2.Целеполагание. Постановка задач урока. Цель: создание условий для активизации опорных знаний, подведение учащихся к целеполаганию Слайд 1,2 Слайд 3 Слайд 4 | Прочитай предложения-пожелания. Сегодня лучше лень прогнать. Желаю много нового и интересного узнать. Соберите и прочитайте слово из подчёркнутых букв. ( сложное) -Что может быть сложным в русском языке? ( сложное слово, сложная форма будущего времени глагола) Прочитайте и сравните два предложения, выделив в них грамматические основы (в паре): 1.Солнце выглянуло из-за туч и озарило землю ярким светом. 2. Солнце выглянуло из-за туч, и земля озарилась ярким светом. (простое предложение с однородными членами и сложное предложение ) -Сформулируем тему урока, цель и задачи урока. (Сложное предложение. -знакомство со сложным предложением; -узнать, что такое сложное предложение; -узнать о знаках препинания в сложном предложении; -учиться составлять сложные предложения; -расширять словарный запас) Работа с «Толковым словарём» (с.22) ( в паре) Заря 1. яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца. 2.начало, зарождение чего- нибудь нового, радостного и светлого. | Регулятивные: целеполагание, планирование учебного сотрудничества на совместное с учителем Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное формулирование цели. | Фронтальный Работа в паре Метод:анализ, обобщение. |
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном материале. Цель: создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока. -систематизация учебного материала с опорой на схему. Слайд 5 Слайд 6 | Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное о предложении. Работа в ТПО с.63 №497 ( в паре) - Проверяем. -Какие предложения отрывка сложные? -Почему нельзя считать сложным первое предложение? А как его назвать? Работа с «Толковым словарём» (с.50) ( в паре) Проталины Место, где стаял снег и открылась земля. Работа с «Толковым словарём» С.Ожегова (с. 546 ) В.В.Лопатин «Русский толковый словарь» ( с.495) Пожалуют- пожаловать- явиться, посетить. Работа с учебником с.73 № 498 - Что узнали нового? Это интересно: Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» использовал сложные предложения, состоящие из 10 грамматических основ! - Как назовём первое предложение текста в №497? - В глаголе простого предложения выделите окончание, определите спряжение. Над глаголами сложных предложений укажите время. Самостоятельно (по вариантам): выполнить морфологический разбор глагола 1в.-отстукивает 2в.-почернеют ( два ученика с обратной стороны доски) - Взаимопроверка. Индивидуальная работа ( карточки) ( 5 учеников) Подчеркни основу предложения, укажи части речи над словами: Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки, лёд на реке почернел. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, упорядочивание Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, принятие решения Регулятивные: выражать свою точку зрения | Индивидуальная практическая деятельность Фронтальный Методы: сравнение, обобщение |
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. (работа в группе) Цель: создание условий для применения на практике новых знаний. - парная работа с раздаточным материалом -проверка выполненной работы Слайд 7,8,9 Слайд 10,11 Слайд 12 | А)Самостоятельная работа в группах: Задание первой группе: отметьте предложения с однородными членами. Задание второй группе: отметьте сложные предложения. Задания третьей группе: отметьте сложные предложения, в частях которых имеются однородные члены. 1.Лепечет песню новую и липа бледнолицая , и белая берёзонька с зелёною косой! 2. Пристают к заставе гости, князь Гвидон зовёт их в гости. 3.Повариха побледнела , обмерла и окривела. 4.Кругом царила и жизнь, и радость, и ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость волною мягкою своей. 5.Вода сбыла, и мостовая открылась… - Проверяем ( через ИКТ) Сбывает - сбыть, убывать. Вода сбывает, пошла на убыль. Б)Запомним! Перед союзами а, но всегда ставится запятая. Союз и просит подумать: соединяет однородные члены – запятая чаще всего не ставится, соединяет части сложного предложения – запятая обычно нужна. В)Подберите синонимы к слову сложный. (мудрёный, вычурный, трудный, непростой, каверзный, запутанный, крепкий орешек) Фразеологизм: крепкий орешек (Человек, отличающийся твердым характером. Всем известна пословица «Крепкий орешек — сразу не раскусишь» и поговорка «Орешек не по зубам».) | Коммуникативные: работа в паре Регулятивные: нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности. Личностные: формирование творческого подхода к решению учебной задачи | Работа в группе Метод: анализ, обобщение. Фронтальный Методы: сравнение, обобщение |
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (работа в паре) Цель: самостоятельное Применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата Цель: самостоятельное применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата | Тест: 1.Найди нераспространённое предложение: А)Аистята разволновались, засуетились в гнезде. Б)Мышка выскочила из гнёздышка, но не убежала. В)Курица чистилась, прихорашивалась Г)Кот не мяукал, не мурчал, а выл. 2.В каком предложении нужна запятая? А)выскочили зайцы на поляну и греются на весеннем солнышке. Б)Птицы летают по саду ловят мушек и кормят ими птенцов. В)Река затопила болота и прибрежный лес. Г)Весь луг зарос белыми и жёлтыми цветами. 3.Где запятая поставлена между частями сложного предложения? А)Напиши мне о шалостях своего питомца, пожалуйста. Б)Хотела ты всех зверей обхитрить, Лиса Патрикеевна. В)Бобик покорно уходил с соседом, но возвращался. Г)Бассейн покрылся льдом, но выдра купалась. 4.Найди сложное предложение: А)Снегири торопливо глотали ягоды рябины, потом срывались с дерева. Б)Эта птица хорошо плавает и ныряет В)К осени лосёнок весь посерел, а ноги его побелели. Г)Весь день медвежата играли, а к вечеру крепко уснули. - Проверяем. Создание кластера « Сложное предложение» (в паре) под песню « Знаки препинания» (ЭОР) Контрольный срез: Подчеркните грамматические основы предложения, выберите из предложений сложное предложение, поставьте перед ним галочку: 1.Пять дней жители героически обороняли город Рязань, но устоять не смогли. 2.Вскоре Батый начал второй поход на княжества, он собрал новое войско. 3.После битвы враги ушли обратно в степи, но не оставили Русь в покое. О каком событии идёт речь? (Монгольское нашествие на Русь) | Коммуникативные: выражать свою точку зрения Познавательные: упорядочивание и обобщение информации, вносят коррективы Личностные: ориентирование на ситуацию успеха Регулятивные:умение оценивать результат своих действий | Индивидуальная работа в паре Метод:самостоятельная работа Работа в паре Индивидуальная Методы:обобщение, классификация, анализ, сравнение |
7.Итог урока. Рефлексия. Самооценка. Цель: создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии -систематизация полученных знаний - рефлексия | Знаком «+» , оцените своё настроение ( выбор смайлика) - Моё настроение вначале урока - Моё настроение в конце урока Отметь знаком «+», оцени себя (хорошо, не очень, плохо) Данную тему я усвоил(а) ( карточка) - С какими задачами справились? -Достигли ли цели урока? | Регулятивные:умение оценивать результат своих действий | |
8. Домашнее задание Цель: создание условия для побуждения учащихся к работе с разными источниками информации. Слайд 13, 14 | Дифференцированное д/з: Поработать с дополнительной познавательной литературой и составить 2 предложения: 1группа: Простое предложение с однородными членами. 2 группа: Сложное предложение. 3 группа: Сложное предложение с однородными членами. | Познавательные: работа с информацией Личностные: формирование положительного отношения к изучению русского языка, учебной деятельности. | индивидуальная |