kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчинённое предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке девятиклассники могут систематизировать изученное по теме «Сложноподчинённое предложение», формируют умение работать с тестами; повторят правописание Н, НН в прилагательных и причастиях, средства выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённое предложение»

Тема. Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение».


Цель: обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложноподчинённое предложение», формировать умение работать с тестами; повторить правописание Н, НН в прилагательных и причастиях, средства выразительности.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы, цели урока.

  3. Словарная работа.

- В каком случае в прилагательных пишется НН? Слова-исключения?

- Когда в прилагательном пишется Н? Слова-исключения?

- Как определить, сколько Н пишется в причастии?


На карточке 1 учащийся вставляет Н, НН в прилагательных, 2 учащийся на зинтерактивной доске – в причастиях. В это время ученик у доски работает вместе с классом.


№ 1. Карти…ая галерея, деревя…ая ложка, мыши…ая возня, безветре…ый день, торжестве…ый митинг, дровя…ой склад, дли…ый путь, соловьи…ая трель, огне…ый шквал, болезне…ый вид, послеобеде…ый сон.


№ 2. Слома…ые часы, лома…ая линия, краше…ый пол, краше…ый масляной краской пол, правле…ый редактором текст, правле…ый текст, распиле…ые дрова, маринова…ые грибы, расслабле…ые мышцы.


№ 3. Стеклянный сосуд, лакированные туфли, разочарованный вид, серебряный блеск, захваленный ребёнок, экскурсионный автобус, варенные в мёде пряники, воробьиное семейство, решённая задача, мазанные мелом стены, утренний туман, песчаный берег, вяленный на солнце лещ.


- Расскажите о правописании Н, НН в прилагательных и причастиях.


  1. Повторение теоретического материала. (Параграф 205 – 215). Взаимоопрос.

- Какие предложения называются сложноподчинёнными?

- Как называются части сложноподчинённого предложения?

- Какое предложение главное? А какое придаточное?

- Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

- Назовите средства связи в сложноподчинённом предложении.

- Что такое союзное слово?

- Как отличить союз от союзного слова?

- Назовите способы подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

- Какое подчинение называется однородным? Последовательным? Параллельным?

- На какие группы делятся придаточные предложения по значению? (Подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные).

- Расскажите о подлежащных придаточных. (Вопросы подлежащего, относятся к одному слову, союзные слова).

- Расскажите о сказуемных придаточных. (Вопросы сказуемого, относятся к одному слову, союзные слова).

- Расскажите об определительных придаточных. (Вопросы определения, относятся к одному слову, союзные слова).

- Расскажите о дополнительных (изъяснительных) придаточных. (Вопросы косвенных падежей, относятся к одному слову, союзные слова и союзы).

- Как узнать, что перед вами придаточное обстоятельственное? (Отвечают на вопросы обстоятельства).

- Какие придаточные выделяются среди обстоятельственных? (Места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки, присоединительные).


  1. Синтаксическая пятиминутка.

- Расставьте знаки препинания, разберите предложение, определите вид придаточных и способ подчинения.

(1 ученик у доски, 2 и 3 на карточках, схема на доске).


  1. Если снегопад продолжится, лыжный поход придётся отложить, потому что по глубокому снегу идти слишком тяжело.

  2. Когда яхта, которая шла впереди остальных, резко повернула, зрители на берегу увидели, что она чудом избежала столкновения с рыбачьей лодкой.

  3. Никто не сомневался, что тревожные слухи, которые дошли до нас, ложны и для беспокойства нет причин.


  1. Работа по теме.

  1. Упр. 177 (158).

Составить схемы сложноподчинённых предложений.


  1. Тест.

I вариант.


  1. Найдите сложноподчинённые предложения.

  1. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.

  2. По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к воде, им разрешалось садиться на вёсла.

  3. Учёный должен был узнать много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.

  4. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, тёплый, не приносящий прохлады.


  1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

А. нет

Б. 1.

В. 2, 3.

Г. 3, 4.


  1. Найдите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. нет

Б. 1, 2.

В. 1, 3.

Г. 1, 2, 3.


  1. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

А. нет

Б. 1.

В. 2.

Г. 3.


  1. Определите тип третьего предложения.

А. простое

Б. сложносочинённое

В. сложноподчинённое.

Г. сложное бессоюзное.


  1. Есть ли среди приведённых предложений такие, структура которых соответствует схеме [ двусоставное ], союз [ неопределённо-личное]?


II вариант.


  1. Найдите сложноподчинённые предложения.

  1. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с тёмным берегом уныло шепталась горная река.

  2. Это был первый бал после его приезда из Петербурга однако он присутствовал на нём без удовольствия, не стараясь понравиться.

  3. Гоголя мы узнаём в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

  4. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.


  1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

А. нет

Б. 1, 2.

В. 1.

Г. 2.


