kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложное предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка поможет различать простые и сложные предложения, совершать языковые и пунктуационные  навыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение»

УРОК . СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПРИЗНАКИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ


Цели: учить учащихся отличать сложное предложение от простого по наличию грамматических основ; ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного; совершенствовать языковые и пунктуационные навыки.


Оборудование: учебные тексты, схемы, рисунки по теме урока, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща».


Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

І. Приветствие. Формулирование цели и задач урока. Обоснование взаимосвязи с предыдущим уроком.

- Здравствуйте, ребята .Сегодня на уроке мы рассмотрим сложное предложение, способы связи простых предложений в составе сложного; научимся различать сложносочинённые от сложноподчинённых и бессоюзных предложений; строить схемы сложных предложений с различными видами связей.

II. Лексико-орфографическая работа.

1. На доске планшет со словами. Запись слов в тетрадь: колосс, колоссальный

- Как вы думаете, что означает слово «колосс»? (ответы учащихся)

Запись в тетради значения слова: колосс – статуя громадных размеров.

- Какое устойчивое выражение с данным словом вы знаете? (Колосс на глиняных ногах)

- Что оно означает? Каково его происхождение?

2. Подберите синонимы к слову «колоссальный», расположив их в порядке усиления признака (большой, огромный, гигантский, громадный, исполинский и пр.).

- Расположение слов в порядке усиления или уменьшения значения называется градацией. (Запись термина в тетрадь)

- Составьте предложения со словами «колосс», «колоссальный».


2. Актуализация опорных знаний

Беседа

* Что вы знаете о сложном предложении?

* В чём отличие сложного предложения от осложнённого?

* Чем может быть осложнено предложение?


3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли, не меняя формы объединить их в один большой дом? Нет, у объединенного дома общая крыша, несколько общих стен и т. д. Так и сложное предложение не прос­то включает в себя несколько простых, но и объединяет их в одно целое…

4 Изучение нового материала


1. Объяснение учителя

На схемах показаны типы сложных предложений: сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного. Нам предстоит разобраться., какому типу соответствует каждая схема.








В сложносочиненных предложениях равноправные части связаны с помощью сочинительных союзов. В сложноподчинённых предложениях одна часть является зависимой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов. Бессоюзные предложения состоят из частей, связанных интонацией и по смыслу, но без союзов.


2. Коллективная работа над составлением обобщающей схемы

«Виды сложных предложений» (с попутным объяснением)





3.Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся


1. Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)


«БЕРЁЗОВАЯ РОЩА» И. ЛЕВИТАНА

Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солнца, света и тепла.

Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают про­никшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Тёмные пятна на коре берёз в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, па­дают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ос­лепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник.

Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощу­щаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними (По Т. Ржевусской).


• Сформулируйте тему и основную мысль текста.

• Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного.



2. Практическая работа

Составьте по данным схемам предложения и запишите их. Выделите в пред­ложениях грамматические основы.

1) [Определённо-личное], и [двусоставное].

2) [Двусоставное], и [двусоставное].

3) [Двусоставное], и [безличное]. 4)[Неопределённо-личное], и [двусоставное].

3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа (интерактивный приём «Микрофон»)

• Какие предложения называются сложными?

• С помощью каких средств простые предложения могут объединяться в слож­ные?

• Как называются сложные предложения, в которых простые объединяются только с помощью интонации?

• Какие сложные предложения называются сложноподчинёнными? А какие сложносочинёнными?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Творческое задание: напишите небольшой текст-описание (6-7 предложе­ний), используя разные виды сложных предложений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложное предложение

Автор: Волошина Лариса Ивановна

Дата: 02.12.2018

Номер свидетельства: 488537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Простые и сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(38) "prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "178913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424891971"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "212517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431865706"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "103415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402584008"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства