kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных»

Разработка урока русского языка в 9 классе.

Тема: «Повторение сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных».

Разработка урока представлена учителем русского языка Шевченко Н.П.



Цель урока: закрепить знания, умения, навыки по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных».

Задачи урока:

1) устранить пробелы в знаниях учащихся по изученной теме;

2) формировать умение конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам;

3) воспитывать интерес к предмету, прививать положительные качества личности.

Оформление доски к уроку: запись трёх предложений для анализа:

  1. Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой прохладой.

  2. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

  3. Нынче, в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике.

Запись предложения из сказки В.А. Сухомлинского «Семь дочерей»:

Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.


На партах для учеников разложены конверты с игровым лото.

Ход урока.


- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке русского языка мы повторим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях, и постараемся устранить пробелы и преодолеть трудности, возникшие у вас при выполнении тестов, проверочных работ по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных».

Перейдем к выполнению первого задания. На доске записаны три предложения, вам должны расставить знаки препинания, аргументировать свой ответ и определить типы данных предложений.

1)Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой прохладой.

2)Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.

3)Нынче, в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике.

(Ответы учащихся: первое предложение – сложносочиненное, т.к. в нем просматриваются две грамматические основы, два простых предложения, равноправных по отношению друг к другу, связанных интонацией и сочинительным союзом (запятая ставится перед союзом и). Второе предложение – сложное, бессоюзное, в нем три грамматические основы, три простых предложения, связанных между собой интонацией, без помощи союзов и союзных слов (две запятых). Третье предложение - сложноподчиненное, две грамматические основы, на первом месте главное предложение, ему по смыслу подчиняется придаточное (стоит на втором месте), связаны данные предложения интонацией и подчинительным союзом когда. Главное предложение разбито придаточным. В главном предложении есть уточняющее обстоятельство времени, поэтому в предложении необходимо поставить три знака препинания.

- Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

(1 ученик разбирает предложение у доски, остальные – в тетрадях)

- Повторим правописание союзов и союзных слов. Небольшое исследование по данной проблеме провела Маша, дадим ей слово.

- Я проанализировала тесты, письменные работы и устные ответы одноклассников по изученной теме и пришла к выводу, что написание некоторых и сочинительных и подчинительных союзов вызывают трудности у части учащихся нашего класса. Я подготовила подборку этих союзов и хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на правописание этих слов. Для работы на доске приглашаю Ваню и Аню, Ваня будет выписывать сочинительные союзы, Аня – подчинительные.

(Маша диктует слова: потому что, так как, несмотря на то что, чтобы, благодаря тому что, вследствие того что, для того чтобы, как будто; не то-не то, то ли-то ли, зато, также, тоже. Дети выполняют задание и исправляют ошибки.)

- Следующим этапом урока станет конструирование сложноподчиненных предложений по предложенным схемам, запись в тетрадь, пунктуационный анализ и определение вида придаточных.

1.

Примерный вариант: Я быстро уснул, потому что сильно устал (причины).

2.

Примерный вариант: Когда рассветет, двинемся в путь (времени).

3.

Я попросил, чтобы мне принесли чай с лимоном (изъяснительное).

4.

Примерный вариант: Я купил тот альбом, о котором давно мечтал (местоимённо-определительное).

Устный опрос по теме.

  1. На какие группы по значению делят придаточные предложения?

(местоименно-определительные, изъяснительные, обстоятельственные)

  1. Какие придаточные относятся к существительному или местоимению в главном предложении и отвечают на вопросы: какой? какая? какие?

(местоимённо-определительные)

  1. Что вы знаете о придаточных изъяснительных?

  2. Какие виды придаточных обстоятельственных вы помните? Расскажите о них.

А сейчас, ребята, вам предстоит очень ответственная и интересная работа. На некоторое время вы станете корректорами и устраните грамматические ошибки, связанные с построением сложноподчиненных предложений.

  1. Если человек не занимается спортом, и он быстро старится.

Ошибка: употребление сочинения и подчинения для связи частей предложения.

  1. Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал тебя такими необычными подарками.

Ошибка: отрыв определительного от определяемого слова в главном предложении.

