kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, предложением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однородных членах предложения;

-показать различия между словосочетанием, словом и предложением;

- развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;

- закреплять умение находить словосочетания в составе предложения;

- совершенствовать орфографическую зоркость;

- развивать мышление, память, внимание, речь;

- воспитывать положительную мотивацию к учению.

                                                 Ход урока

I. Психологический настрой учащихся.

                                   Прозвенел звонок,

                                   Начинается урок!

                                   Встаньте прямо,

                                   Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!

                                   И за парты тихонько садитесь!

II. Актуализация полученных знаний.

1. «Марафон правил».

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие правила постановки знаков препинания при написании предложений с однородными членами надо знать?

На какие группы делятся предложения по количеству основ? (На простые и сложные)

- Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа)

- Какие предложения называется сложными? (Это предложения, которые состоят из нескольких грамматических основ)

- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми)

2. Проверочный тест.

1. Отметь повествовательное предложение.

А) Какую пользу приносят людям насекомые?

Б) Как хорошо было за городом!

В) В школе раздаются радостные голоса детей.

2. Какое предложение называется вопросительным?

А) которое произносится спокойным голосом;

Б) в котором советуют что-либо сделать, действовать;

В) в котором о чёт-то спрашивается;

Г) в котором о чём-то сообщают

3. Найди простое предложение.

А) Травка зеленеет, солнышко блестит.

Б) Ребята собрались за ягодами, и Тарас разбудил сестру.

В) На стройплощадке стояли подъёмные краны.

Г) Настало утро, мы тронулись в путь.

4. Укажи сложное предложение.

А) Рано утром дети пришли в сосновый лес.

Б) Дети долго гуляли в сосновом лесу.

В) Девочки пели весёлую песенку, а мальчики слушали их.

Г) Солнце, весёлый, плавает, привет, умный.

5. Что такое второстепенные члены предложения?

А) все члены предложения, кроме главных

Б) подлежащее и сказуемое

В) все трудные слова

Г) половина слова

3. Словарная работа. (работа с электронным приложением к учебнику)

С…вет, с…р…бро, ч…тверг, пр…вет.

Физминутка. (музык.сопровождение)

III. Подготовка к усвоению нового материала.

Запись предложения под диктовку.

Тяжёлая туча закрыла солнце.

- Определите главные члены предложения.

- С каким второстепенным членом связано подлежащее?  (тяжёлая)

- Поставьте вопрос от подлежащего к второстепенному члену.

туча (какая?) тяжёлая

- С каким второстепенным членом связано сказуемое? (солнце)

- Поставьте вопрос от сказуемого к второстепенному члену.

закрыла (что?) солнце

- Прочитайте получившиеся сочетания слов (тяжёлая туча, закрыла солнце)

- Вспомните, как называются соединения двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. (словосочетания)

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

                                               В нём слово главное всегда

                                              С зависимым шагает.

                                             А кто тут главный – без труда

                                             Вопрос определяет.

 

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда - наоборот.

Запомни как основу.

- Кто сформулирует тему урока?

IV. Изучение нового материала.

А). Сообщение темы и целей урока. (Вспомним, что такое словосочетание, научимся различать словосочетание и предложение, повторим, какие слова в словосочетании называются главными, а какие – зависимыми, как ставить вопрос от главного слова к зависимому)

Б). (работа с электронным приложением к учебнику)

Профессор Самоваров: «Словосочетание – это соединение двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. От главного к зависимому можно задать вопрос.

Кленовые листья. Листья (какие?) кленовые.

Тихая погода. Погода (какая?) тихая.

Как различить предложение и словосочетание?

Профессор Самоваров: «Предложение  сообщает о ком-то или о чём-то информацию, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или  признаки,  но более точно, чем слово,  поэтому подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием».

В). Работа по учебнику.

«Узелки на память» стр.78.  Прочтите, что сказано о словосочетании.

 стр.78 упр.125  Найдите словосочетания, запишите по образцу.

Крепко спит заснеженный лес.

Лес (какой?) заснеженный.

Спит (как?) крепко.

Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам.

Лоси (какие?) старые, молодые.

Подходят (когда?) иногда.

Подходят (как?) близко.

Подходят (к чему?, куда?) к городам.

Городам (каким?) шумным.

V.  Закрепление. Применение полученных знаний, навыков.

1. Найти словосочетания (по вариантам).

