kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словообразование имён прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словообразование имён прилагательных. Развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование имён прилагательных»


Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов

Цели:

  • Развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.

  • – Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

  • – Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.



Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,


Приемы: беседа, диалог,

2

минут

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?


Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.


Постановку учебной задачи


Методы: словесный, практический, наглядный.


Приемы: беседа, диалог, упражнение.

10мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

1. – Сгруппируйте словарные слова (с. 94):

1-я группа: слова с буквой безударного гласного о.

2-я группа: все остальные слова.

– Подчеркните орфограммы.

2. – Составьте и запишите предложение с одушевлённым именем существительным мужского рода, в котором прячутся слова крот, рак, краб. Что это за слово? (Акробат.)

3. Звуко-буквенный анализ слова счёт.

Запись: счёт – [щ,о‘т] – 4 б., 3 зв.

Устная характеристика звуков: «Буквы с и ч обозначают звук [щ,] – согласный, глухой непарн., мягкий непарн., буква ё обозначает звук [о] – гласный, ударный» и т.д.



– Прочитайте ключевые слова темы на с. 98. Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование, разбор по составу.)

– Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока.

– Что вы уже знаете о словообразовании? Попробуйте определить задачи урока. (Как образуются имена прилагательные? От каких основ, с помощью каких суффиксов?)

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Выполняют словарную работу, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Решение частных зада


Практическая работа


Методы: словесный, практический, наглядный.


Приемы: беседа, диалог, упражнение.



15 мин

1. Беседа.

– При помощи каких частей слова образуются новые слова?

– Какие вы знаете суффиксы имён существительных?

– От основ каких частей речи образуются имена существительные?

(От основ глаголов, от основ существительных.)

2. Практическая работа на доске и в тетрадях.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Определите, какая это часть речи.

Что? Какой?

мороз морозн ый

цвет цветн ой

– Как образованы имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса -н-.) Покажем это графически (учитель графически обозначает основы и суффиксы).

3. Наблюдение на материале текстов упражнений.

Упр. 338 – наблюдение за образованием имён прилагательных от основ имён существительных.

– Прочитайте имена прилагательные, которые образовались от основ имён существительных с помощью суффиксов. (Грязный, умный, конный.)

– Какой суффикс помог образовать эти имена прилагательные? (-н-)

– Сравните слова грязный и конный. Что вы заметили? (В слове конный – 2 буквы н.)

– Как вы думаете, почему пишется удвоенная буква н в слове конный?

Продолжим наблюдение.

– Как ещё могут образовываться имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса и приставки.)

– Назовите суффиксы и приставки.

– Какие слова напишете на месте вопросительных знаков? (Настольный, длинный, лунный, сонный.)

– Какие из них будут образованы с помощью суффиксов, а какие – с помощью суффиксов и приставок?

– Как напишете слова, образованные с помощью суффиксов? (С удвоенной буквой н.) Почему? (Корень оканчивается на н, и добавляется суффикс -н-.)

– Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (На стыке корня и суффикса.)

– Запишите слова с этой орфограммой и разберите по составу.

Длинн ый, лунн ый, сонн ый

– Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный…)

Упр. 339 – наблюдение над образованием имён прилагательных от основ имён прилагательных.

– Прочитайте исходное слово. (Новый.)

– Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)

– Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс

-еньк-? (Ласкательное.)

– Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? (Беленький, бледненький.)

– Какое у них всех будет значение? (Ласкательное.)

– Как образовалось прилагательное красноватый?

– Какое значение вносит суффикс -оват-? (Оттенок «немного».)

– Какие слова должны быть на месте вопросов? (Коричневатый, голубоватый, седоватый.)

– Запишите эти пары, графически покажите, как шло образование слов.

– Подчеркните буквы безударных гласных. Их надо запомнить.

Историческая (этимологическая) справка.

– Знаете ли вы, что слово коричневый образовалось от слова корица, т.е. кора? Что же у этих слов общего? (Кора коричневого цвета, т.е. коричневый – цвет коры.) А голубой цвет получил своё название по цвету оперения шейки голубя.

Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные? (От основ существительных при помощи суффикса -н- или приставок (по-, над-) и суффикса -н-; от основ прилагательных – при помощи суффиксов -еньк-, -оват-.)

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, формулируют свои высказывания, слушают друг друга.

Личностные результаты


1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.








Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Физ. мин.

2мин




Закрепление знаний




Методы: словесный, практический, наглядный.


Приемы: диалог, упражнение.

13мин

1. Игра-эстафета.

Каждая команда (ряд) получает карточку, на которой написаны имена существительные (по числу игроков):

карман – честь – ячмень –

машина – ужас – мина –

кость – конь – вкус –

грусть – картон – месть –

скука – звук – молоко –

удача – небеса – век –

Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передаёт карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задания.

2. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов.

Упр. 343.

– Прочитайте словосочетания.

– Какова будет тема текста? (Грибы в осеннем лесу.)

– Составьте предложения так, чтобы получился рассказ. Прослушивается 2–3 варианта рассказа.

– Написание текста.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Работают в командах, выполняют задания, отвечают на вопрос, формулируют свои высказывания.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Итог урока

Методы: словесный, практический, наглядный.


Приемы: беседа, упражнение.

2 мин

– Рассмотрите схемы. Подпишите вместо вопроса часть речи.

гл. + тель = ? (сущ., например писатель)

сущ. + н = ? (прил., например сонный)

сущ. + еньк = ? (сущ., например доченька)

прил. + еньк = ? (прил., например синенький)

– В чём испытали затруднения?


Выполняют задания, подводят итоги урока.


Рефлексия

Методы: словесный,


Приемы: диалог,

1мин

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?




Домашнее задание


1. Написать 5 прилагательных с удвоенной буквой н на стыке корня и суффикса, а ещё 5 слов – с суффиксами -оват-, -еньк-. Разобрать прилагательные по составу.

2. Задание № 10, тема 9 в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Словообразование имён прилагательных

Автор: Карасева Галина Александровна

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок по теме : "Словообразование имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "147041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419311983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovoobrazovaniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427778263"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Урок русского языка Тема: «Словообразование имен прилагательных. Разбор имён прилагательных по составу»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_tema_slovoobrazovanie_imen_prilagatelnykh_razbor_imion_pril"
    ["file_id"] => string(6) "583965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1624391551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект к уроку Словообразование имен существительных "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-k-uroku-slovoobrazovaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194807"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427813818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства