Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными времени»
ТЕМА открытого урока урока русского языка в 9классе : «Сложноподчинённые предложения С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИ. Подготовка к итоговой аттестации в новой форме»
Цель:
Образовательная: изучение особенностей сложноподчинённого предложения с придаточным времени; формирование умения находить сложноподчинённые предложения в художественных текстах, ставить запятые, объяснять их, формирование умения конструировать предложения данного вида и правильно употреблять их в речи, производить синонимическую замену сложноподчинённых предложений с придаточными времени.
Развивающая: развитие логического мышления; формирование интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, обобщать).
Воспитательная: дальнейшее воспитание культуры речи, умения корректно высказать свою точку зрения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Форма урока: групповая и индивидуальная работа.
Методы: объяснение нового материала учителем, работа с тестами.
Оборудование: проектор, доска, карта успеха ученика, карточки с творческими домашними заданиями.
Ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, дорогие ученики, а также дорогие гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной группой придаточных обстоятельственных предложений - с придаточными времени. Научимся распознавать их, определять место придаточных предложений в сложноподчинённом предложении, определять способы связи придаточных времени с главными предложениями, будем выполнять тестовые задания по теме урока. Хотелось бы, чтобы урок прошёл чётко, слаженно, чтобы мы всё успели и вы получили хорошие отметки. Для этого у каждого из вас на парте имеется карта успеха ученика, которую вы будете заполнять по ходу урока и в конце мне сдадите.
II.Изучение нового материала
На слайде: 1)Как только кончился тёплый летний ливень, мы выбежали босиком на улицу. 2)Когда я открыл окно, комната наполнилась ароматом сирени.3)Пока горел костёр, было светло и тепло.4)С тех пор как брат вернулся домой, он каждый вечер мастерил что-то. 5)Едва прозвенел школьный звонок, всё стихло.
-Ребята, найдите в данных предложениях придаточные времени, определите, на какие вопросы они отвечают, к чему относятся (далее идёт анализ предложений учащимися).
-Давайте сделаем вывод о сложноподчинённом предложении. Не забудьте о том, что в вашем ответе должна прозвучать следующая информация:
- на какие вопросы отвечают придаточные времени , с помощью каких союзов присоединяются к главному предложению, какое место по отношению к главной части предложения занимают(с места отвечает один ученик или ученица).
III. Первичное применение усвоенных знаний
Запишите предложения, составьте их схемы:
1)Когда наступила ночь, пришлось вернуться домой. 2)После того как пообедали, мы пошли гулять. 3)Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет.
IV.Упражнения на синонимическую замену предложений
Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
1) Я учился в школе. Брат работал на заводе (Пока я учился в школе, брат работал на заводе).2) Грозит беда. Мы вспоминаем друзей и близких (Как только грозит беда, мы вспоминаем друзей и близких.3)Кончился дождь. Всё стихло, как будто замерло(Едва кончился дождь, всё стихло, как будто замерло).
V. Подготовка к ГИА. Выполнение тестовых заданий
Учитель: -Сейчас мы переходим к выполнению тестов. Всего 6 вопросов, в том числе два вопроса по теме нашего урока. После прочтения вопроса вы, подумав, заносите свой вариант ответа в карту успеха ученика. Затем мы сверяем ваши ответы. У кого правильно, тот ставит себе один балл, у кого неверно - ставит ноль. В конце подведём итог работы над тестом. Критерии оценки следующие: за 6правильных ответов – «5»
За 4-5 правильных ответа – «4»
За 3 правильных ответа – «3»
Менее 3баллов –«2».
Будьте внимательны, желаю успехов.
1.В каком предложении нет придаточного времени?
1)Было время, когда старый замок служил убежищем всякому бедняку без малейших ограничений.
2)Когда я проснулся, в доме уже никого не было.
3) Мелеховы выехали на покос, когда уже на лугу была чуть не половина хутора.
4)Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.
2.Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
1)Скоро сильный храп возвестил, что хозяин спит беспробудным сном.
2)Она не любила, когда её тревожили утром.
3)Как только выпал первый снег, Захар Строгов собрался в город продавать воск.
4)Юрьева колебалась и молчала, хотя ей хотелось сказать очень много знаменитому артисту.
3.Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
1)К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора.
2)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело.
3)Мальчик стоял на том же месте.
4)Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
4.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Пошли человек шесть, (1) среди них,(2) конечно,(3) и Миха,(4)который потом почти дословно пересказал друзьям все удивительные истории,(5) услышанные от учителя.
5.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.
6.В приведённом предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Например,(1) опишите вьющийся куст этих красных цветов,(2) которые тянутся через ограду,(3) хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…
VI.Подведение работы над тестом. (Учитель, быстро опрашивает ребят с места, заносит их итоговый балл в сводную карту успешности класса. Комментирует оценки за урок). Подведение итога урока.
-Что нового вы сегодня узнали?(Теперь я буду знать, что придаточные времени отвечают не только на вопрос когда, но и на вопросы с каких пор, до каких пор.
-Чему ещё вы научились на уроке?(Мы составляли из двух простых предложений сложное с придаточным времени).
VII Задания по карточкам.
Прочитайте, расставьте знаки препинания, подчеркните подчинительные союзы.
Пока мы собирались, пришел отец.
Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Я смотрел туда, где толпились люди.
Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.
Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.
Сестра завела будильник и прилегла на диван, потому что боялась проспать.
(Резерв времени. Если останется время, то
Учитель: -Как отличить сложноподчинённое предложение места? (Предоставить слово 1-2ученикам.)
Прочитайте данные предложения, назовите придаточные времени, союзы, соединяющие их в составе сложного предложения.
На слайде: (читаются вслух):
а) Довольная, она уснула тотчас же, едва мать уложила её.
б) Овчарка рычала, как только приближались чужие.
в) Пока я рос в другом краю, мой город вырос постепенно.
г) Много неудач выпало на долю отца, прежде чем он стал мастером.
Домашнее задание. параграф 14, Упр. 121,122(устно) с выполнением задания.
Творческое задание: преобразуйте сложносочиненные предложения в сложноподчинённые предложения с придаточным времени, запишите.
1) Солнце садилось, и его последние лучи золотили верхушки деревьев.
2) Ветер утих, и в небе зажглись звёзды.
3) Луна скрылась за холмом, и тропа стала неразличима.
Карта успеха ученика(цы) 9класса___________________________________