  1. Найдите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. 1.

Б. 3, 4.

В. 3.

Г. 4.


  1. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

А. 2.

Б. 3.

В. нет.

Г. 2, 3.


  1. Определите тип второго предложения.

А. простое

Б. сложносочинённое

В. сложноподчинённое.

Г. сложное бессоюзное.


  1. Есть ли среди приведённых предложений такие, структура которых соответствует схеме [ двусоставное ], союз [ односоставное]?


III вариант.


  1. Найдите сложноподчинённые предложения.

  1. (В)следствие того что в этом году лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.

  2. За окном ничего нет кроме фонарей.

  3. Пожар возникший (в)следствие неосторожного обращения с огнём уничтожил рощицу.

  4. Чуть брезжило когда нас разбудили.

  5. (В)следствие по делу которое вёл новый судья были внесены дополнительные данные.

  6. Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.


  1. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.

А. 1.

Б. 4

В. 5.

Г. 3.

  1. Найдите предложение с придаточным причины.

А. 6.

Б. 3.

В. 1.

Г. 5.


  1. Найдите предложение, в котором придаточное связано с главным с помощью союзного слова.

А. 1, 4, 6.

Б. 5.

В. 1, 5.

Г. 1, 3.


  1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом и пишется слитно.

А. 1.

Б. 3.

В. 5.

Г. 1, 3.


  1. Использование какого союза придаёт предложению ….с моря надвигался шторм, полёты запрещались оттенок разговорной речи?

А. благодаря тому что

Б. потому что

В. когда

Г. ввиду того что


IV вариант.

  1. Найдите сложноподчинённые предложения.

  1. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придёт в голову а я слушаю с замиранием сердца.

  2. Берёзки словно девочки босые стоят в снегу.

  3. Когда Мария увидела ребят сердце её зашлось от жалости к ним.

  4. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что)бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.

  5. Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

  6. (Что)бы ни спросили у него товарищи обо всём он мог рассказать.


  1. Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного предложения.

А. 1.

Б. 5

В. 2.

Г. 4.

  1. Найдите предложение с придаточным цели.

А. 2.

Б. 4.

В. 6.

Г. 3.


  1. Найдите сложноподчинённое предложение с указательным словом в главной части.


  1. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются союзами и пишутся слитно.

А. 4.

Б. 6.

В. 4, 6.

Г. ни 4, ни 6.


  1. Выберите подчинительный союз, который точнее других передаёт стиль и смысл высказывания.

….есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.

А. раз

Б. коль

В. если

Г. как


  1. Упр. 176 (157).


  1. Задание на дом: упр. на карточке 109, тетр.

Перепишите текст, выделяя главные и придаточные предложения. Расставьте знаки препинания. Укажите вид придаточных, подчеркните средства связи.

  1. Так как я был от природы (не)злопамятен то искренне простил ему нашу ссору. 2) Едва я успел накинуть бурку как пов…лил снег. 3) Мои спутники пон…ли что если нам не удаст(?)ся пересилить ветер то мы погибли. 4) Если хочешь познать ист…ну нач…най с азбуки. 5) Знание только тогда знание когда оно пр…обретено усилиями своей мысли а не одной памятью. 6) Вася устал ходить туда глядеть на вод…пад чтобы испыт…вать ужас и отвращение. 7) Верхний стоб воды почти не двигался а в двух нижних н.. на минуту н… прекращалось (еле)уловимое дв…жение из стороны в сторону точно вод…пад всё время поскальз…вался и выпр…млялся. 8) Ветры дуют не так как хотят к…рабли.


  1. Подготовка к ГИА. Средства выразительности.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:

— Не могу.

2) Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

3) Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра — всё равно.

4) Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...

2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.

4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.

2) И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.

3) Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.

4) Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.


5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.

2) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.

3) Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.

4) Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является мета­фора.

1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.



  1. Подведение итогов. Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложноподчинённое предложение

Автор: Максимова Людмила Алексеевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Подготовка учащихся к ЕНТСложноподчинённое предложение11класс"
    ["seo_title"] => string(73) "podghotovkauchashchikhsiakientslozhnopodchinionnoiepriedlozhieniie11klass"
    ["file_id"] => string(6) "323544"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461934921"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Сложноподчинённое предложение 11класс"
    ["seo_title"] => string(43) "slozhnopodchinionnoiepriedlozhieniie11klass"
    ["file_id"] => string(6) "323545"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461935065"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"
    ["seo_title"] => string(58) "slozhnopodchinionnoiepriedlozhieniiespridatochnymvriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "298959"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456419109"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока на тему: "Сложноподчинённое предложение"."
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-uroka-na-tiemu-slozhnopodchinionnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "322342"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461572396"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным  образа  действия» "
    ["seo_title"] => string(76) "tiema-slozhnopodchinionnoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-obraza-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "133626"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416558016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства