kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Сложноподчинённое предложение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая — подчинённой, придаточной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Сложноподчинённое предложение".»

Урок русского языка  9 класс   Сложноподчинённое предложение

Урок русского языка 9 класс

Сложноподчинённое

предложение

Понятие сложноподчинённого предложения

Понятие сложноподчинённого предложения

  • Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство.
  • Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
  • Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной , а другая — подчинённой, придаточной .
От главной части к придаточной  можно поставить вопрос.    Запела птица голосом блаженным    о том, как мы друг друга обрели. (А. Ахматова)    [ о том ] , (как ).

От главной части к придаточной можно поставить вопрос.

Запела птица голосом блаженным

о том, как мы друг друга обрели. (А. Ахматова)

[ о том ] , (как ).

Придаточная часть может находиться :   1) в начале предложения: Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова—поэзии. (С. Маршак.)   ( Если ), [ ] .

Придаточная часть может находиться :

1) в начале предложения:

Если бы язык не был поэтичен,

не было бы искусства слова—поэзии. (С. Маршак.)

( Если ), [ ] .

2) в середине предложения: Ветви деревьев казались мохнатыми и,  когда набегал ветерок,  слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.)     [ ,(когда ), ] .

2) в середине предложения:

Ветви деревьев казались мохнатыми и,

когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.)

[ ,(когда ), ] .

3) после главной части: Вспомни песни,  что пел соловей. (И. Бунин)    [ ] , ( что ).

3) после главной части:

Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин)

[ ] , ( что ).

Подчинительные союзы если, чтобы, словно,  потому что  и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где,  куда  и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку!  Возьмите на заметку!

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной.

Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.

Возьмите на заметку!

Возьмите на заметку!

Возьмите на заметку!    1

Возьмите на заметку!

1

  • Для того чтобы различить союз и союзное слово , необходимо запомнить:
  • союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом,
  • союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи.
К союзному слову можно поставить вопрос  и определить, каким членом предложения оно является.   Горько думать , что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин)  Вспомни песни, что  пел соловей.(И. Бунин)

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является.

Горько думать , что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин)

Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин)

2 Возьмите на заметку!     Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы. Вечер оказался таким, каким его обещало  утро. (М. Горький.)   [ таким ] , (каким ).

2

Возьмите на заметку!

Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы.

Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький.)

[ таким ] , (каким ).

Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной.    Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках [ ] ,  а придаточная — в круглых ( ).
  • Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной.
  • Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения.
  • В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках [ ] ,
  • а придаточная — в круглых ( ).
Составить схемы сложных предложений:

Составить схемы сложных предложений:

  • Карамзин – человек замечательный, и место ему в литературе принадлежит особое. Первые грошовые заработки дали Карамзину переводы. Ему было чуть больше двадцати, когда он перевёл Шекспира. Переводы и собственные стихи молодой автор публикует в журнале «Детское чтение для сердца и разума», на котором воспитывалось целое поколение дворянских детей. Чтобы слово дошло до юных читателей, писать нужно просто и понятно. Скорее всего именно тогда зародилась «гладкая» проза Карамзина, совсем не похожая на остальную литературу того времени. Пройдёт несколько лет, Карамзин начнёт издавать свой «Московский журнал», затем «Вестник Европы».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока на тему: "Сложноподчинённое предложение".

Автор: Хот Саида Хазретовна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока по теме: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "169986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423491077"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства