kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словообразование имён прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словообразование имён прилагательных. Развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование имён прилагательных»


Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов

Цели:

  • Развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.

  • – Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

  • – Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.



Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,


Приемы: беседа, диалог,

2

минут

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?


Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.


Постановку учебной задачи


Методы: словесный, практический, наглядный.


Приемы: беседа, диалог, упражнение.

10мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

1. – Сгруппируйте словарные слова (с. 94):

1-я группа: слова с буквой безударного гласного о.

2-я группа: все остальные слова.

– Подчеркните орфограммы.

2. – Составьте и запишите предложение с одушевлённым именем существительным мужского рода, в котором прячутся слова крот, рак, краб. Что это за слово? (Акробат.)

3. Звуко-буквенный анализ слова счёт.

Запись: счёт – [щ,о‘т] – 4 б., 3 зв.

Устная характеристика звуков: «Буквы с и ч обозначают звук [щ,] – согласный, глухой непарн., мягкий непарн., буква ё обозначает звук [о] – гласный, ударный» и т.д.



– Прочитайте ключевые слова темы на с. 98. Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование, разбор по составу.)

– Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока.

– Что вы уже знаете о словообразовании? Попробуйте определить задачи урока. (Как образуются имена прилагательные? От каких основ, с помощью каких суффиксов?)

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Выполняют словарную работу, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Решение частных зада


Практическая работа


Методы: словесный, практический, наглядный.


Приемы: беседа, диалог, упражнение.



15 мин

1. Беседа.

– При помощи каких частей слова образуются новые слова?

– Какие вы знаете суффиксы имён существительных?

– От основ каких частей речи образуются имена существительные?

(От основ глаголов, от основ существительных.)

2. Практическая работа на доске и в тетрадях.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Определите, какая это часть речи.

Что? Какой?

мороз морозн ый

цвет цветн ой

– Как образованы имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса -н-.) Покажем это графически (учитель графически обозначает основы и суффиксы).

3. Наблюдение на материале текстов упражнений.

Упр. 338 – наблюдение за образованием имён прилагательных от основ имён существительных.

– Прочитайте имена прилагательные, которые образовались от основ имён существительных с помощью суффиксов. (Грязный, умный, конный.)

– Какой суффикс помог образовать эти имена прилагательные? (-н-)

– Сравните слова грязный и конный. Что вы заметили? (В слове конный – 2 буквы н.)

– Как вы думаете, почему пишется удвоенная буква н в слове конный?

Продолжим наблюдение.

– Как ещё могут образовываться имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса и приставки.)

– Назовите суффиксы и приставки.

– Какие слова напишете на месте вопросительных знаков? (Настольный, длинный, лунный, сонный.)

– Какие из них будут образованы с помощью суффиксов, а какие – с помощью суффиксов и приставок?

– Как напишете слова, образованные с помощью суффиксов? (С удвоенной буквой н.) Почему? (Корень оканчивается на н, и добавляется суффикс -н-.)

– Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (На стыке корня и суффикса.)

– Запишите слова с этой орфограммой и разберите по составу.

Длинн ый, лунн ый, сонн ый

– Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный…)

Упр. 339 – наблюдение над образованием имён прилагательных от основ имён прилагательных.

– Прочитайте исходное слово. (Новый.)

– Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)

– Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс

-еньк-? (Ласкательное.)

– Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? (Беленький, бледненький.)

– Какое у них всех будет значение? (Ласкательное.)

– Как образовалось прилагательное красноватый?

– Какое значение вносит суффикс -оват-? (Оттенок «немного».)

– Какие слова должны быть на месте вопросов? (Коричневатый, голубоватый, седоватый.)

– Запишите эти пары, графически покажите, как шло образование слов.

– Подчеркните буквы безударных гласных. Их надо запомнить.

Историческая (этимологическая) справка.

– Знаете ли вы, что слово коричневый образовалось от слова корица, т.е. кора? Что же у этих слов общего? (Кора коричневого цвета, т.е. коричневый – цвет коры.) А голубой цвет получил своё название по цвету оперения шейки голубя.

Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные? (От основ существительных при помощи суффикса -н- или приставок (по-, над-) и суффикса -н-; от основ прилагательных – при помощи суффиксов -еньк-, -оват-.)

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, формулируют свои высказывания, слушают друг друга.

Личностные результаты


1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.








Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Физ. мин.

2мин




Закрепление знаний




Методы: словесный, практический, наглядный.


Приемы: диалог, упражнение.

13мин

1. Игра-эстафета.

Каждая команда (ряд) получает карточку, на которой написаны имена существительные (по числу игроков):

карман – честь – ячмень –

машина – ужас – мина –

кость – конь – вкус –

грусть – картон – месть –

скука – звук – молоко –

удача – небеса – век –

Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передаёт карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задания.

2. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов.

Упр. 343.

– Прочитайте словосочетания.

– Какова будет тема текста? (Грибы в осеннем лесу.)

– Составьте предложения так, чтобы получился рассказ. Прослушивается 2–3 варианта рассказа.

– Написание текста.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Работают в командах, выполняют задания, отвечают на вопрос, формулируют свои высказывания.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Итог урока

Методы: словесный, практический, наглядный.


Приемы: беседа, упражнение.

2 мин

– Рассмотрите схемы. Подпишите вместо вопроса часть речи.

гл. + тель = ? (сущ., например писатель)

сущ. + н = ? (прил., например сонный)

сущ. + еньк = ? (сущ., например доченька)

прил. + еньк = ? (прил., например синенький)

– В чём испытали затруднения?


Выполняют задания, подводят итоги урока.


Рефлексия

Методы: словесный,


Приемы: диалог,

1мин

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?




Домашнее задание


1. Написать 5 прилагательных с удвоенной буквой н на стыке корня и суффикса, а ещё 5 слов – с суффиксами -оват-, -еньк-. Разобрать прилагательные по составу.

2. Задание № 10, тема 9 в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Словообразование имён прилагательных

Автор: Карасева Галина Александровна

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок по теме : "Словообразование имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "147041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419311983"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovoobrazovaniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427778263"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Урок русского языка Тема: «Словообразование имен прилагательных. Разбор имён прилагательных по составу»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_tema_slovoobrazovanie_imen_prilagatelnykh_razbor_imion_pril"
    ["file_id"] => string(6) "583965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1624391551"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект к уроку Словообразование имен существительных "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-k-uroku-slovoobrazovaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194807"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427813818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства