Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных»
Урок русского языка в 9 классе на тему «СПП с несколькими придаточными»
Цели урока: дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными; об особенностях пунктуации в них; составлять схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением придаточных; правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений; составлять сложноподчиненные предложения с разными придаточными.
Найдите глаголы совершенного вида: сказать, рисовать, отбросить, справиться.
Повторение изученного. Определите вид придаточных, составьте схемы предложений.
Я торопился закончить выступление, чтобы успеть к поезду.
Я закончил выступление так, чтобы успеть к поезду.
Мне сказали, чтобы я закончил выступление и поторопился к поезду.
Объяснение нового материала. Наблюдения в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Чтение параграфа 28, анализ примеров предложений, построение схем СПП с несколькими придаточными.
Составление плана §28
Схематичное изображение видов СПП с несколькими придаточными
(раздаточный материал)
Самостоятельно создают схемы СПП с несколькими придаточными, обсуждаем варианты схем и названий видов СПП.
Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты. (По Н, Дубову)
Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые часто сами неспособны (По А. Алексину)
Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует ее портрет. (По А. Алексину)
Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (По Е. Гришковцу)
Когда поезд отошел от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (По В. Пескову)
Мы были полны восторга, еще не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, свое сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит душу какая-то волна, и как обрывается все внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность (По А. А. Лиханову)
И у нас начинается развеселая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.(По Э. Е. Фоняковой)
(Обращаем внимание на то, что при наличии сочинительного союза между однородными придаточными, подчинительный союз часто опускается)