  1. Мама всегда меня ругает, что я не поливаю цветы в своей комнате.

Ошибка: пропуск необходимого указательного слова с предлогом – за то.

  1. Самодельные подарки лучше. Потому что если подарить купленную в магазине вещь, то она может не понравиться.

Ошибка: использование лишних союзов – потому что.

  1. Входишь в гостиную, то сразу бросается в глаза большое зеркало.

Ошибка: пропущен союз – когда.

Игровая разминка.

На партах у вас, ребята, лежит грамматическое лото, разложены номерки, листы, на которых записаны предложения, с которыми вы будете работать. Ваша задача - соотнести эти предложения с клетками лото. Читаем предложение и закладываем единичкой соответствующую клетку. Всего предложений девять, а клеток лото восемь. Одно предложение остается лишним (какой-то из номеров не будет задействован в игре). Работаем в парах.

Приложение №1

Листы с раздаточным материалом (предложения для работы)

  1. Там, где кончалось поле, сплошной стеной вставал лес.

  2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

  3. Ей снится, будто бы она идёт по снеговой поляне.

  4. Пожелаем, чтоб не меркнул правды луч в краю родном, чтоб волной широкой знанье разлилось повсюду в нем.

  5. Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова – поэзии.

  6. Когда все ещё в доме спят, я поднимаюсь пораньше и готовлю вкусный завтрак.

  7. Часть пути им пришлось ползти, так как местность была неровная.

  8. В лесу что-то треснуло, будто сломалось дерево.

  9. Солнце уж спряталось в свинцовой туче, застывшей над нашим домом.

Приложение №2

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени

Сложноподчиненное предложение с придаточным условным

[ , ( где ) , … ]

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины

[ ] , ( ) , ( )

Простое предложение, осложненное причастным оборотом

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным


Ключ: 6-5, 1-2, 7-4, 9-3.

Проверка выполнения задания.

Сегодня для вас прозвучит изумительная сказка известного педагога Василия Александровича Сухомлинского «Семь дочерей».

После прослушивания текста вам надо будет ответить на вопросы: О чем эта сказка? Чему она вас учит? Понравилась ли вам сказка В.А. Сухомлинского? Какая из дочерей вам понравилась и почему? Какое отношение имеет эта сказка к сегодняшнему уроку? Итак, внимательно слушаем сказку.

Сказка.

Семь дочерей.

Было у матери семь дочек. Вот поехала однажды мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Вернулась домой через месяц.
Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

- Я соскучилась по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая дочь.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет за птичкой, - сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

- Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядит соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с ног матери обувь и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.


(Сказка о семье, о маме - самом дорогом для каждого из нас человеке. Часто мы выражаем свою любовь к маме словами и поступками. Но все-таки вместо красивых слов лучше выразить свое отношение к ней искренней заботой, конкретной помощью. О глубине чувств к матери красноречиво говорит поступок младшей дочери. Именно она нам понравилась больше остальных дочерей. Нельзя не отметить то, как изящно, образно, поэтично дочери выразили свои чувства к матери.)

(Эта прекрасная, добрая, мудрая сказка звучит сегодня на уроке потому, что связана с темой нашего занятия. В сказке много сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными.)


Вернемся ко второму предложению текста: Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери. Что вы заметили необычного в этом предложении? Чем оно отличается от остальных сложноподчиненных предложений?

(В нем два придаточных: 1- времени, 2 – изъяснительное)

Подведём итоги урока. Ответьте на вопросы:

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Какие пробелы в знаниях ликвидировали?

  3. Какие этапы урока вам показались интересными?

Домашнее задание: подобрать из художественных произведений фрагменты текста, в которых преобладают сложноподчиненные предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Повторение сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных

Автор: Шевченко Наталья Петровна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения""
    ["seo_title"] => string(99) "urokpotiemieslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiobrazadieistviiastiepieniisravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450703684"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Сложноподчиненные предложения 9 классе"
    ["seo_title"] => string(47) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "284372"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453974899"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока на тему: "Сложноподчиненные предложения" (обобщение) "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "180262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425144935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства