| № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 1 Тема: Общие сведения о русском языке. Язык и культура   |  Постановка цели: Познакомить с общими сведениями о русском языке и культуре   Задачи: 1.продолжить формировать у учащихся понятие об односоставном предложении: односоставные, глагольные предложения, определенно- личные и обобщенно-личные, безличные предложения. 2.развивать навыки выполнения грамматических разборов; 3.воспитывать  самостоятельность. | Учащиеся готовятся к уроку.   | 
  | 2.Актуализация знаний | Ученье – свет.   | Учащиеся читают пословицу, анализируют, делают выводы.   
 | 
  | 3. Объяснение нового материала   | Самостоятельная работа. Чтение лингвистического текста (упр. 2)   Беседа с уч-ся: О каких трех функциях языка в нем говрится? Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос. (Язык – это средство общения и средство межнационального общения)   | Ученики слушают теорит. материал, читают, записывают примеры, приводят свои примеры, прорабатывают на письме. | 
  | 4. Закрепление нового материала   | *Прослушивание темы   № 6, стр.121 № 1, стр. 120 
 | Учащиеся выполняют упр., определяют виды односоставных предл., аргументируют.   | 
  | 5. ОО и ОдО | Предлагается высказать мнение о обучении друга, себя, заполнить карточки | Высказываются, заполняют карточки самооценивания, взаимооценивания.   | 
  | 5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать?   | Уч-ся заполняют карточки. Сдают.   | 
  | 6. Подведение итогов.   | Выставляются оценки. Подсчитываются баллы.   | Оценки и отметки | 
  | 7.Последующие задания   | № 4,5, стр.121 
 | Запись в дневниках.   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 2. Входной диктант      | Цель: Проверить умения уч-ся писать диктанты под диктовку   Задачи: 1.закрепить умения уч-ся писать диктанты под диктовку грамотно, последовательно, соблюдать орфографический режим при письме. 2.развивать письменную речь, грамотность, мышление   3.воспитывать чувство прекрасного.    
 | Учащиеся готовятся к уроку.   | 
  | 1. Проверка домашнего задания 
 
 2.Актуализация знаний | Учитель предлагает выслушать текст диктанта   
 
 
 
 
 | Учащиеся слушают .. 
 Уч-ся читают, выполняют грамматические разборы, синт.разбор, морф., морфемные разборы.   | 
  | 4. Проверка диктанта   | Предлагается проверить диктанты   
 | Учащиеся проверяют диктанты самостоятельно   | 
  | 5. Сдача на проверку учителем   | Предлагается сдать тетради на проверку   | Сдают тетради на проверку   | 
  | 5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать?   | Уч-ся заполняют карточки. Сдают.   | 
  | 6. Подведение итогов.   | Выставляются оценки. Подсчитываются баллы.   | Оценки и отметки | 
  | 7.Последующие задания   | Повторить о сведениях о русском языке.   
 | Запись в дневниках.   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 3-4. Повторение пройденного в 5-7 классах (предложений по цели высказывания      | Цель: Повторить пройденный материал за 5-7 класс 1. путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить изученное, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности   2.развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление 3. воспитывать у учащихся желание учиться и читать книги. | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1.Актуализация знаний | Дидактическая игра /слайды/ Сейчас я вам предлагаю дидактическую игру «ДА-НЕТ». Я буду читать вам утверждения, а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите «ДА», либо не согласитесь и напишите «НЕТ». Затем по ключу мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.  ключ              | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | баллы |   | да | да | да | нет | нет | нет | да | нет | нет | да | 
 |       Изменение существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. П.п. отечает на вопросы о ком? О чем? Слово к Родине стоит в Д.п. –ом, -ем окончания Р.п. В русском языке 7 падежей   Кого? Чего? Вопросы И.п. Существительные ж.р. в И.п. имеют окончания –а, -я Существительные м.р. в И.п. имеют окончания –о, -е Существительные ср.р. в И.п. имеют окончания –а, -ы Существительные мн.ч. в И.п. имеют окончания –и, -ы | Уч-ся играют в дидактическую игру, учитель читает утверждения, уч-ся отвечают ДА-НЕТ, работают по парам, индиви-дуально.   | 
  | 2. Закрепление нового материала   |  Теперь поменяйтесь вашими вашими тетрадями с соседом и проверьте работу по ключу. /ключ на экране/ В оценочный лист выстаьте баллы за эту работу. За работу, где нет ни одной ошибки поставьте – 5, за одну-две ошибки – 4, если допущено более 2-х ошибок, поставьте 3.  Работа по учебнику  -Чтение текста, стр.4-5  -В каком предложении выражена основная мысль?   Выполнение письменных заданий    Выпишите из текста словосочетания, связанные по способу согласования (по образцу на стр.4)  Игра «Пальчики» (учитель читает слова из учебника, а ученики на пальцах показывают ударный слог (1,2,3,4,5) Чтение и анализ текста, стр.5  Выполнение упражнений №4,5 стр.6 Дополнительное задание №1, стр4 Спишите. Выделите грамматическую основу предложений. | Уч-ся меняются тетрадями, проверяют работу по ключу, подсчитывают баллы, работают по учебнику, читают текст, отвечают на вопросы, выполняют письменные задания, работают в группе, по парам, индивидуально.   | 
  | 5. ОО и ОдО | Предлагается высказать мнение о обучении друга, себя, заполнить карточки | Высказываются, заполняют карточки самооценивания, взаимооценивания.   | 
  | 5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать?   | Уч-ся заполняют карточки. Сдают.   | 
  | 6. Подведение итогов.   | Выставляются оценки. Подсчитываются баллы.   | Оценки и отметки | 
  | 7.Последующие задания   | № 3, стр.6  | Запись в дневниках.   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | Урок 6,7 Тема: Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их разряды  по значению, структуре и употреблению.   | Цели: Сформировать знания учащихся о служебных частях речи.   1.формировать учащихся понятие о служебных частях речи; 2.развивать умение определять смысловые отношения, которые выражают предлоги со значимыми частями речи (сущ., числ., мест.)   3.воспитывать бережное отношение к книгам. | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1.Актуализация знаний | Эпиграф урока  «Думай хорошо, и мысли созреют и добрые поступки»   Л.Н. Толстой | Уч-ся объясняют смысл выражения в группе.   | 
  | 2. Опрос домашнего задания   | № 2, стр.10 (вставить пропущенные буквы) | Уч-ся читают домашнее задание   | 
  | 3.Объяснение нового материала   | -Как вы понимаете эти слова Л.Н. Толстого? Работа по опорной схеме    Части речи-10  Знаменательные -6 Служебные-3
   
