Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение»
Разработка урока русского языка в 9 классе
Тема: Сложное предложение»
Понятие о сложном предложении (9 класс)
Тип урока:урок общеметодической направленности.
Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения, ИКТ.
Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Посмотрите на доску, где записана тема урока. Каким разделом науки о языке мы будем заниматься?
Что изучает синтаксис?
Попробуйте сформулировать цели урока.
Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
Знать особенности сложных предложений.
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему «Сложное предложение».
Этап освоения нового знания
Перед вами текст (распечатать на парту по 1 экземпляру). Объединившись в пары, проработайте его таким образом:
-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-» то, что было новым, но понятным, знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;
- запишите к тексту вопросы;
-подготовьте ответы на эти вопросы.
-постарайтесь проиллюстрировать каждое утверждение, используя предложения, записанные на доске (экране) или придуманные вами самостоятельно:
Ветер усиливался и нагонял тучи. Ветер усиливался, и небо затягивалось мрачными тучами.
Ему послышалось, что у двери разговаривают. Море бушевало, лодку швыряло в стороны.
Мальчик мечтал о ружье, а его сестра - о новой кукле.
Как долго тянулось время, как мучительно было ожидание!
Ученики задают друг другу вопросы, отвечают на них, приводя примеры.
Что требует разъяснения, помечено «V»?
На доске сведения о видах связи частей сложного предложения (на партах распечатанные листы со схемой). Однако в схеме допущены ошибки. Вы должны их исправить. (Работа в парах.)
Виды синтаксической связи частей сложного предложения
Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:
Союзной Бессоюзной
Союзная связь – это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.
Сочинительная синтаксическая связь– это вид синт. связи с неравноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.
Гроза прошла, и выглянуло солнце.
Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов.
Мы не пошли гулять, потому чтоначалась гроза. (Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:
Тренер заболел, однако занятие не отменили.
Проверка задания. Исправление ошибок.
Этап закрепления знания.
На доске предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?
1.Прочти с правильной интонацией.
2.Выдели грамматическую основу (основы).
3.Обрати внимание на средство связи.
А. Союзов нет – бессоюзное.
Б. Союз сочинительный - ССП.
В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.
Минутка подготовки к ГИА.
Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн.
На ГИА вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение. Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:
[ ], что(-, ), поэтому( ).
Заслушивание возможных вариантов.
Один из возможных вариантов:
Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.
Этап рефлексии.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит во многом от вас, друзья мои.
Домашнее задание.
Выполнить упражнение из учебника.
подготовить устное сообщение о сложном предложении и видах связи в сложном предложении и выполнить упражнение из учебника.