Просмотр содержимого документа
«Словообразование. Состав слова. Корень»
Класс : 11 а
Дата: 4.02.19
Тема: Словообразование. Состав слова. Корень.
Цели: 1. Дать общее представление о словообразовании, повторить сведения о морфемах русского языка и в частности о корне.
2. Развивать у учащихся умение подбирать к словам однокоренные слова, выделять в словах корень,развивать логическое мышление, внимание, устную речь;развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;развивать умение излагать материал кратко, обобщённо;
3. Воспитывать чувство патриотизма на основе текста, стр. 11
Тип урока: изучение нового материала
Материал к уроку: Материал о Ш. Уалиханове
Работа со словами: морфема, приставка, суффикс, корень, основа и окончание
Ход урока:
1. Организационный момент.
Изучение нового материала.
Запись в тетрадь для правил
Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы образования слов.
Морфема – это часть слова: приставка, корень, суффикс, окнчание и основа.
Корень – это основная и обязательная минимальная значимая часть слова. Он выражает основное значение слова. Слова, имеющие один корень, называются однокоренными. Слова, имеющие один корень называются простыми (сад, юный), а несколько корней – сложными (садовод, пятиэтажный).
3.Фронтальный опрос.
– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? (, , , ).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд. Итак, приступим.
"Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень)
"Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка)
"Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание)
"Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс)
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).
Запись в тетрадях учащихся:
– заключено лексическое значение
– образуют новые слова
– образует формы слов
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания; б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? (, )
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката). (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).
– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм позволяющий успешно справиться с заданиями на ЕГЭ
1. Буквенный диктант.
– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова. Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о).
2. Доказательство. – Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.)
3. Нахождение ошибок в группировках. – Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.
Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
Водяной, водолаз, водить.
Дар, дарить, подарок.
Славный, славить, слава, прославлять.
Переносица, носить, носилки.
Речка, заречье, наречие, междуречье.
Слово, словарь, дословный.
Обсудить, суд, судоходство, присудить.
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).
– Как называются такие корни? (Омонимичные).
3.Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий № 15, стр 11
Работа с текстом, стр 11,
Словарная работа ( социальное зло, нация, культура )
-Что вы узнали о Шокане?
-В каком значении употреблено слово степь?
-Придумайте название к тексту, чтобы оно отражало его основную мысль текста.