kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словообразование имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словообразование имен существительных»

КОНКУРСНЫЙ УРОК

(6 класс, русский язык)


ТЕМА УРОКА

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(урок «открытия» новых знаний)

Учебник С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»

Издательство «Мнемозина»


Цель урока: повторить сведения об основных способах словообразования имен существительных; совершенствовать умение проводить морфологический и словообразовательный разборы; формировать представление о способах образования имен существительных.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

  • учащиеся повторят сведения об основных способах словообразования имен существительных;

  • будут совершенствовать умение проводить морфологический и словообразовательный разборы;

  • сформируют представление о способах образования имен существительных;

  • будут учиться объяснять лексическое значение слов при помощи морфем.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • будут анализировать материал учебника, осуществлять смысловое чтение, на основе наблюдений делать выводы и строить умозаключения.

Коммуникативные УУД:

  • будут учиться организовывать учебное сотрудничество, аргументировать и отстаивать свое мнение, отрабатывать умение взаимодействовать в группах и парах.

Регулятивные УУД:

  • будут учиться формировать целевые установки учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выстраивать алгоритм действий; контролировать время; осуществлять самоконтроль и познавательную рефлексию.

Личностные результаты:

  • будут развивать познавательный интерес к слову, формировать ценностное отношение к русскому языку, чувство любви к природе родного края.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

Ресурсы: рабочие листы, ноутбуки, презентация о жизни и творчестве М.Пришвина, презентация к тексту, раздаточный материал, схемы, словообразовательные словари.


ХОД УРОКА


Организационный момент.

Учитель и ученики приветствуют друг друга. Проверяется готовность к уроку.

-Ребята, скажите: письменно или устно вы хотите работать?

(Ответы детей.)

-Хотите быть участником или наблюдателем?

(Ответы детей.)

-Тогда начнем!

В течение всего урока за правильные ответы ученикам вручаются смайлики.

Мотивация учебной деятельности. Подготовка к восприятию проблемы.

-Ребята, обратите внимание на слова, которые я взяла в качестве эпиграфа к уроку.

Ученики читают запись на доске: «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М.Горький». Учитель выясняет, как дети понимают слова писателя, и предлагает работу в группах по 4 человека:

- Ребята, у вас на партах лежат листочки со словами, определите лексическое значение этих слов, найдите, что их объединяет, и распределите слова на три группы.

Идет работа в группах со следующими словами: «сахарница», «мыльница», «звездопад», «листопад», «арбатство», «дворянство», «кубница», «яблокопад», «братство».

-По какому принципу вы распределили слова в группы? Какие слова вам были непонятными? И почему?

Ученики называют группы, принцип деления на группы:

суффикс. способ суффикс. способ сложение корней

суффикс – ниц - суффикс – ств - с соедин.

(вместилище) (сообщество) (падение чего-либо)

сахарница братство листопад

мыльница арбатство звездопад

кубница дворянство яблокопад

И говорят, что в каждой группе были незнакомые слова: «яблокопад», «арбатство» и «кубница». Высказывают предположения их лексического значения.

Учитель подтверждает, что эти слова - неологизмы, называет авторов слов: А. Вознесенского («яблокопад»), Б.Окуджаву(«арбатство») и маленького ребенка («кубница»). Просит учеников объяснить, что помогло в создании этих слов (способы словообразования).


Целеполагание, постановка познавательной задачи урока.

-Именно о словообразовании мы сегодня и будем говорить. Прочитайте тему урока и запишите в рабочие листы. Отталкиваясь от темы, формулируйте задачи урока.

Дети говорят, что надо действовать следующим образом:

-повторить способы словообразования,

-проверить и закрепить умения определять морфемы и способы словообразования,

-выяснить, какие из способов используются в образовании именно имен существительных.

-План действий определен, предлагаю приступить к работе.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

Ученики заполняют в рабочих листах «слепую» таблицу «Способы словообразования»:

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

морфологические неморфологические

приставочный сращение

суффиксальный новое лексическое значение

приставочно-суффиксальный переход одной части речи в др.

бессуффиксный

сложение

Далее ученики выполняют задание в рабочих листах. Сначала необходимо объяснить орфограммы, выяснить, в каких морфемах они находятся, и выполнить словообразовательный разбор:

пр…бабушка, лисич…ка, п…досиновик, вещ…мешок, д…ждливый, рыж…к, ю(н/нн)ат, (с/з)бор, (вспомнить) прошл…е, …пенок, вечн…зеленый, пр…ехать, (в)право, пи…нер.

Затем учитель предлагает подумать, какие из данных слов помогут в решении проблемы урока (определение способов словообразования имен существительных). Ученики говорят, что надо выбрать имена существительные и определить, какими способами они образованы. Шестиклассники делают записи в рабочих листах, обсуждают в парах и приходят к выводу. При затруднении ученики могут обратиться к словообразовательному словарю.

Прабабушка←бабушка (приставочный способ).

Лисичка←лисица (суффиксальный способ).

Подосиновик←осина (приставочно-суффиксальный способ).

Вещмешок←вещевой мешок (сложение).

Рыжик←рыжий (суффиксальный способ).

Юннат←юный натуралист (сложение).

Сбор←собрать (бессуффиксный способ).

Пионер (член детской орг.)←пионер (первый, неморф. способ).

Опенок←пень (приставочно-суффиксальный способ).

Прошлое (сущ.)←прошлое (прилаг., неморф. способ).

ВЫВОД

(перечислить способы)

-Предлагаю проверить правильность наших выводов, обратившись к материалам учебника.

Ученики читают страницы учебника (110, 111, 112) и выполняют маркировку текста: знаю (+), не понял (?), узнал новое (!). Обсуждают прочитанное.

-Ребята, а какие из слов, с которыми мы работали, можно взять в корзину грибника?(Лисичка, подосиновик, опенок, рыжик).


Динамическая пауза «Сбор грибов в корзину» под песню на слова Н.Рубцова.

Проверка понимания и закрепление.

-Как вы думаете, о чем может быть текст М.Пришвина под названием «Недосмотренные грибы»? (Ученики высказывают предположения).

-Интересно узнать? Давайте проверим ваши предположения. Но сначала предлагаю вспомнить важное из жизни и творчества М.Пришвина, автора данного текста.

Выступление ученика с кратким сообщением о М.Пришвине (опережающее задание). Сообщение сопровождается презентацией, подготовленной учеником.


РАБОТА С ТЕКСТОМ М.ПРИШВИНА «НЕДОСМОТРЕННЫЕ ГРИБЫ»

(текст есть в рабочих листах, читает учитель,

чтение сопровождается презентацией)

Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы все растут, даже белые.

Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая.

А масленок масленку рознь: то весь дрызглый, червивый, а то попадется такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет.

Пробираюсь в самую глушь леса. Вот стоит моховичок: вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку. И сделался гриб похожим на заячью губу.

Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли – это очень старая сыроежка. А вот подберезовик открыто сидит на поляне в еловом лесу.

Так вот жалко становится недоросших, недосмотренных грибов в лесу, что так просто пропадут и никому не достанутся.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

-Какое настроение у рассказчика в начале текста? Почему меняется?

-Как автор относится к природе? Как это поняли? (Связь с темой)

-Почему говорит о грибах, как о людях?

-Почему грибы появляются в тексте именно в таком порядке?

-Все грибы съедобные, зачем среди них – мухомор?

-Определите стиль речи? Почему автор использует слово «дрызглый»?

-Чем описание сыроежки отличается от других? Почему?

-Что скрывается в названии? Тема или основная мысль? Как понимаете последний абзац?


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Два ученика получают индивидуальное задание: создать плакат в защиту природы, используя заготовки, предложенные учителем.

Класс продолжает работу с текстом:

-Выпишите названия грибов. Определите, почему грибы так называются? Что вам поможет в этом? (Связь с темой)

-Определите способы словообразования этих слов («белый», «мухомор», «волнушка», «масленок», «моховичок», «сыроежка»).

-Найдите в тексте слово, образованное бессуффиксным способом («глушь»)?

Ученики убеждаются, что и эти существительные образованы указанными в выводе способами.

Далее ученики в парах проверяют свои знания, решая на ноутбуках тесты с последующей самостоятельной работой над ошибками и анализом материала в отчете (программа easyQuizzy).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. Стр.110-112, упр.212. (Обязательный минимум).

  2. Сочинение по теме: «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (Творческое задание, выполняется по желанию).

  3. Кроссворд по терминам, создание неологизмов. (Индивидуальное задание).


Рефлексия.

Защита плакатов (индивидуальные задания). Затем учитель предлагает ученикам дать оценку своей деятельности:

-Удалось ли выполнить намеченное?

-Какую новую информацию вы узнали?

-Довольны ли своей работой?

-Как исправить недочеты?

Также в конце занятия учитель снова обращает внимание учеников на эпиграф к уроку (слова М.Горького), затем, уточнив у шестиклассников количество смайликов, оглашает отметки и благодарит за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словообразование имен существительных

Автор: Сахарова Светлана Петровна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект к уроку Словообразование имен существительных "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-k-uroku-slovoobrazovaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194807"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427813818"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тест. Словообразование имен существительных."
    ["seo_title"] => string(51) "tiest-slovoobrazovaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "255299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447910469"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Словообразование имен существительных"
    ["seo_title"] => string(42) "slovoobrazovanie_imen_sushchestvitelnykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "637153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1695562978"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Словообразование имени существительного в среднем звене общеобразовательной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "slovoobrazovanie_imeni_sushchestvitelnogo_v_srednem_zvene_obshcheobrazovatelnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "553733"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592654023"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Способы словообразования имен существительных"
    ["seo_title"] => string(53) "sposoby_slovoobrazovaniia_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "459995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519735698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства