Нынче, в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике.
Запись предложения из сказки В.А. Сухомлинского «Семь дочерей»:
Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
На партах для учеников разложены конверты с игровым лото.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке русского языка мы повторим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях, и постараемся устранить пробелы и преодолеть трудности, возникшие у вас при выполнении тестов, проверочных работ по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных».
Перейдем к выполнению первого задания. На доске записаны три предложения, вам должны расставить знаки препинания, аргументировать свой ответ и определить типы данных предложений.
1)Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой прохладой.
3)Нынче, в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике.
(Ответы учащихся: первое предложение – сложносочиненное, т.к. в нем просматриваются две грамматические основы, два простых предложения, равноправных по отношению друг к другу, связанных интонацией и сочинительным союзом (запятая ставится перед союзом и). Второе предложение – сложное, бессоюзное, в нем три грамматические основы, три простых предложения, связанных между собой интонацией, без помощи союзов и союзных слов (две запятых). Третье предложение - сложноподчиненное, две грамматические основы, на первом месте главное предложение, ему по смыслу подчиняется придаточное (стоит на втором месте), связаны данные предложения интонацией и подчинительным союзом когда. Главное предложение разбито придаточным. В главном предложении есть уточняющее обстоятельство времени, поэтому в предложении необходимо поставить три знака препинания.
- Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
(1 ученик разбирает предложение у доски, остальные – в тетрадях)
- Повторим правописание союзов и союзных слов. Небольшое исследование по данной проблеме провела Маша, дадим ей слово.
- Я проанализировала тесты, письменные работы и устные ответы одноклассников по изученной теме и пришла к выводу, что написание некоторых и сочинительных и подчинительных союзов вызывают трудности у части учащихся нашего класса. Я подготовила подборку этих союзов и хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на правописание этих слов. Для работы на доске приглашаю Ваню и Аню, Ваня будет выписывать сочинительные союзы, Аня – подчинительные.
(Маша диктует слова: потому что, так как, несмотря на то что, чтобы, благодаря тому что, вследствие того что, для того чтобы, как будто; не то-не то, то ли-то ли, зато, также, тоже. Дети выполняют задание и исправляют ошибки.)
- Следующим этапом урока станет конструирование сложноподчиненных предложений по предложенным схемам, запись в тетрадь, пунктуационный анализ и определение вида придаточных.
1.
Примерный вариант: Я быстро уснул, потому что сильно устал (причины).
2.
Примерный вариант: Когда рассветет, двинемся в путь (времени).
3.
Я попросил, чтобы мне принесли чай с лимоном (изъяснительное).
4.
Примерный вариант: Я купил тот альбом, о котором давно мечтал (местоимённо-определительное).
Устный опрос по теме.
На какие группы по значению делят придаточные предложения?
Какие придаточные относятся к существительному или местоимению в главном предложении и отвечают на вопросы: какой? какая? какие?
(местоимённо-определительные)
Что вы знаете о придаточных изъяснительных?
Какие виды придаточных обстоятельственных вы помните? Расскажите о них.
А сейчас, ребята, вам предстоит очень ответственная и интересная работа. На некоторое время вы станете корректорами и устраните грамматические ошибки, связанные с построением сложноподчиненных предложений.
Если человек не занимается спортом, и он быстро старится.
Ошибка: употребление сочинения и подчинения для связи частей предложения.
Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал тебя такими необычными подарками.
Ошибка: отрыв определительного от определяемого слова в главном предложении.
Мама всегда меня ругает, что я не поливаю цветы в своей комнате.
Ошибка: пропуск необходимого указательного слова с предлогом – за то.
Самодельные подарки лучше. Потому что если подарить купленную в магазине вещь, то она может не понравиться.
Ошибка: использование лишних союзов – потому что.
Входишь в гостиную, то сразу бросается в глаза большое зеркало.
Ошибка: пропущен союз – когда.
Игровая разминка.
На партах у вас, ребята, лежит грамматическое лото, разложены номерки, листы, на которых записаны предложения, с которыми вы будете работать. Ваша задача - соотнести эти предложения с клетками лото. Читаем предложение и закладываем единичкой соответствующую клетку. Всего предложений девять, а клеток лото восемь. Одно предложение остается лишним (какой-то из номеров не будет задействован в игре). Работаем в парах.
Приложение №1
Листы с раздаточным материалом (предложения для работы)
Там, где кончалось поле, сплошной стеной вставал лес.
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
Ей снится, будто бы она идёт по снеговой поляне.
Пожелаем, чтоб не меркнул правды луч в краю родном, чтоб волной широкой знанье разлилось повсюду в нем.
Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова – поэзии.
Когда все ещё в доме спят, я поднимаюсь пораньше и готовлю вкусный завтрак.
Часть пути им пришлось ползти, так как местность была неровная.
В лесу что-то треснуло, будто сломалось дерево.
Солнце уж спряталось в свинцовой туче, застывшей над нашим домом.
Приложение №2
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени
Сложноподчиненное предложение с придаточным условным
[ , ( где ) , … ]
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение с придаточным причины
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
Ключ: 6-5, 1-2, 7-4, 9-3.
Проверка выполнения задания.
Сегодня для вас прозвучит изумительная сказка известного педагога Василия Александровича Сухомлинского «Семь дочерей».
После прослушивания текста вам надо будет ответить на вопросы: О чем эта сказка? Чему она вас учит? Понравилась ли вам сказка В.А. Сухомлинского? Какая из дочерей вам понравилась и почему? Какое отношение имеет эта сказка к сегодняшнему уроку? Итак, внимательно слушаем сказку.
Сказка.
Семь дочерей.
Было у матери семь дочек. Вот поехала однажды мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Вернулась домой через месяц. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я соскучилась по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет за птичкой, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядит соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с ног матери обувь и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.
(Сказка о семье, о маме - самом дорогом для каждого из нас человеке. Часто мы выражаем свою любовь к маме словами и поступками. Но все-таки вместо красивых слов лучше выразить свое отношение к ней искренней заботой, конкретной помощью. О глубине чувств к матери красноречиво говорит поступок младшей дочери. Именно она нам понравилась больше остальных дочерей. Нельзя не отметить то, как изящно, образно, поэтично дочери выразили свои чувства к матери.)
(Эта прекрасная, добрая, мудрая сказка звучит сегодня на уроке потому, что связана с темой нашего занятия. В сказке много сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными.)
Вернемся ко второму предложению текста: Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери. Что вы заметили необычного в этом предложении? Чем оно отличается от остальных сложноподчиненных предложений?
(В нем два придаточных: 1- времени, 2 – изъяснительное)
Подведём итоги урока. Ответьте на вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Какие пробелы в знаниях ликвидировали?
Какие этапы урока вам показались интересными?
Домашнее задание: подобрать из художественных произведений фрагменты текста, в которых преобладают сложноподчиненные предложения.