Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложение с придаточными места»
ТЕМА: Сложноподчиненные предложения с придаточными места
Цель урока: углубить знания школьников о СПП с придаточными места; продолжить отработку навыков постановки знаков препинания в СПП; развивать умения самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
Организация класса.
Проверка Д/З (выборочно).
Лексическая работа.
- Дайте лексическое значение данных слов.
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими.
Желание – влечение к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь.
- Свяжите эти два понятия.
IV. Актуализация знаний.
Синтаксический разбор предложения.
На земле немало таких мест, где надо непременно побывать, послушать шум листвы и шорохи трав, побродить по тихим улицам.
- Составьте схему предложения.
- Определите вид придаточного путем постановки вопроса.
- Что кроме вопроса помогает определить вид придаточного предложения?
- Какой тип придаточных предложений может присоединить союз где? Докажите.
V. Мотивация учебной деятельности.
VI. Изучение нового материала.
Заполнение таблицы учащимися (самостоятельно). Приведите примеры СПП с придаточными места (устно).
Упр. 76. Выпишите 3-4 предложения с придаточными места. На что указывают такие придаточные предложения? Посмотрите внимательно на выписанные предложения и попробуйте определить, что поясняют придаточные места: член главного предложения или все главное предложение? Можем ли мы сказать, что придаточные места выполняют некоторую уточняющую функцию? Что в таком случае оно уточняет? Обобщите все сказанное и расскажите о придаточных предложениях со значением места. Сформулируйте свое (написанное) правило: как безошибочно определить придаточное места?
VI. Тренировочные упражнения.
Дифференцированная работа.
Группа С – продолжает упр. 76
Группа В – упр. 77
Группа А – упр. 79 (1,4,5)
Задание на различение места и придаточных с другим значением (устно, фронтально)
Помещенные ниже предложения подобраны таким образом, что одни и те же союзы и союзные слова связывают с главным предложением различные придаточные. Задача – выбрать только СПП с придаточными места. Свой выбор обосновать.
Ваня стал разыскивать тот лес, где находилась палатка разведчиков.
Мы стали наблюдать, куда муравьи потащат свою добычу.
Мы бросились туда, откуда нам послышался приглушенный стон.
Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию.
Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
Я поинтересовался, откуда у него эта вещь.
Графический диктант.
К диктуемым предложениям составить схемы.
Там, где кончался лесок и начиналась поляна, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.
Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод.
Всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина.
Дружба кончается там, где начинается недоверие.
Творческая работа.
В. А. Сухомлинский
Последнее Желание
Человек в пустыне умирал от жажды. Один-одинешенек, как пылинка, изнемогал он от нестерпимой боли. Закрыл глаза и прилег на горячий песок. Он знал, что умирает.
За ним по пятам шла Смерть – костлявая старуха с косою. Человек открыл глаза и увидел ее рядом с собою.
Смерть усмехнулась, открыла свой страшный черный рот и сказала:
- Перед кончиною можешь удовлетворить последнее желание, Человек, - выпить глоток холодной родниковой воды. Но если хватит у тебя мужества и терпения, можешь вместо воды пожелать чего-то другого. Любое твое желание будет исполнено.
Человек сказал:
- Я хочу узнать, как в пустыне добыть воду. Чтобы путешественник мог утолить жажду и спастись. Открой мне эту тайну, если знаешь, и бери мою жизнь.
Смерть была ошарашена этим желанием Человека.
- Хорошо, - сказала она, - я открою тебе тайну, но что она даст тебе? Ты же умрешь.
- А это уже мое дело, - сказал Человек, и в его глазах загорелись огоньки надежды.
Смерть увидела, как светит могущественный дух, вера и надежда на будущее, и испуганно отступила от Человека. И исчезла во мраке пустыни.
А Человек в тот же миг услышал, как под слоем песка, на котором он лежал, журчит родник. Он его раскопал, утолил жажду и пошел к людям, чтобы скорей рассказать, где он, источник жизни.
- Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Для чего человек живет на свете».
- Используйте, по возможности, все известные вам типы придаточных предложений. При проверке уметь определить тип придаточного предложения.
Д/З продолжить заполнение таблицы «придаточные со значением времени»