Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение»
УРОК . СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ПРИЗНАКИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цели: учить учащихся отличать сложное предложение от простого по наличию грамматических основ; ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного; совершенствовать языковые и пунктуационные навыки.
Оборудование: учебные тексты, схемы, рисунки по теме урока, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща».
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
Организационный этап
І. Приветствие. Формулирование цели и задач урока. Обоснование взаимосвязи с предыдущим уроком.
- Здравствуйте, ребята .Сегодня на уроке мы рассмотрим сложное предложение, способы связи простых предложений в составе сложного; научимся различать сложносочинённые от сложноподчинённых и бессоюзных предложений; строить схемы сложных предложений с различными видами связей.
II. Лексико-орфографическая работа.
1. На доске планшет со словами. Запись слов в тетрадь: колосс, колоссальный
- Как вы думаете, что означает слово «колосс»? (ответы учащихся)
Запись в тетради значения слова: колосс – статуя громадных размеров.
- Какое устойчивое выражение с данным словом вы знаете? (Колосс на глиняных ногах)
- Что оно означает? Каково его происхождение?
2. Подберите синонимы к слову «колоссальный», расположив их в порядке усиления признака (большой, огромный, гигантский, громадный, исполинский и пр.).
- Расположение слов в порядке усиления или уменьшения значения называется градацией. (Запись термина в тетрадь)
- Составьте предложения со словами «колосс», «колоссальный».
2. Актуализация опорных знаний
Беседа
* Что вы знаете о сложном предложении?
* В чём отличие сложного предложения от осложнённого?
* Чем может быть осложнено предложение?
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли, не меняя формы объединить их в один большой дом? Нет, у объединенного дома общая крыша, несколько общих стен и т. д. Так и сложное предложение не просто включает в себя несколько простых, но и объединяет их в одно целое…
4 Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
На схемах показаны типы сложных предложений: сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного. Нам предстоит разобраться., какому типу соответствует каждая схема.
В сложносочиненных предложениях равноправные части связаны с помощью сочинительных союзов. В сложноподчинённых предложениях одна часть является зависимой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов. Бессоюзные предложения состоят из частей, связанных интонацией и по смыслу, но без союзов.
2. Коллективная работа над составлением обобщающей схемы
«Виды сложных предложений» (с попутным объяснением)
3.Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)
«БЕРЁЗОВАЯ РОЩА» И. ЛЕВИТАНА
Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солнца, света и тепла.
Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Тёмные пятна на коре берёз в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник.
Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними (По Т. Ржевусской).
• Сформулируйте тему и основную мысль текста.
• Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
2. Практическая работа
Составьте по данным схемам предложения и запишите их. Выделите в предложениях грамматические основы.
1) [Определённо-личное], и [двусоставное].
2) [Двусоставное], и [двусоставное].
3) [Двусоставное], и [безличное]. 4)[Неопределённо-личное], и [двусоставное].
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)