Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.
Конспект урока по русскому языку на тему :"Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений" .
Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуально-групповая
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. »
Тема: Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений.
Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.
Оборудование: таблица «Основные виды сложных предложений», карточки с разноуровневыми заданиями.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуально-групповая
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
II. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях.
1.Беседа по вопросам.
- Какие предложения называются сложными? - Как связываются простые предложения в составе сложного?
-Какие предложения называются простыми?
-Какие предложения называются бессоюзными?
-Какие предложения называются союзными?
-На какие группы делятся союзные предложения?
-Какие предложения называются сложносочиненными?
-Какие предложения называются сложноподчиненными?
-Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе -ССП, СПП
-Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
-Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?
-Как различать подчинительные союзы и союзные слова?
-Какие союзы используются в ССП?
-Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?
2.Работа у доски.
Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.
Приветливо шепчутсясосны,
Березышумят у дороги.
И мы на земле плодоносной
Живем без нужды и тревоги.
Я. Купала
III. Сообщение темы урока. Слово учителя.
Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.
Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:
1. Небо снова все покрылось тучами, посыпалсядождь.
(М. Горький.)
2. Покраснеларябина, посинелавода. (С. Есенин.)
3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)
5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)
- В зависимости от того, как связываются простые предложения в составе сложного, они разделяются на союзные и бессоюзные.
- В бессоюзном сложном предложении простые предложения связываются при помощи интонации, без союзов и союзных слов. Прочтите пример бессоюзного предложения и посмотрите его схему. - В зависимости от того, какими союзами связываются простые предложения в союзных сложных, они подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения – это равноправные, независимые, самостоятельные предложения, связь между ними сочинительная, с помощью сочинительных союзов (и, да=и, не только – но и, как – так и, а, но, да=но, однако, зато, или, либо, то – то, не то – не то). Прочтите пример сложносочинённого предложения и посмотрите его схему. Части сложносочинённого предложения показываем на схеме в квадратных скобках. Сложноподчинённые предложения – это предложения, в которых одно зависит от другого. Зависимое предложение называется придаточным, оно не может существовать самостоятельно, независимо от главного. Связь между ними подчинительная, с помощью подчинительных союзов (потому что, так как, чтобы, когда, едва, лишь, если, как будто и др.) и союзных слов (что, где, который, куда, откуда и др.). Прочтите пример сложноподчинённого предложения и посмотрите его схему. Придаточное предложение показываем на схеме в круглых скобках, а главное – в квадратных.
Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:
– Какие предложения называются сложными?
– На какие группы делятся сложные предложения?
– На какие группы делятся сложные союзные предложения?
– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?
– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?
IV.Работа с материалом учебника (упр. 52, с.22). Задание: выписать предложения, подчеркнуть грамматические основы, построить схемы, указать номера предложений. Задание выполняется в 3 варианта: 1 в. – сложносочинённые предложения; 2 в. – сложноподчинённые предложения; 3 в. – бессоюзные предложения. (3 ученика выполняют задание у доски)
V. Самостоятельная работа с учебным пособием.
Задание. Прочитать материал § 7, 8, 9, 10 и ответить на вопросы:
– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?
– Что показалось трудным?
VI. Итог урока.
Сегодня я узнал..
Было интересно..
Было трудно..
Я понял, что..
Я попробую…
У меня получилось..
Я смог…
Мне захотелось
VII.Домашнее задание. написать мини-сочинение с использованием сложных предложений на тему: « Золотая осень».