Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения. Придаточные времени.»
Сложноподчиненные предложения. Придаточные времени
Сложноподчиненные предложения состоят из двух частей: главной и придаточной. Эти части соединяются между собой союзами или союзными словами. [1, с. 124]
Среди сложноподчиненных предложений выделяется группа предложений с придаточными времени. От других типов сложноподчиненных предложений они отличаются значением времени, а также использованием в них специальных союзов – союзов времени. В произведениях Набокова такие предложения достаточно распространены: Он боялся, Лужин старший, что, когда сын узнает, зачем так нужны были совершенно безликие Трувор и Синеус, и таблица слов, требующих ять, и главнейшие русские реки, с ним случится то же, что два года назад, когда, медленно и тяжко, при звуке скрипевших ступеней, стрелявших половиц, передвигаемых сундуков, наполнив собою весь дом, появилась француженка. («Защита Лужина»)[5, с. 81]
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени сообщают о различных действиях, соотносимых во времени. Как могут соотноситься эти действия между собой? Ответы находим в произведениях Набокова:
они могут проходить одновременно, в то же самое время или совпадать частично: Когда стараюсь разобраться в былых желаниях, намерениях, действиях, я поддаюсь некоему обратному воображению, питающему аналитическую способность возможностями безграничными(«Лолита») Подтягин его потчевал бульоном магги, когда вошел Ганин.(«Машенька»)
действие в главном предложении может предшествовать действию в придаточном: До того как я расслышал правильно, как он их назвал, у меня выходило: принститутка. («Машенька»)
действие в придаточной части может предшествовать действию в главной: И когда поезд тронулся, он задремал, уткнувшись лицом в складки макинтоша(«Машенька»)[5, с. 83]
Одновременность. Частичная одновременность
В романах В.В. Набокова можно найти много примеров, где описываются действия, происходящие в одно и то же время, при этом одновременность может быть полной или частичной.
Действия в главной и придаточной частях при их полной одновременности совпадают во времени, происходят в то же самое время: Когда они еще маленькие, их зовут вермишелью. («Машенька»)
При частичной одновременности действия совпадают не полностью: одно из них – более длительное, другое – краткое. [2, с. 82] Краткое действие происходит на фоне длительного: Было уже темновато, когда он прикатил в дачный городок, где жила Машенька. («Машенька») И когда он скользнул мимо темной конюшни, оттуда пахнýло теплом, фырканьем, нежным стуком переставленного копыта. («Машенька»)
Для выражения одновременности действий Набоков использует следующие союзы: когда (то), пока, в то время как, по мере того как.
Союз когда – то наиболее распространен у него, это стилистически нейтральный союз. Набоков его использует в ряде случаев:
при сообщении о двух действиях, полностью совпадающих во времени. Следует обратить внимание на то, что в таких предложениях обычно употребляются глаголы одного вида, так автор передает полную одновременность действий: В тот день, когда старик приехал с целым кустом сирени Лужин что-то постиг, что-то в нем освободилось, прояснилось, пропала близорукость мысли(«Защита Лужина»)В последний раз, когда она видела его, он… действовал с приятелем сообща. («Камера-обскура»)
при сообщении о продолжительном действии, во время которого происходит другое, менее длительное или моментальное действие, чтобы передать их частичную одновременность. Продолжительное действие выражается глаголом несовершенного, а законченное действие – глаголом совершенного вида: Лидия Николаевна, сидя очень прямо в кресле, читала, когда он вошел. («Машенька») В тот солнцем пронизанный миг, когда мой взгляд оползал коленопреклонённую девочку, пока я шёл мимо неё под личиной зрелости пустота моей души успела вобрать все подробности её яркой прелести и сравнить их с чертами моей умершей невесты.(«Лолита»)
если события выражены повторяющимися действиями, то и в главной, и в придаточной частях используются глаголы несовершенного вида: Ему противно и скучно было, когда после схватки механической любви она, одеваясь, щурилась и говорила(«Машенька»)[7, с. 193]
Когда главная часть стоит после придаточной, в ней Набоков иногда использует частицу то, которая указывает на границу между главной и придаточной частями: Когда и эти сроки прошли, то он подарил Лужину денег, как дарят опостылевшей любовнице, и исчез. («Защита Лужина»)
Союз пока в романах Набокова чаще используется для выражения полной одновременности действий, чтобы подчеркнуть при этом конечный момент ихсовпадения. Действие главной части ограничено временем действия в зависимой части предложения: Так тот илидругой серый парковый сторож удалялся, стоя на месте,пока ехали наши сады, увлекая наск югу(«Другие берега»)
Также у Набокова союз пока может указывать на сопоставление действий в главной и придаточной частях, если в них использованы разные субъекты. Покавносили сундук, Чорб неподвижно глядел на розовую олеографию. («Возвращение Чорба»)
В предложениях с союзом пока употребляются глаголы несовершенного вида, если действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, полностью совпадают во времени: Пока я рассматриваю эти физиономии, одна из них тихонько превращается в моелицо. («Лолита»)
Если действие, о котором говорится в главной части предложения, не полностью, а лишь частично совпадает с действием придаточной части, то в главной части предложения используется глагол совершенного вида, а в придаточной – несовершенного вида: Пока я пил утреннее кофе в молочном баре, мой давешний сосед, пожилой дурак в безрамных очках на длинном добродетельном носу и с профессионально-союзным значком в петлице, изловчился преспокойно втянуть меня в беседу(«Лолита») Пока он говорил,тетяпопала ему крошкой прямо в рот.(«Защита Лужина»)[8, с. 206]
Последовательная смена событий
Размытые временные границы проявляются в романах Набоковым сложными подчинительными союзами, какие должны точно обращать внимание на время действия в главном предложении. Союз с тех пор как имеет значение начальной временной границы какого-либо действия и ограниченности такого действия во временном процессе, который указывается в придаточной части предложения, как: Ее мать должна была скоро приехать на этот курорт, и с тех пор, как возник Лужин, ожидание ее шумливого появления стало чем-то неприятно. («Защита Лужина»)
Динамику событий, которые следуют друг за другом, их моментальное чередование показывает союз как только и синонимичный ему союз только, например: Они ходили вокруг него, с опаской суживая круги, но, только он поднимал голову, отец с напускным интересом уже стучал по стеклу барометра. («Защита Лужина») При помощи союза после того как автор выражает самый обобщенный смысл следования.
Вообще, союз в минимальном значении уточняет свойство следования: не показывает, есть ли существование интервала между событиями, какова быстрота следования одного действия за другим. Все эти оттенки значения выявляются при помощи лексических средств: Приходил он обыкновенно очень удачно, - через несколько минут после того, как тетя, посмотрев на часы, уходила из дома. («Защита Лужина») Помимо этого, в произведениях Набокова употребляются союзы присоединения (после чего), имеющие оттенки ограничений во времени: Там он сразу расставил фигуры, как показывала тетя,долго смотрел на них, соображая что-то; после чего очень аккуратно сложил их в ящик. («Защита Лужина») [3, с. 174]
Придаточные с показанными типами союзов имеют препозитивное, интерпозитивное и постпозитивное положение в предложениях. В постпозитивном положении придаточная часть предложения призвана распространять область главной части предложения в общем и выражать собственно отношения времени. В интерпозитивном положении союзов появляются дополнительные присоединительные и выделительные тона значений, в особенности, если используется союз когда. В препозитивном положении придаточная часть соотносится с полным составом главной части предложения. [3, с. 175]
Многообразная полифония союзов, выделенных в романах Набокова, формирует длинный ряд временных картин, которые расширяют и углубляют представление читателя о временном аспекте произведений. В то же время один из наиболее часто встречающихся союзов союз когда строит временной поток как единую последовательную систему событий в произведении.[4, с. 133]
Соотношение вида и времени при выражении последовательности
Для выражения последовательности событий используется один план вида и времени в глагольных формах в главных и придаточных частях сложных предложений, иными словами, употребляются: а) глаголы в форме несовершенного вида в главных и придаточных частях: Приходил он необыкновенно очень удачно, – через несколько минут после того, как тетя, посмотрев на часы, уходила из дома.(«Защита Лужина») Также в минимальном синтаксическом единстве можно увидеть сочетание морфологического выражения форм глагольного времени с лексическими показателями времени. Роль лексических средств в таких предложениях заключается в конкретизации характера последовательности, в указании на существование интервала между событиями и на динамичность следования одного действия за другим действием. К подобным лексическим примерам можно отнести, в частности, такие временные вспомогательные средства, как через несколько минут, много раз, сразу; б) глаголы в форме совершенного вида в главных и придаточных частях: Пресловутую квартиру, в которой самый воздух был сарафанный, Лужин посетил сразу после того, как добыл свой первый пункт, разделавшись с очень цепким венгром. («Защита Лужина»)
В немногих случаях, с учетом некоторых условий, можно встретить использование глаголов в форме несовершенного вида в главной части предложения и в форме совершенного вида – в придаточной части предложения: Когда он, наконец, вышел отец уже стоял у ворот, в том конце двора, и выжидательно смотрел в его сторону.(«Защита Лужина»)[6, с. 127]
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени в произведениях Набокова сообщают о различных действиях, соотносимых во времени: они могут происходить одновременно, действие в главном предложении может предшествовать действию в придаточном, действие в придаточном предложении может предшествовать действию в главном. Для выражения данных ситуаций используются разные комбинации видо-временных форм глаголов в областях главных и придаточных частей сложных предложений.
Можно сказать, что произведения В.В. Набокова довольно четко демонстрируют динамичные развития сюжетов.
В большом количестве в романах В. В. Набокова встречаются придаточные части с синкретичным значением, которые выражают отношения атрибутивности и времени. Смысл содержания предложения иллюстрируется в локальной части какой-либо одной части сложноподчиненного предложения, другая же часть этого самого предложения указывает и закрепляет состояние реального времени.
ЛИТЕРАТАРА
Ковтунова И.И. Синтаксис текста. М., 1979.
Набоков В.В. Дар. М.: Азбука-Аттикус, 2014.
Поспелов Н. С. О различиях в структуре сложноподчиненного предложения (на материале сложноподчиненных предложений с придаточными времени и определительными) // Исследования по синтаксису русского литературного языка. М., 1956.
Рейхенбах Г. Направление времени. М.: УРСС, 2003.
Шафиков С.Г. Семантические универсалии в лексике. Уфа: БашГУ, 1996.
Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. М.: Книга, 1991.
Шведова Н.Ю. Типы контекстов, конструирующих многоаспектное описание слова. М.: Наука, 1982.
8 Шмелев А.Д. Время в русской языковой картине мира. М.: Языки славянской культуры, 2002.
Морараш М.М. Языковые средства выражения категории времени в романе В.В. Набокова «Защита Лужина», М.: Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. Выпуск №1, 2010.
Набоков В.В. Машенька. М.: Азбука-Аттикус, 1926.
Набоков В.В. Защита Лужина. М.: Азбука-классика, 2007.