Сложноподчиненное предложение .Конспект урока 9 класс
Сложноподчиненное предложение .Конспект урока 9 класс
Урок проводится в 9 классе, тип урока- открытие нового знания. На начало урока дается нестандартное начало (притча)- настрой эмоционального настроя на работу. На стадии вызова проводится индивидуальная работа и "мозговойштурм".В ходе выполнения диктата выделяются ключевые слова, происходит выход на тему.Учащиеся сами формулируют цель урока.Определяют задачи.На стадии осмысления предлагается заполнить таблицу "Верю- не верю". В результате формируется проблема о значении СПП. Далее идет работа с учебником.Определяются ключевые слова ,несущие информацию о СПП. Выполняется исследовательская работа по значению СППП. В течение урока заполняется таблица "Верю-не верю". Рефлексия. Дом.задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложение .Конспект урока 9 класс »
Сложноподчиненное предложение
Цель - познакомить со СПП, его структурой и значением;
- развитие орфографической и пунктуационной зоркости, развитие самооценки;
- воспитание коммуникативных умений, умений работать в группе, чувства коллективизма и взаимопомощи;
Оборудование : 1.листы для исследовательской работы
2.схемы
3.листы для самоконтроля
4.карточки для физминутки
5.презентация
Экспозиция
Нестандартное начало : притча «Семь дверей»
Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
- Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед.
- Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук.
- Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой.
- Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.
Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка : «В жизни много дверей, и за одной из них- подарок судьбы. Мудрые говорят : «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».
- Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться.
Слова : усложнение (сложное) , подчинение, предложение ----Сложноподчиненное предложение.
Переходить реку опасно, потому что лед на реке ещё очень тонкий.
Задание: 1. Найдите основу предложения.
2.Определите отношения между предложения. ( неравнозначные)
3.Попробуйте задать вопрос .
4.Укажите средство связи.
Формулировка целей урока (Что будем изучать? Зачем?)
3.Стадия осмысления
Прием «Верю – не верю»
Вопрос
Перед изучением темы
По ходу уроку
На конец урока
1.Верите ли вы , что изучение СПП легкая тема ?
2.Верите ли вы, что СПП имеет сходство и различие с различными синтаксическими конструкциями ?
3.Верите ли вы, что придаточная часть СПП может менять местоположение по отношению к главному?
4.Верите ли вы, что роль СПП в стилях речи одинаковая?
Заполняется 1 часть таблицы.
Формулирование проблемы :Действительно ли СПП- важная синтаксическая конструкция?
Сравнить : 1. Со ССП ( структура одинаковая, есть средство связи, но в ССП –равнозначные отношения)
2.С БСП ( структура одинаковая , средство связи- интонация, равнозначные отношения)
3.Со словосочетанием (выделяется главное и зависимое, отношения подчинительные, можно задать вопрос)
Вывод : СПП ближе по отношениям со словосочетанием.
Работа с учебником ( чтение, выделение ключевых слов, составление кластера)
Р1
Главное Дополнительная
информация
Придаточное СПП
Союзы Интонация
Физминутка ( Поклассу расположены таблички с изобразительно выразительными средствами. Задача групп найти эти средства выразительности). Будьте внимательны – есть лишние средства выразительности (пелена облаков, сетка небосклона, костер рябины красной).
1 группа ЭПИТЕТ
2 группа ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
3 группа СРАВНЕНИЕ
Печальный пейзаж
Мороз щиплет
Пруд как зеркало
Пленительный взгляд
Ветер стучит
Сверкали как звездочки
Изящные снежинки
Вьюга завывает
Вьется змеей
Пушистые сугробы
Деревья стонут
Искрился яркими переливами
Легкая изморозь
Р2 Предлагаю исследовательскую работу : каждая группа получает задание – текст и вопросы к нем. Ваша задача : в течение 5 минут ответить на вопросы и выступить с защитой. Другие группы слушают и задают вопросы.
Заполнение таблицы «Верю- не верю»
4.Стадия рефлексии.
1. Цифровой диктант ( Задание: укажите номер СПП)
1. В маленьком доме, который стоял на краю села, всю ночь горел свет.
2.Когда мы возвратились, было уже темно.
3.На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.
4.Получили известие, что река замерзла.
5.На реке не то что-то горело, не то восходила луна.
6.Сани были пустые, потому что гости уже стояли в сенях.
2.Подведение итогов.
- заполнение 3 части таблицы.
-заполнение листа самооценки
-итог урока.
- Наш урок начался с притчи о семи дверях , я надеюсь ,что сегодня открылась одна дверь. За дверью седьмой будет подарок судьбы- удачная сдача ГИА.
1 группа
Вопросы
Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом. Если начинало светить солнце, то запахи чувствуются сильнее. На поверхности озера ,когда поднимался ветер, вздувались и бежали мелкие волны.
1.Наидите СПП.
2.Выделите главное и придаточное.
3. Сделайте вывод о местоположении придаточного по отношению к главному.
2 группа
Вопросы
Стихи приходят к нам тогда,
Когда нельзя молчать,
Когда молчание твоё
Тебя грозит предать,
Когда взрывается душа
От счастья и тоски,
Когда слова то птиц полет,
То жесткие тиски ( Т.Лепихина)
1.Определите стиль (художественный, научный, публицистический)
2.Сколько придаточных предложений в стихотворении?
3.Определите средства выразительности.
4.Роль СПП в данном стихотворении.
3 группа
Вопросы
Общепризнанным шедевром И.И.Левитана считается картина «Март».Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту. В центре полотна лошадь, к которой сбегаются все линии композиции. Звучный колорит пейзажа построен на контрасте. Теплые тона сочетаются с холодными, что создает ощущение радости. Когда холодный и теплый тон рядом, становится ощутимее свежесть весеннего воздуха. Это не тот воздух, который представляется нам. Левитан ощущал его, как безграничную среду прозрачного вещества, которое предавало мягкость его полотнам.
1.Определите стиль текста (официально-деловой, разговорный, научный) .Докажите.