Постановку учебной задачи Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 10мин | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. 1. – Сгруппируйте словарные слова (с. 94): 1-я группа: слова с буквой безударного гласного о. 2-я группа: все остальные слова. – Подчеркните орфограммы. 2. – Составьте и запишите предложение с одушевлённым именем существительным мужского рода, в котором прячутся слова крот, рак, краб. Что это за слово? (Акробат.) 3. Звуко-буквенный анализ слова счёт. Запись: счёт – [щ,о‘т] – 4 б., 3 зв. Устная характеристика звуков: «Буквы с и ч обозначают звук [щ,] – согласный, глухой непарн., мягкий непарн., буква ё обозначает звук [о] – гласный, ударный» и т.д. – Прочитайте ключевые слова темы на с. 98. Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование, разбор по составу.) – Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока. – Что вы уже знаете о словообразовании? Попробуйте определить задачи урока. (Как образуются имена прилагательные? От каких основ, с помощью каких суффиксов?) – Давайте составим план сегодняшнего урока. Учитель вместе с детьми составляет план. | Выполняют словарную работу, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Решение частных зада Практическая работа Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 15 мин | 1. Беседа. – При помощи каких частей слова образуются новые слова? – Какие вы знаете суффиксы имён существительных? – От основ каких частей речи образуются имена существительные? (От основ глаголов, от основ существительных.) 2. Практическая работа на доске и в тетрадях. – Прочитайте слова, записанные на доске. Определите, какая это часть речи. Что? Какой? мороз морозн ый цвет цветн ой – Как образованы имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса -н-.) Покажем это графически (учитель графически обозначает основы и суффиксы). 3. Наблюдение на материале текстов упражнений. Упр. 338 – наблюдение за образованием имён прилагательных от основ имён существительных. – Прочитайте имена прилагательные, которые образовались от основ имён существительных с помощью суффиксов. (Грязный, умный, конный.) – Какой суффикс помог образовать эти имена прилагательные? (-н-) – Сравните слова грязный и конный. Что вы заметили? (В слове конный – 2 буквы н.) – Как вы думаете, почему пишется удвоенная буква н в слове конный? Продолжим наблюдение. – Как ещё могут образовываться имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса и приставки.) – Назовите суффиксы и приставки. – Какие слова напишете на месте вопросительных знаков? (Настольный, длинный, лунный, сонный.) – Какие из них будут образованы с помощью суффиксов, а какие – с помощью суффиксов и приставок? – Как напишете слова, образованные с помощью суффиксов? (С удвоенной буквой н.) Почему? (Корень оканчивается на н, и добавляется суффикс -н-.) – Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (На стыке корня и суффикса.) – Запишите слова с этой орфограммой и разберите по составу. Длинн ый, лунн ый, сонн ый – Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный…) Упр. 339 – наблюдение над образованием имён прилагательных от основ имён прилагательных. – Прочитайте исходное слово. (Новый.) – Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.) – Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? (Ласкательное.) – Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? (Беленький, бледненький.) – Какое у них всех будет значение? (Ласкательное.) – Как образовалось прилагательное красноватый? – Какое значение вносит суффикс -оват-? (Оттенок «немного».) – Какие слова должны быть на месте вопросов? (Коричневатый, голубоватый, седоватый.) – Запишите эти пары, графически покажите, как шло образование слов. – Подчеркните буквы безударных гласных. Их надо запомнить. Историческая (этимологическая) справка. – Знаете ли вы, что слово коричневый образовалось от слова корица, т.е. кора? Что же у этих слов общего? (Кора коричневого цвета, т.е. коричневый – цвет коры.) А голубой цвет получил своё название по цвету оперения шейки голубя. Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные? (От основ существительных при помощи суффикса -н- или приставок (по-, над-) и суффикса -н-; от основ прилагательных – при помощи суффиксов -еньк-, -оват-.) | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, формулируют свои высказывания, слушают друг друга. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Закрепление знаний Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: диалог, упражнение. | 13мин | 1. Игра-эстафета. Каждая команда (ряд) получает карточку, на которой написаны имена существительные (по числу игроков): карман – честь – ячмень – машина – ужас – мина – кость – конь – вкус – грусть – картон – месть – скука – звук – молоко – удача – небеса – век – Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передаёт карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задания. 2. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов. Упр. 343. – Прочитайте словосочетания. – Какова будет тема текста? (Грибы в осеннем лесу.) – Составьте предложения так, чтобы получился рассказ. Прослушивается 2–3 варианта рассказа. – Написание текста. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Работают в командах, выполняют задания, отвечают на вопрос, формулируют свои высказывания. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
Итог урока Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, упражнение. | 2 мин | – Рассмотрите схемы. Подпишите вместо вопроса часть речи. гл. + тель = ? (сущ., например писатель) сущ. + н = ? (прил., например сонный) сущ. + еньк = ? (сущ., например доченька) прил. + еньк = ? (прил., например синенький) – В чём испытали затруднения? | Выполняют задания, подводят итоги урока. | |