Вариант  1 

  1. В  осеннем  лесу           
  2. Поздним вечером  
  3. Шел и думал
  4. На прогулке

Вариант  2

  1. На столе  
  2.  Колючим кустарником 
  3.  Искать грибы
  4.  Синие и красные                    

Вариант 3

  1. От  тучи                               
  2. Налетел  ветер
  3. У дальнего горизонта
  4.  Разбросанные листья

 - Сформулируйте вывод, что не является словосочетанием?

(отдельные слова, отдельные слова с предлогами, подлежащее и сказуемое)

- Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

( Предложение сообщает о чём-то или о ком-то, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно, чем слово.)

Физминутка- игра

Правила игры: - Если я называю словосочетание, вы должны хлопнуть в ладоши, если называю предложение, хлопать не нужно.

Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются.  Льёт дождь. Разноцветные листья.  Падают медленно.

2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании

Радостное событие

Перепрыгнуть  через  лужу

Искреннее слово

 Громко чихнуть

3.Замените  данные словосочетания по образцу.

Образец:    Шерстяной шарф – шарф из шерсти

Школьная библиотека, ученическая тетрадь, бабушкины руки, вишневое варенье.

VI. Рефлексия.

Продолжите предложения.

- Сегодня я узнал …

- Мне было интересно выполнять …

- Трудным было то …

- Теперь я могу …

- Оцените своё настроение, показав смайлики.

VII. Подведение итогов урока.

- Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов)

- Как устанавливается связь слов в предложении?  (При помощи вопросов)

- От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому)

- Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком)

- Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стрелочкой)

- Подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет)

- Почему? (Они образуют нераспространенное предложение)

Домашнее задание. Инструктаж.

Стр.78 упр.126

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, предложением. »

Цели:

- закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однородных членах предложения;

-показать различия между словосочетанием, словом и предложением;

- развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;

- закреплять умение находить словосочетания в составе предложения;

- совершенствовать орфографическую зоркость;

- развивать мышление, память, внимание, речь;

- воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход урока

I. Психологический настрой учащихся.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо,

Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!

И за парты тихонько садитесь!

II. Актуализация полученных знаний.

1. «Марафон правил».

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие правила постановки знаков препинания при написании предложений с однородными членами надо знать?

На какие группы делятся предложения по количеству основ? (На простые и сложные)

- Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа)

- Какие предложения называется сложными? (Это предложения, которые состоят из нескольких грамматических основ)

- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми)

2. Проверочный тест.

1. Отметь повествовательное предложение.

А) Какую пользу приносят людям насекомые?

Б) Как хорошо было за городом!

В) В школе раздаются радостные голоса детей.

2. Какое предложение называется вопросительным?

А) которое произносится спокойным голосом;

Б) в котором советуют что-либо сделать, действовать;

В) в котором о чёт-то спрашивается;

Г) в котором о чём-то сообщают

3. Найди простое предложение.

А) Травка зеленеет, солнышко блестит.

Б) Ребята собрались за ягодами, и Тарас разбудил сестру.

В) На стройплощадке стояли подъёмные краны.

Г) Настало утро, мы тронулись в путь.

4. Укажи сложное предложение.

А) Рано утром дети пришли в сосновый лес.

Б) Дети долго гуляли в сосновом лесу.

В) Девочки пели весёлую песенку, а мальчики слушали их.

Г) Солнце, весёлый, плавает, привет, умный.

5. Что такое второстепенные члены предложения?

А) все члены предложения, кроме главных

Б) подлежащее и сказуемое

В) все трудные слова

Г) половина слова

3. Словарная работа. (работа с электронным приложением к учебнику)

С…вет, с…р…бро, ч…тверг, пр…вет.

Физминутка. (музык.сопровождение)

III. Подготовка к усвоению нового материала.

Запись предложения под диктовку.

Тяжёлая туча закрыла солнце.

- Определите главные члены предложения.

- С каким второстепенным членом связано подлежащее? (тяжёлая)

- Поставьте вопрос от подлежащего к второстепенному члену.

туча (какая?) тяжёлая

- С каким второстепенным членом связано сказуемое? (солнце)

- Поставьте вопрос от сказуемого к второстепенному члену.

закрыла (что?) солнце

- Прочитайте получившиеся сочетания слов (тяжёлая туча, закрыла солнце)

- Вспомните, как называются соединения двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. (словосочетания)

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.


Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда - наоборот.

Запомни как основу.

- Кто сформулирует тему урока?

IV. Изучение нового материала.

А). Сообщение темы и целей урока. (Вспомним, что такое словосочетание, научимся различать словосочетание и предложение, повторим, какие слова в словосочетании называются главными, а какие – зависимыми, как ставить вопрос от главного слова к зависимому)

Б). (работа с электронным приложением к учебнику)

Профессор Самоваров: «Словосочетание – это соединение двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. От главного к зависимому можно задать вопрос.

Кленовые листья. Листья (какие?) кленовые.

Тихая погода. Погода (какая?) тихая.

Как различить предложение и словосочетание?

Профессор Самоваров: «Предложение сообщает о ком-то или о чём-то информацию, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно, чем слово, поэтому подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием».

В). Работа по учебнику.

«Узелки на память» стр.78. Прочтите, что сказано о словосочетании.

стр.78 упр.125 Найдите словосочетания, запишите по образцу.

Крепко спит заснеженный лес.

Лес (какой?) заснеженный.

Спит (как?) крепко.

Иногда старые и молодые лоси близко подходят к шумным городам.

Лоси (какие?) старые, молодые.

Подходят (когда?) иногда.

Подходят (как?) близко.

Подходят (к чему?, куда?) к городам.

Городам (каким?) шумным.

V. Закрепление. Применение полученных знаний, навыков.

1. Найти словосочетания (по вариантам).

Вариант  1

  1. В  осеннем  лесу           

  2. Поздним вечером  

  3. Шел и думал

  4. На прогулке

Вариант  2

  1. На столе  

  2.  Колючим кустарником 

  3.  Искать грибы

  4.  Синие и красные                    

Вариант 3

  1. От  тучи                               

  2. Налетел  ветер

  3. У дальнего горизонта

  4. Разбросанные листья

 - Сформулируйте вывод, что не является словосочетанием?

(отдельные слова, отдельные слова с предлогами, подлежащее и сказуемое)

- Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

( Предложение сообщает о чём-то или о ком-то, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно, чем слово.)

Физминутка- игра

Правила игры: - Если я называю словосочетание, вы должны хлопнуть в ладоши, если называю предложение, хлопать не нужно.

Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются. Льёт дождь. Разноцветные листья. Падают медленно.

2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании

Радостное событие

Перепрыгнуть  через  лужу

Искреннее слово

Громко чихнуть

3.Замените данные словосочетания по образцу.

Образец:    Шерстяной шарф – шарф из шерсти

Школьная библиотека, ученическая тетрадь, бабушкины руки, вишневое варенье.

VI. Рефлексия.

Продолжите предложения.

- Сегодня я узнал …

- Мне было интересно выполнять …

- Трудным было то …

- Теперь я могу …

- Оцените своё настроение, показав смайлики.

VII. Подведение итогов урока.

- Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слов)

- Как устанавливается связь слов в предложении?  (При помощи вопросов)

- От какого слова ставится вопрос? (От главного к зависимому)

- Как обозначается главное слово в словосочетании? (Крестиком)

- Как обозначается связь главного слова с зависимым? (Стрелочкой)

- Подлежащее и сказуемое образуют словосочетание? (Нет)

- Почему? (Они образуют нераспространенное предложение)

Домашнее задание. Инструктаж.

Стр.78 упр.126
































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КУМЕРТАУ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН










ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 4 Б КЛАССЕ

«Словосочетание.

Различие между словосочетанием,

словом и предложением»


Выполнила учитель

начальных классов

МБОУ «СОШ №10»

Галяутдинова

Эльвира Талгатовна





Кумертау 2014







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом, предложением.

Автор: Галяутдинова Эльвира Талгатовна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Словосочетание.  Различие между словосочетанием,  словом и предложением. "
    ["seo_title"] => string(81) "slovosochietaniie-razlichiie-miezhdu-slovosochietaniiem-slovom-i-priedlozhieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "134485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416754588"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок подготовки  к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-podghotovki-k-ient-v11klassie-sintaksis-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149649"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420276996"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по теме "Словосочетание" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-tiemie-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "109176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404188811"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения""
    ["seo_title"] => string(99) "urokpotiemieslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiobrazadieistviiastiepieniisravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450703684"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Урок русского языка в 5 классе. Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-tiema-slozhnosochiniennyie-i-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "195578"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427919462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства