечает?


К чему прикрепляется в главном?



Средства связи

Место придаточного



Итог: можно посмотреть видеоурок


5 . Закрепление материала

Работа в парах:

 Расставить знаки препинания в предложении. Составить схемы к предложениям (проверка схем у доски).

СЛАЙД


  1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ПОСТЕПЕННО ОБЛЕГАЛА НЕБО.

КАКУЮ?

…СУЩ., (КОТОРАЯ…)

  1. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

…СУЩ., (ГДЕ…)

  1. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

КАКОЙ?

…СУЩ.,(КУДА…)….


  1. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

КАКУЮ?

…СУЩ., (ЧТО…)


1.Анализ предложений по вопросам:

- на какие вопросы отвечает придаточное определительное предложение; (какой?)

- к чему прикрепляется в главном; (к существительному);

- средства связи придаточного и главного (присоединяется к главному только союзными словами)

- определить место придаточного в предложении; (всегда стоит только после определяемого слова)


Чем же мы руководствуемся, когда даем название придаточным?


(вопрос к придаточному соответствует вопросу определенного члена предложения, и от названия этого члена предложения образуется название придаточного; в данном случае перед нами придаточное определительное, т. к. задан вопрос какой?)


6. Работа по подготовке к устному экзамену

- Вспомните, что такое определение? (второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество предмета)

- В текстах какого типа используются определения? (ОПИСАНИЕ)

Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.

Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.


Сейчас вы будете описывать фотографию, представленную на слайде, используя СПП с придаточными определительными, для начала, вам необходимо объединиться в 3 группы. Каждая группа будет описывать предложенную ей часть (вступление, основную часть и заключение).

СЛАЙД


Обратите внимание!

Для более удобного выполнения вашей работы, я раздаю вам на каждую группу Алгоритм для описания фотографии

Время на подготовку 2 минуты.


ВЫВОД: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер.

Отличительной чертой многих писателей является способность виртуозно пользоваться сложными предложениями, целыми синтаксическими конструкциями, которые помогают выразить сложные мысли, переживания о жизни человека, явлениях природы, выразить восторг, любовь, доброту к людям, счастье или негодование.


Один из критериев оценивания - Речевое оформление


(Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции)


7. Введение понятия синтаксической синонимии.


СПП с придаточным определительным можно заменить простыми предложениями с обособленными членами, выраженными причастными оборотами


Ученик к доске

- раскрыть скобки и расставить пропущенные знаки препинания.

(Работа в тетрадях, один учащийся - у доски.)


Звон (не) см....лкающий (н...) на минуту нарушал послеобеде...ый сон.


(Звон, не смолкающий ни на минуту, нарушал послеобеденный сон.)


-Выпишите из предложения словосочетание ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ СОН, укажите тип связи. (Согласование.)

-Замените данное словосочетание синонимичным словосочетанием со связью управление. (Сон после обеда.)


-Замените обособленные определения придаточным предложением, зачитайте получившийся вариант.


(Звон, который не смолкает ни на минуту, нарушал послеобеденный сон.)


ВЫВОД:  Итак, одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями (синтаксические синонимы), но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления.. Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной.

Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом : «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., - заменяя краткость причастия вялым оборотом».

Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.


Для чего необходимо использовать синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)


Замените причастный оборот придаточным определительным:

СЛАЙД

  1. Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.) (который)

  2. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.) (которая)

  3. Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)


Вывод: Для чего необходимо использовать синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)



Возвращаясь к началу нашего урока, вспомните, по каким темам работали наши выпускники?

(Доброта, отзывчивость, справедливость, милосердие и т.д.)

- Схожи ли эти темы с темами сочинений в 9 классе?

-- Сможем ли мы воспользоваться теми же аргументами для доказательства в задании 9.3

- В том числе вы тоже можете использовать различные грамматические конструкции,

А применяя сложные предложения с разными видами связи, избегая повторы, вы, ребята, успешно справитесь с изложением и сочинением на экзаменационной работе.

РЕФЛЕКСИЯ:

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог.

– Итак, в начале урока мы ставили перед собой цели: (повторить)

-Достигли ли мы их?


1. Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какое задание на уроке было наиболее интересным?

3. Какое задание оказалось самым трудным?

Д/з: Выписать из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 10 СПП с ПО











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

Автор: Сайкова Татьяна Александровна

Дата: 16.06.2020

Номер свидетельства: 553437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Урок объяснения нового материала в 7 классе       Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места» "
    ["seo_title"] => string(158) "urok-obiasnieniia-novogho-matieriala-v-7-klassie-tiema-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-spp-s-pridatochnymi-miesta"
    ["file_id"] => string(6) "148552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419772780"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока "Виды сложноподчинённых предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-vidy-slozhnopodchinionnykh-priedlozhienii-povtorieniie-izuchiennogho-pri-podghotovkie-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445249652"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных "
    ["seo_title"] => string(82) "slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-nieodnorodnym-podchinieniiem-pridatochnykh"
    ["file_id"] => string(6) "125017"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414865057"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. "
    ["seo_title"] => string(73) "slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-opriedielitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "208756"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430899820"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока на тему: Сложноподчинённые  предложения с придаточными цели. "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-tsieli"
    ["file_id"] => string(6) "174940"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424191905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства