образовательная: совершенствование навыка распознавания сложных предложений, пунктуационных навыков по данной теме, закрепить умение правильно писать и объяснять орфограммы;
воспитательная: формирование личностной позиции, воспитание бережного отношения к природе, умения работать в группе;
развивающая: развитие умения логически излагать свои мысли, аргументировать, слушать, применять знания в нестандартной ситуации, выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие стремления к творческому поиску.
Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение »
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Сложное предложение
Цели урока:
1.образовательная: совершенствование навыка распознавания сложных предложений, пунктуационных навыков по данной теме, закрепить умение правильно писать и объяснять орфограммы;
2. воспитательная: формирование личностной позиции, воспитание бережного отношения к природе, умения работать в группе;
3. развивающая: развитие умения логически излагать свои мысли, аргументировать, слушать, применять знания в нестандартной ситуации, выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие стремления к творческому поиску.
- А что, по вашему мнению, является бесценным в природе?
-В чем смысл ценности природы для человека?
- Ребята, вы получили к сегодняшнему уроку задания. Давайте посмотрим, как вы с ними справились.
1 группа. Синквейн « Растения».
2 группа. Синквейн « Животные».
3 группа. Написать пожелание людям от имени растений и животных, домысливая их состояние беспокойства о будущем всего живого на земле.
4 группа. Опрос «Что лично Вы сделали для улучшения окружающей среды?» (видео).
- Все мы являемся детьми Природы. И с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что вы, школьники, не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что вы делаете – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной матушки-природы.
Ш. Актуализация.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по критерию «В»,
т. е. применим полученные на прошлом уроке знания.
Правильно выполнено задание на знание орфограммы « –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах» .
1
Правильно определены грамматические основы сложного предложения и составлены схемы.
1
Правильно определено количество сложных предложений в тексте.
1
Правильно подобраны союзы и расставлены запятые.
1
Составленное предложение является сложным, правильно расставлены знаки препинания.
1.Синтаксический разбор предложения Мы охраняем и бережем родную природу, а она нуждается в друзьях- охранителях .(Индивидуально, в паре, коллективное обсуждение.) 1 балл
-Как вы определили, что данное предложение является сложным?
Целеполагание.
- Какова тема урока? (Сложное предложение)
-В чем будем упражняться? (Распознавать СП)
- Зачем? ( Чтобы грамотно оформлять на письме)
- Почему важно грамотно писать и говорить?
- Итак, грамматическая тема нашего урока - «Сложное предложение», а лексическая - «Берегите природу».
III.Осмысление.
2.Игра «Верно/ неверно» .
- ПП состоит из нескольких грамматических основ.
- На письме ПП в составе сложного разделяются запятой.
- СП состоит из одной грамматической основы.
- ПП в составе сложного соединяются при помощи запятой.
- СП состоит из двух или нескольких ПП.
- ПП в составе СП соединяются при помощи союзов.
- ПП в составе сложного обладает интонационной законченностью.
- Так какое предложение называется сложным?
- Можно ли по схеме предложения узнать простое оно или сложное?
3.Игра « Определи предложение по структуре».
ПРОСТОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.
2.
1. [ - =, =, =].
2. [ - =], а [ = -].
3. [ - =], ( потому что = -).
4.[ - =], ( когда = -).
5. [ - =], и [ = -].
6.[ - =].
4. - Обратимся к нашему учебнику. Прочитаем текст на стр. 239 «Чтобы радуга не погасла».
- Определите тип и стиль текста.
- Какова основная мысль текста?
- Составьте по 1 «толстому» и 1 «тонкому» вопросу ( от группы).
5. Развиваем орфографическую зоркость. Найдите и исправьте ошибки, назовите орфограмму.
Пачитать книгу, не замичает красоты, купаится в море воздуха, радосных минут , удевительную радасть, не глубокое озеро, не ряшливый человек.
6. Послетекстовое задание. Допишите буквы т или ть ( стр. 240).
1 балл
Они любую…ся, они хватаю…, она купае…ся, не дают любова…ся, красота достае…ся, бабочек станови…ся меньше.
7. Найдите соответствие между предложениями и схемами. 1 балл
1. Я раскрыл книгу, и вдруг из нее посыпались на пол бабочки.
a. [ =]!
2. Мне было очень жаль их, потому что мой знакомый когда- то погубил их.
b. [ =], ( потому что - = ).
3. Поймал, запихнул в книжку и забыл.
c. [не только =, но и =], (потому что - =).
4.Бабочки не только красивы, но и полезны, потому что они опыляют растения.
d. [ =, = и =].
5. Не губите их!
e. [ =], ( чтобы = -).
6. Берегите удивительную радость природы, чтобы не погасла эта живая радуга.
f. [ - =], и [ = -].
8. - А сейчас мы готовы найти в тексте «Чтобы радуга не погасла» СП. Это задание отмечено звездочкой, т.е. задание повышенной трудности. Посчитайте, сколько в тексте ПП (6) и сколько СП (7). Докажите. Назовите ПП, которые входят в состав сложных.1 балл
9.Игра «Конструктор». Используя союзы, составить СП, расставить знаки препинания.1 балл
Настало лето везде появились одуванчики.
Ветви у ели опустились вниз росла она в тени.
Хорошо в степи цветут маки.
Погода была прекрасная мы не пошли в лес.
На севере тайги мы найдем мох на юге растет дикий виноград.
- Какие союзы связывают простые предложения в составе сложного? (А, но, и…)
10. Игра «Раскрой значение слова». Экология, родник, гнездо, заповедник, гриб .
11. Работа по картине. Составьте и запишите в тетрадь по 1 СП предложению. 1 балл
IY.Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы с вами много говорили о природе: читали, составляли предложения... Мы говорили о том, что, принося вред природе, мы вредим себе, так как являемся частью природы, а не ее хозяевами. «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок- он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!».
-Наш урок близится к завершению. Поднимите руку те, кто набрал 6 баллов. Молодцы, вы прекрасно поняли тему. А кто набрал 5 (4,3,2,1,0 ) баллов? О чем это говорит? (Необходимо восполнить пробелы.) Заполните таблицу «Рефлексия».
Закончите фразы.
Сегодня я узнал (а)…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
- А сейчас я предлагаю посмотреть передачу «Итоги». (Видео).
- Добрый день, дорогие телезрители! Вы смотрите информационно- познавательную передачу «Итоги». Сегодня ребята 6 класса закрепили тему «Сложное предложение» Теперь они знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, что, чтобы, потому что, когда. Между частями сложного предложения ставится запятая.
И в завершение нашего выпуска. Объявляем конкурс на написание эссе «Человек и природа». До новых встреч.
- Ну что же, ребята. Примем участие в конкурсе и напишем эссе.
Y. Домашняя работа.Критерий «Д»: написать эссе «Человек и природа»
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия, имя ученика _____________________________