 
 
 Имя существительное Предлог Имя прилагательное Союз  Имя числительное Частицы Местоимение  Глагол Наречие Междометие-1  | Уч-ся работают по опорной схеме, отвечают на вопрос, делают выводы, работают в паре, индивидуально, по группам.   | 
  | 4.Закрепление нового материала   | -Работа над текстом ,стр.6 -Какова основная мысль текста? (отношение Пушкина к книгам) -Выпишите из текста сущ.(мест) с предлогами, определите смысловые отношения. Образец: с детства (временные), в кабинете (пространственные) - № 3 Образец: Рассказать космонавту, рассказать о космонавте (окончания сущ. выделить) - № 6 (устно) - 7 (самостоятельно) 
 | Уч-ся работают над текстом, отвечают на вопросы, находят основную мысль текста, выписывают из текста сущ. с предлогами, работают по образцу, выполняют упражнения по группам, индивидуально, по парам.   | 
  | 5. ОО и ОдО | Предлагается высказать мнение о обучении друга, себя, заполнить карточки | Высказываются, заполняют карточки самооценивания, взаимооценивания.   | 
  | 5. Рефлексия | Постер «Части речи»   | Уч-ся заполняют постер.   | 
  | 6. Подведение итогов.   | Выставляются оценки. Подсчитываются баллы.   | Оценки и отметки | 
  | 7.Последующие задания   | № 5, стр.18 + правило   | Запись в дневниках.   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 8. Правописание служебных частей речи   
    | Цели: 1. учить учащихся правильному правописанию производных: в течение, в продолжение, в заключение, в целях, в связи, в силу, ввиду и др.; 2.развивать навыки грамотного письма, чтения и пересказа; 3. воспитывать желание говорить всегда правду.    | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания | № 5, стр.18 + правило   
 
 | Уч-ся читают домашнее задание   
 | 
  | 2.Актуализация знаний | *Чтение текста + задания на повторение -выписать предлоги со словами, определить различные отношения: в субботу (временные), за город (пространственные), в гости (причинные) и др. -прочитать предложения, в которых употребляется глагол настоящего, прошедшего и будущего времени.  -выпишите глаголы  1 спряжение 2 спряжение  поехать решили  рассказал созвонились  доехать увидете  выйдете проходить  повернете спуститесь  перейдете очутитесь  пойдете  живем Дополнительное задание к тексту (№ 3 – морфологический, № 4 - синтаксический)- 3 ученика – к доск | Уч-ся читают текст, выполняют задания на повторение, выполняют дополнительные задания к тексту, работают в группе, по парам, индивидуально.   | 
  | 3. Изучение нового материала   | Самостоятельное изучение, стр.25, работа в группах (сообщение, примеры учащихся.   | Ученики самостоятельно изучают материал на стр. 25, работают в группе.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   | -№ 2,стр.25 -чтение стихотворения, стр. 26 - Какова основная мысль текста? Списать, выделить предлоги, надписать наверху «производные, непроизводные» предлоги.   | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, индивидуально, по парам, делают выводы | 
  | 5. Рефлексия   | Дневник двойной записи   | Заполняют таблицы   | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   | № 4, стр.26 | Записывают в дневниках   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 9. Тема:  Правописание НЕ с разными частями речи. (Понятие о отрицательных частицах) | Цели: Сформировать у учащихся понятие правописания отрицательных частиц с разными частями речи; 1.формировать и научить правилам правописания частицы НЕ со словами разных частей речи; 2.развивать умение определять в тексте частицы, не путать их с предлогами; 3.воспитывать любознательность.    | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания 
 
 2.Актуализация знаний |  № 4, стр.26 
 
 
 
 * Работа с текстом «Земля и небо» -Какова основная мысль текста? -Выполнение грамматических разборов, указанных в тексте: С древних - морфологический, из призрачного – морфологический, греческое – по составу (3 ученика работают у доски) 
 | Уч-ся проверяют домашнее задание   
 
 
 Уч-ся работают с текстом «Земля и небо», выполняют грамматический разбор. Индивидуальная работа   | 
  | 3. Изучение нового материала   | 4. Изучение нового материала  Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложения и служит для образования наклонений глагола. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. Например, бы, да, давай, пусть, не,ни, разве, неужели, ж (же), ли, ведь, будто, вот, -то, -либо, кое-, -нибудь, -ка, -таки. (Запишите в тетрадь) 
 | Ученики записывают в тетради, узнают о частицах, для чего используются, работают в группе, по парам, индивидуально.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   | № 2,стр.29 (устно) №*, стр.29 №4,стр.30 (устно) №5, стр. 31 (устно)   | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.   | 
  | 5. Рефлексия   | 
 | 
 | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   | № 3, стр.30 + правило, стр.28   | Записывают в дневниках   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 10. Тема:  Изложение по тексту «Рассказ о чудаке»   
 
    | Цели: Проверить умения уч-ся писать изложения Задачи: 1.формировать у уч-ся умение письменно излагать текст; 2.развивать письменную речь уч-ся, память, мышление; 3.воспитывать позитивное отношение к жизни, людям.     | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Актуализация знаний | Словарная работа: чудак, толкование, четыре тостых тома, бестолковый   | Уч-ся работают со словами.   | 
  | 2. Текст изложения   | Текст изложения на странице 245. «Рассказ о чудаке»   | Ученики читают текст изложения.   | 
  | 3.Первичное чтение текста   | Учитель читает текст   | Уч-ся слушают чтение текста   | 
  | 4. Составление плана   | Предлагается составить план к тексту   | Составляют план к тексту   | 
  | 5. Вторичное чтение текста   | Предлагается прочитать ученикам сам-но текст   | Сам-но читают текст   | 
  | 6. Письменная работа   | Предлагается письменно написать изложение   | Уч-ся записывают изложения в тетрадях   | 
  | 7. Сдача тетрадей   | Предлагается сдать тетради для проверки учителем   | Уч-ся сдают тетради   | 
  | 8.Последущее задание   | Повторить правила на стр. 242-243   | Записывают в тетрадях   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 11. Тема: Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.      | Цели: 1.формировать у учащихся понятие о междометии, о звукоподражательных словах, и их употреблении в речи; 2.развивать навыки выполнения грамматических разборов; 3.воспитывать культуру общения.    | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания 
 
 | стр.242,243 правило. -Расскажите о отрицательных частицах.   -Когда употребляется частица НЕ, а когда НИ? | Уч-ся проверяют домашнее задание   
 | 
  | 2.Актуализация знаний | *Чтение текста №4 *Выполнение задания стр. 24 | Уч-ся работают с текстом, выполняют задания.   | 
  | 3. Изучение нового материала   | Междометия употребляются в речи для выражения различных чувств: восторга, удивления, страха, горя, огорчения. Например, Ой, страшно! Ба, знакомые все лица! Ах, очень жаль. Междометия не изменяются и не являются членами предложения. На письме выделяются запятой или восклицательным знаком. Междометия, образованные повтором слов пишутся через дефис: ой-ой, ай-ай. | Ученики записывают в тетради, узнают о частицах, для чего используются.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   | Упр. 1,2,3,4. стр. 272-274 | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.   | 
  | 5. Рефлексия   | Дневник тройной записи   | Заполняют таблицы   | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   | № 3, стр.30 + правило, стр.28   | Записывают в дневниках   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 12. Тема: Синтаксис. Обращение, вводные слова, вставные слова и конструкции в предложении.    | Цели: Продолжить формировать знания учащихся о синтаксисе, обращении, о вводных словах, о вставных словах и конструкциях в предложении.   1.Учащиеся сформируют знания о вводных словах, о обращениях, о вставных словах и конструкциях в предложении; 2.развивать умение выделять в предложении обращения, вводные слова, вставные конструкции, уметь выполнять грамматические разборы; 3.воспитывать культуру общения.    | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания | Упр.5,6 стр. 275  
  
 | Уч-ся проверяют домашнее задание   
 | 
  | 2.Актуализация знаний | (из задания №1, стр.49 выполнить грамматические разборы)  *родного, русская, проводник, бесценного – морфемный разбор *спрыгну, края - морфологический | Уч-ся работают с текстом, выполняют задания.   | 
  | 3. Изучение нового материала   | -Работа по таблице «Обращение», «Вводные слова»   Вывод: Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Обращение грамматически не связано с членами предложения и поэтому не являются членами предложения. Могут находиться в начале, в конце или в середине предложения. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком. Изучение нового материала по таблице «ВВодные слова и предложения» (см.В-1 Чтение правила, стр.53 Чтение вводных слов и сочетаний, стр.53 + на конце страницы | Ученики записывают в тетради, узнают о вводных словах, для чего используются, читают теоретический материал, работают по парам и индивидуально.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   | *Задание 1, стр.49 (дополнительное задание – синтаксический разбор 4 предложения) *Задание 2, стр.49 (чтение диалогов ) *Задание 5, стр.51 (чтение письма Н.Островского матери) | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.   | 
  | 5. Рефлексия   | Постер «Синтаксис»   | Заполн. постер   | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   |  № 6, стр.51+ правило   -Что такое обращение? -Почему оно не может быть членом предложения? -Как на письме выделяются обращения? -Приведите примеры предложений с обращениями. | Записывают в дневниках   | 
 
        | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 13. Тема:    :  Синтаксис. Обращение. Вводные, вставные слова и конструкции в предложении.   
 | Цели: Продолжить формировать знания о обращении, вводных и вставных словах, конструкциях в предложении.   1. Учащиеся употребят вводные слова, обращения, вставные слова и конструкции в предложениях; 2.Развивать навыки выполнения грамматических разборов, навыки определения вводных слов, обращений, вставных конструкций в предложении; 3.Воспитывать интерес к происхождению слов и выражений в русском языке.    | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания 
 
 |  № 6, стр.51+ правило   -Что такое обращение? -Почему оно не может быть членом предложения? -Как на письме выделяются обращения? -Приведите примеры предложений с обращениями. | Уч-ся читают домашнее задание, отвечают на вопросы, деают выводы.   
 | 
  | 2.Актуализация знаний | *Чтение текста «Дождевые слова» -Как вы понимаете выражение «счастливое время открытий»? -Выполнение грамматических разборов: Общение, открытий – морфологический Случилось и меня такое лето. – синтаксический Овладения, русскими, перелётом, счастливое – морфемный | Уч-ся работают с текстом, выполняют задания, отвечают на вопросы, работают в группе, по парам, индивидуально.   | 
  | 3. Изучение нового материала   |  Изучение нового материала по таблице «ВВодные слова и предложения» (см.В-1)Чтение правила, стр.53Чтение вводных слов и сочетаний, стр.53 + на конце страницы | Уч-ся изучают новую тему по таблице «Вводные слова и предложения», читают теоретический материал, работают в группе, по парам, индивидуально.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   | *Задание 1, стр.54 *Задание2, стр.54 
 | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.   | 
  | 5. Рефлексия   | 
 | 
 | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   | № 3, стр.30 + правило, стр.28   | Записывают в дневниках   | 
  | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 15  Тема:  Второстепенные члены предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.   
 | Цель: Закрепить знания о второстепенных членах предложения. Дать понятия о прямом и косвенном дополнении.   1.сформировать у учащихся знания о том, что второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены предложения, и понятие о прямом и косвенном дополнении;   2.развивать навыки выполнения грамматических разборов; 3.воспитывать уважение к традициям своего и других народов.   | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания | № 3, стр.54 + правило о вводных словах  
  
 
 | Уч-ся читают домашнее задание, рассказывают теоретический материал о вводных словах.   
 
 | 
  | 2.Актуализация знаний | Работа над текстом «Кто придумал первый календарь?», стр.62 Самый первый календарь придумали древние египтяне. – синтаксический разбор в обращении – морфологический разбор (сущ., н.ф. – обращение, неодушевленное, нарицательное, 2 скл., ср.р., п.п., ед.ч., дополнение) из-за - морфологический разбор (предлог, неизменяемое слово, выражает причинные отношения, непроизводный, не является членом предложения) | Уч-ся работают с текстом, выполняют задания, делают выводы, работают в группе, по парам индивидуально.   | 
  | 3. Изучение нового материала   |  Каждый народ бережно относится к своим обычаям.  подлежащее НАРОД сказуемое ОТНОСИТСЯ ↓ ↓ ↓ (какой?)каждый (как?)бережно  (к чему?)к обычаям своим Работа над теоритическим материалом о второстепенных членах предложения.   Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены предложения, бывают прямые и косвенные дополнения.   | Ученики записывают в тетради, делают выводы, работают над теоретическим материалом, работают в группе, по парам, индивидуально.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   | № 2, стр.61 (Образец: Слово «обычаем» относится к сказуемому, а слово «традиционные» к подлежащем № 4, стр. 62 (устно) -К какому стилю относится текст? Обоснуйте свой ответ. | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.   | 
  | 5. Рефлексия   | 
 | 
 | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   |  № 3, стр.61 
 | Записывают в дневниках   | 
 
        | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 16 Тема:   Контрольный диктант «Белка»   | Цель: Проверить умения учащихся грамотно писать диктант. 1. контроль и оценка знаний и умений учащихся; 2. развивать у учащихся грамотность, письменную речь; 3. воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, ответственность за свои знания, интерес к миру животных.   | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1.Актуализация знаний   
 
 |  Работа со словами: наестся, вдоволь, детёныши (перевод на родной язык, объяснение значения слов, обратить внимание учащихся на правописание слов) | Уч-ся работают со словами, переводят на родной язык, составляют предложения.   | 
  | 2. Знакомство с текстом | Белки    Белка – удивительно забавное животное. Она легко привыкает к человеку, любит погрызть орешки, бегать и крутить колесо. В природе она очень подвижна. Белка – зверёк запасливый. Наестся вдоволь, потом в домик таскает орехи и семена. В сутки белке нужно десять – двадцать граммов белого хлеба, двадцать граммов колотых орехов, двадцать пять граммов сухих фруктов и по пять граммов различных семечек. Воду белка пьет часто, поэтому неплохо поставить в клетку блюдечко и налить сырого молока. Детёныши у белки рождаются через тридцать пять дней. Обычно бывает от трех до семи бельчат. Наблюдать за белкой – одно удовольствие.   | Уч-ся знакомятся с текстом   | 
  | 3. Письмо диктанта   | Предлагается записать диктанты   | Ученики записывают в тетради диктант   | 
  | 4.Проверка диктанта уч-ся   |  Предлагается проверить написанные диктанты самостоятельно   | Уч-ся проверяют диктант сам-но   | 
  | 5. Сбор тетрадей   | Предлагается собрать тетради   | Собирают диктанты   | 
  | 6.Последущее задание   | Повторить правило о второстепенных предложениях.   | Записывают в дневниках   | 
  | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 17-18  Тема:  Работа над ошибками (анализ контрольных работ). Итоговый урок   | Цель: воспитать пробелы в знаниях учеников; развивать орфографическую зоркость; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников.    | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания 
 | № 3, стр.54 + правило о вводных словах  
 
 | Уч-ся проверяют домашнее задание   
 
 | 
  | 2. Исправление предложений   | Предлагается исправить предложения (см. текст контрольной работы)   | Уч-ся исправляют предложения.   | 
  | 3. Чтение и анализ нескольких работ | Предлагается сделать анализ нескольких работ (текст в публицистическом стиле)   | Ученики анализируют несколько работ   | 
  | 4.Самостоятельная работа над ошибками   | Уч-ся предлагается выполнить самостоятельную работу над ошибками | Уч-ся выполняют самостоятельную работу над ошибками | 
  | 7.Последущее задание   | Закончить работу над ошибками   Выполнить упр. №4   | Записывают в дневниках   | 
 
 Рефлексия учителя:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 19-20.  Тема:  Обстоятельство. Виды обстоятельств   
 | Цели: Продолжить знакомство со второстепенным членом предложения – обстоятельством 1.формировать у учащихся понятие о видах обстоятельств; 2.развивать навыки выполнения грамматических разборов 3.воспитывать уважение к национальным традициям.    | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего заданиz | Проверка написанного в тетрадях    
 
 | Уч-ся проверяют домашнее задание   | 
  | 2.Актуализация знfний | Опрос правила о второстепенных предложениях   | Уч-ся работают с текстом, выполняют задания.   | 
  | 3. Изучение нового материала   | *Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на обстоятельства, прикоторых происходит действие: время, место, образ действия, причину, цель. Обстоятельство всегда относится к сказуемому.  
 *Работа по опорной схеме, стр.79  
 Например: К началу сентября погода вдруг резко и неожиланно переменилась.  
 *Знакомтсво с теоритическим материалом по учебнику. | Ученики записывают в тетради, делают выводы.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   | 1 группа: № 1, стр.76 2 группа: № 3, стр.76  Образец: Заблудился в лесу (сущ. с предлогом) 3 группа: Работа у доски   | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.   | 
  | 5. Рефлексия   | Дневник тройной записи   | 
 | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   | № 3, стр.61 
 | Записывают в дневниках   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 21  Тема:  Определение   
 | Цель: Закрепить знания о второстепенном члене предложения – определении   1.продолжить формировать у учащихся понятие об определении и определяемом слове; 2.развивать навыки выполнения грамматических разборов; 3.воспитывать честность, гуманность.    | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания | № 6, стр.81 | Уч-ся проверяют домашнее задание   | 
  | 2.Актуализация знаний | Опрос правила о второстепенных предложениях   | Уч-ся работают с текстом, выполняют задания.   | 
  | 3. Изучение нового материала   | Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? который? В предложении относится к членам предложения чаще всего выраженными именами существительными.   Какой?   X Например: Огромный дуб растёт у дороги.    
  определяемое слово | Ученики записывают в тетради, делают выводы.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   | 1 группа: № 1, стр.84 текст «Родная степь» (выписать определения с определяемыми словами) Образец: в Жаманшубарской степи. 2 группа: работа из дидактического матерала.   Нахождение определения в предложениях из текстас .38 | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.   | 
  | 5. Рефлексия   | 
 | 
 | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   | № 3, стр.87 | Записывают в дневниках   | 
 
      | № | Деятельность учителя   | Деятельность ученика | 
  | 22  Тема:  Согласованные определения 
 
 | Цель: продолжить формировать знания учащихся о второстепенном члене предложения – определении, согласованном определении.   1.формировать у учащихся понятие о согласованных определениях и способах их выражения; 2.развивать навыки выполнения грамматических разборов; 3.воспитывать  интерес к фольклору Восточной Европы.   | Учащиеся готовятся к уроку. | 
  | 1. Проверка домашнего задания | № 3, стр.87  
 
 | Уч-ся проверяют домашнее задание   
 | 
  | 2.Актуализация знаний | * Чтение текста о лесе, стр.90 *Составьте план, озаглавьте. *Выполните грамматические разборы  Писать о лесах – любимое моё занятие. Лес пока продолжает служить человеку свою верную службу. – синтаксический разбор Лесная – морфемный Строительных, планеты – морфологический разбор   | Уч-ся работают с текстом, выполняют задания.   | 
  | 3. Изучение нового материала   | Тетрадь (чья?) брата  тетрадь (чья?) моя Какое из двух определений согласованное? Почему? Способы выражения согласованных определений    
  
  
 прилагательное причастие порядковое числительное местоимение    | Ученики записывают в тетради, делают выводы.   | 
  | 4.Закрепление изученного материала   |  № 2,стр.91 (до слова « большой»)  № 3, стр.92  № 4, стр.93 
 | Уч-ся выполняют упражнения, работают в группах, делают выводы.   | 
  | 5. Рефлексия   | Постер «Определение»   | Заполняют постер   | 
  | 6. Подведение итогов   | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы   | Подсчитывают баллы   | 
  | 7.Последущее задание   | № 2, стр.91 (закончить) | Записывают в дневниках   |