Просмотр содержимого документа
«Словообразование имен существительных»
Словообразование имен существительных
Класс: 6Д
Цель: развивать представления учащихся о словообразовании имен существительных, о значениях, которые приобретают имена существительные с различными суффиксами; работать над развитием и культурой речи учащихся.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Имена существительные образуются от разных частей речи, например: хоккей — хоккеист, аптека — аптекарь, дом — домище; говорить — говорун, писать — писатель, смотреть — смотритель; синий — синь, черный — чернота, густой — густота.
2. Практическое упражнение.
Выпишите выделенные слова. От каких слов они образованы?
Голову няня в дремоте склонила,
На пол с лежанки чулок уронила...
(И. Никитин)
Ярко звезд мерцанье
В синеве небес;
ad
Месяца сиянье
Падает на лес.
Вот уж песнь заводит
Песенник лихой.
Из кружка выходит
Парень молодой.
(И. Никитин)
3. Объяснение учителя.
Способы образования имен существительных.
Префиксальный
Суффиксальный
Префиксально-суффиксальный
4. Работа с учебником.
Рассмотрите таблицу, помещенную на с. 209. Ознакомьтесь с суффиксами существительных и значением, которое приобретают существительные с этими суффиксами.
От данных слов образуйте такие группы имен существительных: 1) с отвлеченным значением; 2) называющие людей по профессии; 3) с уменьшительно-ласкательным значением. Обозначьте суффиксы.
Прослушайте предложения. Выпишите имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Суффиксы обозначьте.
1) Вороне где-то бог послал кусочек сыру. 2) «Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно!» 3) Лисица птицам говорит, на камушке против гнезда сироток сидя: «Не киньте, милые, без помощи детей: хотя по зернышку бедняжкам вы снесите, хоть по соломинке к их гнездышку снесите... »
(Из басен И. Крылова)
1) Говорит ему печальная жена: «Я с детишками намучилась одна: то Кокошенька Лелешеньку разит, то Лелешенька Кокошеньку тузит. То Тотошенька сегодня нашалил: выпил целую бутылочку чернил». 2) Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, и в руке его горит маленький фонарик. 3) Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки. 4) Я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком, и вы будете опять, словно солнышко, сиять.
(Из произведений К. Чуковского)
2. Словарный диктант с заданием по словообразованию.
1) От данных слов образуйте существительные с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-.
2) От данных слов образуйте существительные при помощи суффикса -ишк-.
Дом, пароход, письмо, белье, лгун, брат, сын, заяц, воробей.
Внимание! После указанных суффиксов пишется окончание -а, если существительное женского рода или мужского рода одушевленное, а если существительное среднего рода или мужского рода неодушевленное, то пишется -о, например: коровушка, сынишка, полюшко, городишко.
3. Творческий диктант.
Прослушайте группы слов. Замените каждую из них именем существительным, обозначающим названия людей по их профессиям, занятиям. Обозначьте суффиксы.
1) Рабочий, передвигающий стрелки на железной дороге. 2) Человек, занимающийся вставкой стекол. 3) Мастер по электросварке. 4) Боец, отправляющийся в разведку. 4) Музыкант, играющий на барабане. 5) Художник, рисующий пейзажи. 6) Художник, пишущий портреты. 7) Водитель трактора. 8) Специалист по переводу книг. 9) Специалист по починке часов.
4. Определение способа словообразования.
Запишите существительные. Определите, каким способом они образованы.
Повторить теоретический материал занятия. Упр. 459, 462.
Бессуффиксальный способ образования слов еще называют способом с нулевым суффиксом или нулевой суффиксацией. Слова, образованные при помощи отсечения значимых суффиксов при неизменном основном слове. При таком способе часто происходит перенос ударения в новообразованном слове, чередование или изменение конечной согласной основы. Примеры: глубокий — глубь, синий — синь, тихий — тишь, подъезжать — подъезд, театральный — театрал. Сложение. Способ образования при помощи объединения двух и более частей или слов целиком. Существует несколько видов сложения: С помощью соединительных согласных о/е (зверолов, птицеферма); Сложение основ вместе с добавлением суффиксов (новогодний, молодогвардеец); Сложение основ без соединительных согласных с использованием дефиса (плащ-палатка, диван-кровать); Сокращение слов или аббревиация. Когда все или одна из основ используются в сокращенном виде (замдиректора, колхоз, вуз); Переход из одной части речи в другую Когда само слово не меняется, а меняется его роль в предложении. Примеры: Рабочий вид. Молодой рабочий. В первом случае слово «рабочий» прилагательное, а во втором – существительное. Сращение Еще называют слиянием слов. Когда новообразованное слово происходит за счет слияния слов из словосочетания. Примеры: Вечнозелёный, труднодоступный — раньше были словосочетаниями из двух слов.