Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, предложением.
Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, предложением.
Цели:
- закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однородных членах предложения;
-показать различия между словосочетанием, словом и предложением;
- развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
- закреплять умение находить словосочетания в составе предложения;
- совершенствовать орфографическую зоркость;
- развивать мышление, память, внимание, речь;
- воспитывать положительную мотивацию к учению.
Ход урока
I. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!
И за парты тихонько садитесь!
II. Актуализация полученных знаний.
1. «Марафон правил».
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие правила постановки знаков препинания при написании предложений с однородными членами надо знать?
На какие группы делятся предложения по количеству основ? (На простые и сложные)
- Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа)
- Какие предложения называется сложными? (Это предложения, которые состоят из нескольких грамматических основ)
- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми)
2. Проверочный тест.
1. Отметь повествовательное предложение.
А) Какую пользу приносят людям насекомые?
Б) Как хорошо было за городом!
В) В школе раздаются радостные голоса детей.
2. Какое предложение называется вопросительным?
А) которое произносится спокойным голосом;
Б) в котором советуют что-либо сделать, действовать;
В) в котором о чёт-то спрашивается;
Г) в котором о чём-то сообщают
3. Найди простое предложение.
А) Травка зеленеет, солнышко блестит.
Б) Ребята собрались за ягодами, и Тарас разбудил сестру.
В) На стройплощадке стояли подъёмные краны.
Г) Настало утро, мы тронулись в путь.
4. Укажи сложное предложение.
А) Рано утром дети пришли в сосновый лес.
Б) Дети долго гуляли в сосновом лесу.
В) Девочки пели весёлую песенку, а мальчики слушали их.
Г) Солнце, весёлый, плавает, привет, умный.
5. Что такое второстепенные члены предложения?
А) все члены предложения, кроме главных
Б) подлежащее и сказуемое
В) все трудные слова
Г) половина слова
3. Словарная работа. (работа с электронным приложением к учебнику)
С…вет, с…р…бро, ч…тверг, пр…вет.
Физминутка. (музык.сопровождение)
III. Подготовка к усвоению нового материала.
Запись предложения под диктовку.
Тяжёлая туча закрыла солнце.
- Определите главные члены предложения.
- С каким второстепенным членом связано подлежащее? (тяжёлая)
- Поставьте вопрос от подлежащего к второстепенному члену.
туча (какая?) тяжёлая
- С каким второстепенным членом связано сказуемое? (солнце)
- Поставьте вопрос от сказуемого к второстепенному члену.
закрыла (что?) солнце
- Прочитайте получившиеся сочетания слов (тяжёлая туча, закрыла солнце)
- Вспомните, как называются соединения двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. (словосочетания)
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но неравны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову.
И никогда - наоборот.
Запомни как основу.
- Кто сформулирует тему урока?
IV. Изучение нового материала.
А). Сообщение темы и целей урока. (Вспомним, что такое словосочетание, научимся различать словосочетание и предложение, повторим, какие слова в словосочетании называются главными, а какие – зависимыми, как ставить вопрос от главного слова к зависимому)
Б). (работа с электронным приложением к учебнику)
Профессор Самоваров: «Словосочетание – это соединение двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. От главного к зависимому можно задать вопрос.
Кленовые листья. Листья (какие?) кленовые.
Тихая погода. Погода (какая?) тихая.
Как различить предложение и словосочетание?
Профессор Самоваров: «Предложение сообщает о ком-то или о чём-то информацию, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно, чем слово, поэтому подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием».
В). Работа по учебнику.
«Узелки на память» стр.78. Прочтите, что сказано о словосочетании.
стр.78 упр.125 Найдите словосочетания, запишите по образцу.
Крепко спит заснеженный лес.
Лес (какой?) заснеженный.
Спит (как?) крепко.
Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам.
Лоси (какие?) старые, молодые.
Подходят (когда?) иногда.
Подходят (как?) близко.
Подходят (к чему?, куда?) к городам.
Городам (каким?) шумным.
V.Закрепление. Применение полученных знаний, навыков.
1. Найти словосочетания (по вариантам).
Вариант 1
В осеннем лесу
Поздним вечером
Шел и думал
На прогулке
Вариант 2
На столе
Колючим кустарником
Искать грибы
Синие и красные
Вариант 3
От тучи
Налетел ветер
У дальнего горизонта
Разбросанные листья
- Сформулируйте вывод, что не является словосочетанием?
(отдельные слова, отдельные слова с предлогами, подлежащее и сказуемое)
- Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
( Предложение сообщает о чём-то или о ком-то, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно, чем слово.)
Физминутка- игра
Правила игры: - Если я называю словосочетание, вы должны хлопнуть в ладоши, если называю предложение, хлопать не нужно.
Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются. Льёт дождь. Разноцветные листья. Падают медленно.
2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании
Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, предложением. »
Цели:
- закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однородных членах предложения;
-показать различия между словосочетанием, словом и предложением;
- развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
- закреплять умение находить словосочетания в составе предложения;
- совершенствовать орфографическую зоркость;
- развивать мышление, память, внимание, речь;
- воспитывать положительную мотивацию к учению.
Ход урока
I. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!
И за парты тихонько садитесь!
II. Актуализация полученных знаний.
1. «Марафон правил».
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие правила постановки знаков препинания при написании предложений с однородными членами надо знать?
На какие группы делятся предложения по количеству основ? (На простые и сложные)
- Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа)
- Какие предложения называется сложными? (Это предложения, которые состоят из нескольких грамматических основ)
- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми)
2. Проверочный тест.
1. Отметь повествовательное предложение.
А) Какую пользу приносят людям насекомые?
Б) Как хорошо было за городом!
В) В школе раздаются радостные голоса детей.
2. Какое предложение называется вопросительным?
А) которое произносится спокойным голосом;
Б) в котором советуют что-либо сделать, действовать;
В) в котором о чёт-то спрашивается;
Г) в котором о чём-то сообщают
3. Найди простое предложение.
А) Травка зеленеет, солнышко блестит.
Б) Ребята собрались за ягодами, и Тарас разбудил сестру.
В) На стройплощадке стояли подъёмные краны.
Г) Настало утро, мы тронулись в путь.
4. Укажи сложное предложение.
А) Рано утром дети пришли в сосновый лес.
Б) Дети долго гуляли в сосновом лесу.
В) Девочки пели весёлую песенку, а мальчики слушали их.
Г) Солнце, весёлый, плавает, привет, умный.
5. Что такое второстепенные члены предложения?
А) все члены предложения, кроме главных
Б) подлежащее и сказуемое
В) все трудные слова
Г) половина слова
3. Словарная работа. (работа с электронным приложением к учебнику)
С…вет, с…р…бро, ч…тверг, пр…вет.
Физминутка. (музык.сопровождение)
III. Подготовка к усвоению нового материала.
Запись предложения под диктовку.
Тяжёлая туча закрыла солнце.
- Определите главные члены предложения.
- С каким второстепенным членом связано подлежащее? (тяжёлая)
- Поставьте вопрос от подлежащего к второстепенному члену.
туча (какая?) тяжёлая
- С каким второстепенным членом связано сказуемое? (солнце)
- Поставьте вопрос от сказуемого к второстепенному члену.
закрыла (что?) солнце
- Прочитайте получившиеся сочетания слов (тяжёлая туча, закрыла солнце)
- Вспомните, как называются соединения двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. (словосочетания)
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но неравны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову.
И никогда - наоборот.
Запомни как основу.
- Кто сформулирует тему урока?
IV. Изучение нового материала.
А). Сообщение темы и целей урока. (Вспомним, что такое словосочетание, научимся различать словосочетание и предложение, повторим, какие слова в словосочетании называются главными, а какие – зависимыми, как ставить вопрос от главного слова к зависимому)
Б). (работа с электронным приложением к учебнику)
Профессор Самоваров: «Словосочетание – это соединение двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. От главного к зависимому можно задать вопрос.
Кленовые листья. Листья (какие?) кленовые.
Тихая погода. Погода (какая?) тихая.
Как различить предложение и словосочетание?
Профессор Самоваров: «Предложение сообщает о ком-то или о чём-то информацию, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно, чем слово, поэтому подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием».
В). Работа по учебнику.
«Узелки на память» стр.78. Прочтите, что сказано о словосочетании.
стр.78 упр.125 Найдите словосочетания, запишите по образцу.
Крепко спит заснеженный лес.
Лес (какой?) заснеженный.
Спит (как?) крепко.
Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам.
Лоси (какие?) старые, молодые.
Подходят (когда?) иногда.
Подходят (как?) близко.
Подходят (к чему?, куда?) к городам.
Городам (каким?) шумным.
V.Закрепление. Применение полученных знаний, навыков.
1. Найти словосочетания (по вариантам).
Вариант 1
В осеннем лесу
Поздним вечером
Шел и думал
На прогулке
Вариант 2
На столе
Колючим кустарником
Искать грибы
Синие и красные
Вариант 3
От тучи
Налетел ветер
У дальнего горизонта
Разбросанные листья
- Сформулируйте вывод, что не является словосочетанием?
(отдельные слова, отдельные слова с предлогами, подлежащее и сказуемое)
- Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
( Предложение сообщает о чём-то или о ком-то, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно, чем слово.)
Физминутка- игра
Правила игры: - Если я называю словосочетание, вы должны хлопнуть в ладоши, если называю предложение, хлопать не нужно.
Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень.Весело смеются. Льёт дождь. Разноцветные листья. Падают медленно.
2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании