kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 10 класс/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации.Обобщение знаний по темам «Однородные члены предложения», «Слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводные слова)»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 10 класс/ »

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

/Русский  язык. Урок-практикум. 10 класс/


Цели:

Образовательные:

  • учить применять ранее изученные пунктуационные правила;

  • учить анализировать предложенный текст.

Развивающие:

  • развивать умение вдумчиво расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, аргументировать свои ответы;

  • быть внимательными к авторскому слову, работая с текстом;

  • развивать память, речевую активность учащихся;

  • создавать презентации на заданную тему;

  • высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку, развивать желание изучать родное слово;

  • на примере текста учить понимать и оценивать человеческие поступки.

Задачи: повторить правила, регламентирующие правописание и постановку знаков препинания; продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование урока:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение.

  • Компьютер

  • Экран, мультимедийный проектор

  • Тестовые задания на распечатанных листах. Работа с текстом.

Ход урока


I. Графический диктант.

Составьте схемы данных предложений.

1. Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми.

2. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности.

3. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.

II. Обобщение знаний по теме «Сложное предложение».

Фронтальный опрос – беседа.

1. Расскажите об особенностях строения сложного предложения. (Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.)

2. Какие типы сложных предложений вы знаете? (Части сложного предложения соединены посредством интонации, а также интонации и союзов (союзных слов). На этой основе сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в зависимости от типа союзов и внутренних взаимоотношений между частями, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.)

3. Какими признаками обладает сложносочинённое предложение? (Сложносочинённое предложение – сложное предложение, части которого равноправны, независимы друг от друга и соединены при помощи сочинительных союзов.)

4. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении для разделения частей? (В сложносочинённом предложении для разделения частей применяются запятая, точка с запятой, тире.) Назовите условия постановки этих знаков.

5. Какими признаками обладает сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами (союзными словами), а также одна часть подчинена другой.)

6. Какие типы придаточных вы знаете? (Определительные придаточные, изъяснительные придаточные, определительные придаточные.)

7. Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной? (Придаточная часть от главной может быть отделена запятой, при помощи двоеточия, тире.)

8. Какие знаки разделяют части бессоюзного предложения? (Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием.)

III. Составление схемы классификации видов сложных предложений.

VI. Выборочный диктант.

Заполните таблицу, указывая номер предложения (знаки препинания не расставлены).

1. Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать но насущной необходимостью. (А. И. Куприн)

2. Язык которым Российская держава великой части света повелевает по его могуществу имеет природное изобилие красоту и сил, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов

4. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

В. Солоухин

5. Уже я с трудом различал отдельные предметы поле неясно белело вокруг за ним с каждым мгновеньем надвигаясь громадными клубами вздымался угрюмый мрак.

И. Тургенев

6. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы валуны полегшие травы и низкие лохматые тучки.

7. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

8. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

М. Пришвин

Виды предложений

Простые


Сложносочинённые


Сложноподчинённые


Бессоюзные


V. Анализ предложений.

1. Сравнить схемы двух предложений. Привести примеры предложений, соответствующих данным схемам.

2. Дать характеристику предложения (без его предварительной записи). Составить схему.

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

3. Дать характеристику предложеня, составить его схему. Перестройте его дважды таким образом, чтобы изменилась его характеристика. Дайте общую характеристику получившимся предложениям.

Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

(В.Шукшин).

А) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, переданный нам нашими дедами и отцами.

(Простое, осложнённое).

Б) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, который передан нам нашими дедами и отцами.

(Сложноподчинённое с придаточным определительным)

4. Из двух простых предложений (Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно выплывала из-за леса.) составить сложносочинённое. Записать полученное предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного; во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объяснить графически пунктуацию предложения. (Например: Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно выплывала из-за леса.)

VI. Подведение итогов.

Тест № 1

1.1. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Через низкие ворота города мы вошли в поле (1) и (2) пройдя шагов сто вдоль каменной ограды (3) остановились перед узенькой калиткой.

1) 1, 2, 3; 
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.2. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Я поскакал (1) сломя голову (2) и застал отца в живых (3) но уже при последнем издыхании.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3;
3) 2, 3;
4) 3.

1.3. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Мы вместе с Гагиным переправлялись через Рейн (1) и (2) проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны (3) присели на скамью.

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.4. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Плюшкин (1) севши в кресло (2) и (3) взявши в руки перо (4) долго еще ворочал на все стороны четверку.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 4;
4) 2.

ОТВЕТЫ на тест № 1:

1.1 – 3,
1.2 – 4,
1.3 – 3,
1.4 – 3,

Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 10 класс/

Автор: Федорчук Надежда Александровна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства