Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Сложноподчинённое предложение".»
Урок русского языка 9 класс
Сложноподчинённое
предложение
Понятие сложноподчинённого предложения
Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство.
Сложноподчинённымпредложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощиподчинительных союзов или союзных слов.
Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной , а другая — подчинённой, придаточной .
От главной части к придаточной можно поставить вопрос.
Запела птица голосом блаженным
о том,как мы друг друга обрели. (А. Ахматова)
[о том], (как ).
Придаточная часть может находиться :
1) в начале предложения:
Если бы язык не был поэтичен,
не было бы искусства слова—поэзии. (С. Маршак.)
( Если ),[ ].
2) в середине предложения:
Ветви деревьев казались мохнатыми и,
когда набегал ветерок,слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.)
[,(когда ),].
3) после главной части:
Вспомни песни,что пел соловей.(И. Бунин)
[ ], ( что ).
Подчинительные союзы если, чтобы, словно,потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной.
Союзные слова который, чей, кто, что, где,куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.
Возьмите на заметку!
Возьмите на заметку!
Возьмите на заметку!
1
Для того чтобы различить союз и союзное слово , необходимо запомнить:
союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом,
союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи.
К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является.
Горько думать,чтопройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин)
Вспомни песни,чтопел соловей.(И. Бунин)
2
Возьмите на заметку!
Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы.
Вечер оказался таким,каким его обещалоутро.(М. Горький.)
[таким],(каким ).
Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной.
Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения.
В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках [ ] ,
а придаточная — в круглых ( ).
Составить схемы сложных предложений:
Карамзин – человек замечательный, и место ему в литературе принадлежит особое. Первые грошовые заработки дали Карамзину переводы. Ему было чуть больше двадцати, когда он перевёл Шекспира. Переводы и собственные стихи молодой автор публикует в журнале «Детское чтение для сердца и разума», на котором воспитывалось целое поколение дворянских детей. Чтобы слово дошло до юных читателей, писать нужно просто и понятно. Скорее всего именно тогда зародилась «гладкая» проза Карамзина, совсем не похожая на остальную литературу того времени. Пройдёт несколько лет, Карамзин начнёт издавать свой «Московский журнал», затем «Вестник Европы».