kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Слово и его лексическое значение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование лингвистической компетенции через освоение знаний по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Слово и его лексическое значение»»

Тема урока «Слово и его лексическое значение»

  1. Тип урока: урок открытия нового знания.

  2. Цель урока: Формирование лингвистической компетенции через освоение знаний по теме: «Слово и его лексическое значение»

  3. Задачи урока:

дидактическая – познакомиться с толковыми словарями, научиться работать с ними, использовать их для выполнения заданий;

развивающая – способствовать развитию рефлексивных умений при осуществлении контроля и самоконтроля, познавательной активности.

воспитывающая –- способствовать воспитанию интереса к  русскому языку через словарную работу.

  1. Планируемые результаты:

личностные – воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества, мышления;

метапредметные – развитие умения ставить цель, анализировать; развитие умения работать с раздаточным материалом, применять полученную информацию;

предметные – повторить изученное по теме «Лексика»; развивать навыки работы с толковыми словарями, тестами

  1. Методы обучения: проблемный, исследовательский.

  2. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная.

  3. Средства обучения:  текст, карточки с вопросами для групп, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, компьютер, ЦОР

  4.  Основные понятия: словарь, словарная статья, лексическое значение слова.

Конспект урока русского языка «Однозначные и многозначные слова»

I. Организационный момент.  Планирование деятельности.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас всех снова.  Мне хочется, чтобы урок был для вас интересным и полезным. Итак, начинаем нашу работу.

II. Актуализация знаний. Ввод в тему. Целеполагание.

- Посмотрите на доску.  Отгадайте загадку.

Не мёд, а ко всему липнут (слова)

- Ребята, а вы знаете, сколько слов в русском языке? Учёные считают, что их более 500000.  Конечно, не все слова мы знаем и употребляем. У нас у каждого свой лексикон, но вы, ребята, наверное, хотите его расширить?

А для этого предлагаю вам поиграть в слова. В одной из центральных полос записано слово, занимающее целиком всю строчку. Работать будете в группе.

Вы должны составить новые слова из букв, следующих друг за другом или под прямым углом, при этом можно подставлять за один ход не более одной дополнительной буквы.  Игра завершается, когда буквы занимают всё игровое поле или если подстановка уже  невозможна. Количество букв составленных слов суммируются, и победителем признаётся тот, у кого слова были длиннее. Важное условие: при составлении слов требуется объяснить их лексическое значение.

Приложение 1











с

л

о

в

о











 - Почему не удалось заполнить все клеточки в таблице? У всех ли слов вы правильно определили лексическое значение?

- Подумайте, что вам может помочь в данной ситуации?

- А где хранятся слова?

(Приём «открытого микрофона»)

- Расскажите, какие словари вам известны? («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова)

- Подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока.   (Слово и его лексическое значение)

 - Какую цель мы поставим на уроке? (Уметь определять лексическое значение слов)

III. Открытие нового знания, применение новой информации.

- Используя приём «Инсерт», прочитайте текст, заполните таблицу.

V

+

-

?

Я это уже знал

Это новые сведения

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу узнать об этом более подробно





Приложение 2

 - Прочитайте, что у вас получилось?

- Какую проблему вы обнаружили?

- Почему же слова становятся многозначными?  

Ответить на этот вопрос вы сможете после исследования словарных статей

 (Работа в группах)

1 группа – исследует слово «хлеб»;

2 группа – исследует слово «корень»;

3 группа – исследует слово «лента».

Приложение 2

Ответьте на вопросы:

1. Как называется словарь, с которым вы работаете?

2. Что обозначает данное слово в этом словаре?

3. Сколько значений имеет?

4. Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов?

5.Почему необходимо учитывать лексическое значение слова?

6. Составьте предложения с этими словами во всех значениях.

7. Сделайте вывод своего исследования  

- Анализ тех значений, которые имеет слово, приводит к выводу: сходные признаки предметов привлекают к себе внимание человека. Объединяя предметы по этим признакам, люди получают возможность переносить название с одного предмета на другой.

IV. Контроль и коррекция знаний

(Фронтальный опрос)

Закончите предложения:

1. Все слова языка образуют его словарный состав, или …

2. То, что обозначает слово, есть его …

3. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…

4. Слова, помимо прямого значения, могут иметь …

5. Словарь, по которому можно узнать лексическое значение слова, называется…

Самостоятельная работа

- Выполните тест

V. РефлексияИтог урока. Домашнее задание

- Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили?

Приложение 4

- Возьмите «лесенки успеха» и оцените свою работу на уроке.

- Кто хочет прокомментировать выбор ступеньки для себя.

- Домашнее задание я вам предлагаю на выбор:

1. «Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». Согласны ли вы с этим высказыванием писателя А. С. Пушкина.  Напишите об этом небольшое рассуждение.

2. Выполните упр. 93

- Спасибо, ребята, за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Слово и его лексическое значение»

Автор: Жукович Марина Валериевна

Дата: 19.10.2022

Номер свидетельства: 615343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "318432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460572022"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""Слово и его лексическое значение" "
    ["seo_title"] => string(43) "slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "123407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414493028"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slovo_i_ego_leksichesk"
    ["file_id"] => string(6) "502963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552561353"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок грамоты  «Слово и его лексическое значение. Письмо слогов с буквами Ф, ф». "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-ghramoty-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-pis-mo-sloghov-s-bukvami-f-f"
    ["file_id"] => string(6) "119977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413562808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства