Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным
Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.
Планируемые результаты
Личностные результаты: формирование идеалов добра, оптимистического восприятия мира, интереса к родному краю, русскому языку
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД: учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства.
Познавательные УУД: вырабатывать умение наблюдать, делать выводы.
Регулятивные УУД: учить школьников оценивать свою деятельность; формировать установку на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач.
Предметные результаты: – находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); – составлять схемы предложений с придаточными определительными. – производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; – правильно употреблять в речи данные виды предложений;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным»
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.
Планируемые результаты
Личностные результаты: формирование идеалов добра, оптимистического восприятия мира, интереса к родному краю, русскому языку
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД: учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства.
Познавательные УУД: вырабатывать умение наблюдать, делать выводы.
Регулятивные УУД: учить школьников оценивать свою деятельность; формировать установку на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач.
Предметные результаты: – находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); – составлять схемы предложений с придаточными определительными. – производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; – правильно употреблять в речи данные виды предложений;
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Мотивация (знакомство с эпиграфом).
Для жизни, а не для школы учимся мы.
Сенека
(римский философ, поэт, государственный деятель)
Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?
Согласны ли вы с ним (применительно к предмету «Русский язык»)? Почему?
(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)
Сообщение цели урока.
Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения
И сейчас мы повторим изученный материал и проведём очень интересную работу.
Перед вами фрагменты итоговых сочинений наших выпускников, проанализируйте их и скажите, какие виды предложений используют ученики при написании итогового сочинения?
РАБОТА В ПАРАХ:
(Дети называют предложения и отвечают на вопросы)
(один ученик идёт к доске и записывает СПП с придаточным определительным)
Задание: найти грамматическую основу, построить схему, задать вопрос от главного к придаточному и попытаться определить вид придаточного)
1) Формулирование темы урока.
- Материал за прошлые уроки знаете хорошо, а теперь вам предстоит попробовать самостоятельно определить тему сегодняшнего урока
- о каком типе придаточных пойдет речь на уроке.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СПП с придаточным определительным? (НИЧЕГО)
2) Формулирование целей урока.
- Как вы думаете, чему должны научиться на уроке? Какие цели можем поставить перед собой?
- на какие вопросы отвечает придаточное определительное предложение; (какой?)
- к чему прикрепляется в главном; (к существительному или слову другой части речи в роли существительного);
- определить место придаточного в предложении; (всегда стоит только после определяемого слова)
- средства связи придаточного и главного (присоединяется к главному только союзными словами)
– составлять схемы предложений с придаточными определительными.
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
Задание: используя материал учебника (§ 13, стр. 178), самостоятельно заполнить таблицу в соответствии с планом.
РАБОТА В ПАРАХ:
СЛАЙД
Вид придаточного.
На какой вопрос отвечает?
К чему прикрепляется в главном?
Средства связи
Место придаточного
Итог: можно посмотреть видеоурок
5 . Закрепление материала
Работа в парах:
Расставить знаки препинания в предложении. Составить схемы к предложениям (проверка схем у доски).
СЛАЙД
ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ПОСТЕПЕННО ОБЛЕГАЛА НЕБО.
КАКУЮ?
…СУЩ., (КОТОРАЯ…)
БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.
КАКОМУ?
…СУЩ., (ГДЕ…)
УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.
КАКОЙ?
…СУЩ.,(КУДА…)….
МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.
КАКУЮ?
…СУЩ., (ЧТО…)
1.Анализ предложений по вопросам:
- на какие вопросы отвечает придаточное определительное предложение; (какой?)
- к чему прикрепляется в главном; (к существительному);
- средства связи придаточного и главного (присоединяется к главному только союзными словами)
- определить место придаточного в предложении; (всегда стоит только после определяемого слова)
Чем же мы руководствуемся, когда даем название придаточным?
(вопрос к придаточному соответствует вопросу определенного члена предложения, и от названия этого члена предложения образуется название придаточного; в данном случае перед нами придаточное определительное, т. к. задан вопрос какой?)
6. Работа по подготовке к устному экзамену
- Вспомните, что такое определение? (второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество предмета)
- В текстах какого типа используются определения? (ОПИСАНИЕ)
Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.
Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Сейчас вы будете описывать фотографию, представленную на слайде, используя СПП с придаточными определительными, для начала, вам необходимо объединиться в 3 группы. Каждая группа будет описывать предложенную ей часть (вступление, основную часть и заключение).
СЛАЙД
Обратите внимание!
Для более удобного выполнения вашей работы, я раздаю вам на каждую группу Алгоритм для описания фотографии
Время на подготовку 2 минуты.
ВЫВОД: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер.
Отличительной чертой многих писателей является способность виртуозно пользоваться сложными предложениями, целыми синтаксическими конструкциями, которые помогают выразить сложные мысли, переживания о жизни человека, явлениях природы, выразить восторг, любовь, доброту к людям, счастье или негодование.
Один из критериев оценивания - Речевое оформление
(Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции)
7. Введение понятия синтаксической синонимии.
СПП с придаточным определительным можно заменить простыми предложениями с обособленными членами, выраженными причастными оборотами
Ученик к доске
- раскрыть скобки и расставить пропущенные знаки препинания.
(Работа в тетрадях, один учащийся - у доски.)
Звон (не) см....лкающий (н...) на минуту нарушал послеобеде...ый сон.
(Звон, не смолкающий ни на минуту, нарушал послеобеденный сон.)
-Выпишите из предложения словосочетание ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ СОН, укажите тип связи. (Согласование.)
-Замените данное словосочетание синонимичным словосочетанием со связью управление. (Сон после обеда.)
-Замените обособленные определения придаточным предложением, зачитайте получившийся вариант.
(Звон, который не смолкает ни на минуту, нарушал послеобеденный сон.)
ВЫВОД: Итак, одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями (синтаксические синонимы), но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления..Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной.
Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом : «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., - заменяя краткость причастия вялым оборотом».
Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.
Для чего необходимо использовать синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)
Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)
Вывод: Для чего необходимо использовать синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)
Возвращаясь к началу нашего урока, вспомните, по каким темам работали наши выпускники?
(Доброта, отзывчивость, справедливость, милосердие и т.д.)
- Схожи ли эти темы с темами сочинений в 9 классе?
-- Сможем ли мы воспользоваться теми же аргументами для доказательства в задании 9.3
- В том числе вы тоже можете использовать различные грамматические конструкции,
А применяя сложные предложения с разными видами связи, избегая повторы, вы, ребята, успешно справитесь с изложением и сочинением на экзаменационной работе.
РЕФЛЕКСИЯ:
Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог.
– Итак, в начале урока мы ставили перед собой цели: (повторить)
-Достигли ли мы их?
1. Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Какое задание на уроке было наиболее интересным?
3. Какое задание оказалось самым трудным?
Д/з: Выписать из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 10 СПП с ПО