Определить вид придаточного предложения, записать: определительное – о, изъяснительное – и, простое – п.
а) Нет той книги, из которой человек не мог бы не научиться чему-нибудь хорошему.
б) Учение мое состоит единственно в том, чтобы иметь чистое сердце и любить своего ближнего как самого себя.
в) Один из современников Кипренского говорил, что, оставаясь наедине с его портретом, он слышит голоса людей.
г) Сказки Пушкина, услышанные в детстве, мы помним всю свою жизнь.
д) Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом сюртуке…
Ключ: о, и, и, п, о.
4. Объяснение нового материала.
Учитель: сегодня мы будем говорить о придаточных обстоятельственных. Вначале вспомним, что мы знаем о второстепенном члене предложения – обстоятельстве (от чего зависит в предложении, на какие вопросы отвечает, на какие смысловые группы делится). Придаточные обстоятельственные отвечают на такие же вопросы, имеют такие же виды (какие виды вы знаете)
Страница 78 -79 в учебнике – кластер “Виды придаточных обстоятельственных, союзы и союзные слова”.
Запишите предложения в тетрадь.
1.Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
2. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.
Начертим общие схемы придаточных места и времени.
5. Закрепление материала.
1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу .
4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.
5. Там, где кончалась чаща, белели березы.
С вопросами.
1. Как только папа ушел(когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).
4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(придаточное места)
5. Там, где кончалась чаща, белели березы. (придаточное места)
6. Рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала
Оцените свою работу на уроке от 1 до 5
1. знаю о СПП с придаточными места и времени;
2. могу находить их в тексте;
3. могу самостоятельно построить данные предложения