kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему :"Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений" .

Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуально-групповая

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. »

Тема: Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.

Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

Оборудование:  таблица «Основные виды сложных предложений», карточки с разноуровневыми заданиями.

Тип урока: комбинированный


Формы работы учащихся: индивидуально-групповая

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

II. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях.

1.Беседа по вопросам.

- Какие предложения называются сложными?
- Как связываются простые предложения в составе сложного? 

-Какие предложения называются простыми?

-Какие предложения называются бессоюзными?

-Какие предложения называются союзными?

-На какие группы делятся союзные предложения?

-Какие предложения называются сложносочиненными?

-Какие предложения называются сложноподчиненными?

-Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе -ССП, СПП

-Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.

-Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?

-Как различать подчинительные союзы и союзные слова?

-Какие  союзы используются в ССП?

-Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?

2.Работа у доски.


Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутся сосны,

Березы шумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

            Я. Купала

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

 1. Небо снова все покрылось тучами,      посыпался дождь.

(М. Горький.)

2. Покраснела рябинапосинела вода(С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

- В зависимости от того, как связываются простые предложения в составе сложного, они разделяются на союзные и бессоюзные. 

- В бессоюзном сложном предложении простые предложения связываются при помощи интонации, без союзов и союзных слов. Прочтите пример бессоюзного предложения и посмотрите его схему.
- В зависимости от того, какими союзами связываются простые предложения в союзных сложных, они подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Сложносочинённые предложения – это равноправные, независимые, самостоятельные предложения, связь между ними сочинительная, с помощью сочинительных союзов (и, да=и, не только – но и, как – так и, а, но, да=но, однако, зато, или, либо, то – то, не то – не то). Прочтите пример сложносочинённого предложения и посмотрите его схему. Части сложносочинённого предложения показываем на схеме в квадратных скобках.
Сложноподчинённые предложения – это предложения, в которых одно зависит от другого. Зависимое предложение называется придаточным, оно не может существовать самостоятельно, независимо от главного. Связь между ними подчинительная, с помощью подчинительных союзов (потому что, так как, чтобы, когда, едва, лишь, если, как будто и др.) и союзных слов (что, где, который, куда, откуда и др.). Прочтите пример сложноподчинённого предложения и посмотрите его схему. Придаточное предложение показываем на схеме в круглых скобках, а главное – в квадратных.

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

IV.Работа с материалом учебника (упр. 52, с.22). 
Задание: выписать предложения, подчеркнуть грамматические основы, построить схемы, указать номера предложений. Задание выполняется в 3 варианта:
1 в. – сложносочинённые предложения;
2 в. – сложноподчинённые предложения;
3 в. – бессоюзные предложения.
(3 ученика выполняют задание у доски)

V. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. Прочитать материал § 7, 8, 9, 10 и ответить на вопросы:

– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?

–  Что показалось трудным?

VI. Итог урока.

Сегодня я узнал..

Было интересно..

Было трудно..

Я понял, что..

Я попробую…

У меня получилось..

Я смог…

Мне захотелось

VII.Домашнее задание. написать мини-сочинение с использованием сложных предложений на тему: « Золотая осень».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: 07/10/2014г Матибаева Гульнара Мухамеджановна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект  урока  по  русскому  языку  "Основные  виды  сложных  союзных   предложений""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaporusskomuiazykuosnovnyievidyslozhnykhsoiuznykhpriedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "313663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459520788"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сложное предложение.Понятие о сложном предложении. Основные видя сложных предложений."
    ["seo_title"] => string(80) "slozhnoie_priedlozhieniie_poniatiie_o_slozhnom_priedlozhienii_osnovnyie_vidia_sl"
    ["file_id"] => string(6) "379966"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484563422"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Синтаксис. Понятие о сложном предложении основные виды сложных предложений."
    ["seo_title"] => string(80) "sintaksis_poniatiie_o_slozhnom_priedlozhienii_osnovnyie_vidy_slozhnykh_priedlozh"
    ["file_id"] => string(6) "384636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485539146"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Союзные и бессоюзные предложения"
    ["seo_title"] => string(41) "soiuznyie-i-biessoiuznyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447678613"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Сложносочиненные  предложения"
    ["seo_title"] => string(35) "slozhnosochiniennyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "279724"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453284702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства