kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слово и его лексическое значение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 6 классе   в соответствии с ФГОС. Лексическая тема " С любовью к природе"

Цели урока:  сформировать представление о способах определения лексического значения слова;

  - сформировать способность определять лексическое значение слова;

- развивать умение работать с толковым словарём

Планируемые результаты

Предметные: развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: восприятие важности учебы как интеллектуального труда и познания нового.

регулятивные УУД: анализ эмоционального состояния, полученного от успешной деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,  анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок изучения новой темы.

.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слово и его лексическое значение »

Тихонова Людмила Аркадьевна

МБОУ «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района РТ

Лексика. Культура речи. Лексика. Лексическая тема «С любовью о природе»

Тема: «Слово и его лексическое значение» 

Цели урока: сформировать представление о способах определения лексического значения слова;

  - сформировать способность определять лексическое значение слова;

- развивать умение работать с толковым словарём

Планируемые результаты

Предметные: развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: восприятие важности учебы как интеллектуального труда и познания нового.

регулятивные УУД: анализ эмоционального состояния, полученного от успешной деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы и приёмы: фронтальный, групповой, индивидуальный

Оборудование: учебник, толковый словарь, карты с модулями и листами учета контроля для каждого обучающегося, интерактивная доска 

                          Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

Учитель. Какой раздел русского языка мы с вами изучили?

Ученик. Фонетика и орфография

Учитель. Какие звуки речи вы знаете?

Ученик. Гласные и согласные…

Учитель. Вы хотите расширить свои знания о словах?

Ученик. Да, мы хотим расширить знания о словах.

Учитель. Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания?

Ученик. Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем

Учитель. Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем. Затем постараемся выполнить задание на новое знание. Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Учитель. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные зеленые леса, поля, животные, птицы. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце это тоже все прекрасно. Всё это прекрасное мы называем словом природа.

Учитель.(слайд 1) На доске вы видите слова замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина:

"Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни".

Учитель. 1. Запишите это предложение в тетради. Значение какого слова для вас непонятно?

Ученик. Я не понимаю значение слова кладовая.

Учитель. С чего начнем наше познание нового?

Ученик. С повторения пройденного.

Учитель. Что вы изучали во владениях фонетики?

Ученик. Звуковой состав слова. Это наружная оболочка слова.

Учитель. Что вы можете сказать о звуковой оболочке слова кладовая?

Ученик. В этом слове 8 букв, 9 звуков; 5 согласных звуков, 4 гласных…

Учитель. А что же прячется в лексической оболочке?

Ученик. Значение слова

Учитель. Конечно. Его внутренний смысл. Попробуйте растолковать значение слова, кладовая.

Ученик. Кладовая – от слова клад, это место, где что-то хранится.

Учитель. А теперь посмотрите на доску. (слайд 2)

Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов.

Ученик. Мы не ошиблись.

Учитель. А каково грамматическое значение этого слова? Какая это часть речи?

Ученик. Это имя существительное единственного числа, женского рода.

Учитель. Таким образом, кроме лексического значения слово имеет и грамматическое значение.

Учитель. Итак, во владениях Лексики мы изучаем лексические значения слов. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.

III. Проблемное объяснение нового

Учитель. Ребята, у вас на партах лежат толковые словари С. И. Ожегова. Что такое словарь?

Ученик. Словари - это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.

Учитель. Сегодня мы будем учиться пользоваться словарями.

Учитель. 1. Сначала про себя, а затем выразительно вслух читаем отрывок из стихотворения И.А. Бунина “Листопад”.

Ученик. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют.

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца…

Учитель. 2. Найдите те художественные средства, которые делают стихотворение таким выразительным.

Ученик. Это эпитеты: лиловый, золотой, багряный… Сравнение – точно терем расписной…

Учитель. 3. Найдите слова, лексическое значение которых вам не совсем понятно

Ученик. Багряный, лиловый, терем

Учитель. Работаем по группам. 1 группа - по толковому словарю найдите, как толкуется значения слова багряный; 2 группа –слова лиловый; 3 группа слово терем.

1ученик. Багровый – красный, густого, тёмного оттенка.

2 ученик. Лиловый – цвета сирени или фиалки.

3 ученик. Терем – жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.

Учитель. Толкование слов даётся в словарных статьях. Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд.

Учитель. Работая со словарями, вы увидели, каким образом толкуется значение слов?

Ученик. Подбором близких по значению слов.

Учитель. Мы с вами обратились к словарю, потому что не совсем были уверены в значении слов. Но часто мы знаем слово, но объяснить, что оно означает, мы не можем. Попробуем этому научиться.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Какова тема стихотворения, которое мы услышали?

Ученик. Лес.

Учитель. А что такое – лес?

Ученик. Деревья.

Учитель. Ребята, возле моего дома растут три дерева – это лес?

Ученик. Нет, нужно много деревьев.

Учитель. На лесосеке много спиленных – это лес?

Ученик. Нет, должны быть живые, растущие деревья.

Учитель. Где растут эти деревья?

Ученик. На большом пространстве земли.

Учитель. Вот так, пройдя по смысловой лесенке, мы взбираемся на вершину лексического значения. Итак, что такое лес.

Ученик. Лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве.

Учитель. 1. Запишите текст под диктовку.

Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было «глухомань» … Я впервые услышал его от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим замшелым лесом, сырыми чащами, заваленным буреломами, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватыми сумерками и тишиной…

(К.Г.Паустовский).

Учитель. 2. Работаем по группам.

1 группа - Попробуйте, используя выражения из этого текста, составить словарную статью к слову глухомань. А потом сравните вашу словарную статью со словарём.

2 группа - В толковом словаре найдите значения слова замшелый.

3 группа - В толковом словаре найдите значения слова бурелом.

Эталон для проверки: Глухомань - глухое место, удалённое от людей, оторванное от культурных центров.

Замшелый – покрывшийся мхом.

Бурелом – лес, поваленный бурей.

Учитель. По какому пути мы пошли, толкуя значение слова глухомань?

Ученик. Назвали признаки предмета, привели пример употребления в речи.

Учитель. Как можно толковать значение слова?

Ученик. Толковать лексическое значение можно разными способами:

-Подбирая близкие по значению слова.

-Указывая признаки предмета, названного словом.

-Раскрывая значения частей слова.

IV. Первичное закрепление

Учитель. Ребята, а где мы встречаемся с обратным действием? По значению определить, о каком слове идет речь?

Ученик. Кроссворд, загадка.

Учитель. А вот сегодня у нас необычный кроссворд. 1. Разгадайте его.

( кроссворд на экране)

-Крупное лиственное дерево. (Дуб)

-Большое хвойное дерево с короткими иголками. (Ель)

-Фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку. (груша)

-Южное дерево с крупными оранжевыми плодами. (Апельсин)

-Дерево с ягодами темно-красного цвета. (Вишня)

-Фруктовое дерево с круглыми плодами. (Яблоко).

Учитель. Прочитайте, какое слово объединяет все эти слова?

Ученик. Это слово дерево.

Учитель. 2. Я предлагаю вам составить словарную статью об одном вашем любимом дереве или растении.

Ученик. Ель – вечнозелёное хвойное дерево.

Ученик. Черёмуха – дерево с белыми душистыми цветами, собранными в кисти, а также чёрные, терпкого вкуса ягоды этого дерева.

Учитель. 3. У Сергея Есенина есть замечательное стихотворение о черёмухе.

Прочитайте его и найдите непонятные слова, посмотрите их толкование

по словарю Ожегова.

Черемуха душистая 
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
что кудри завила. 
Кругом роса медвяная
сползает по коре.
Под нею зелень пряная
сияет в серебре…

Ученик. Медвяный – ароматный, с запахом мёда.

Пряный - острый и ароматный по вкусу.

Учитель. 4. А теперь попробуйте сами сочинить стихотворение о любимом дереве.

Ученик. Берёза очень милая

У домика растёт

Зелёными листочками

К себе она зовёт…

Учитель. Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали.



V. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. О чём говорили на уроке??

Ученик. О лексическом значении слова..

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяем лексическое значение слова и неправильно употребляем их в речи.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Работа на уроке, работа со словарями

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 ?

 Научился правильно определять лексическое значение слова, но остались вопросы по теме

 

    !

 . Научился правильно определять лексическое значение слова . Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился правильно определять лексическое значение слова и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 

VI. Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1.Кто научился правильно определять лексическое значение слов, но остались вопросы по теме, поставьте знак вопроса и выполните упражнение 326.

2 Кто научился правильно определять лексическое значение слов, скажите себе: «Я работал хорошо!» и выполните упражнение 327.

3. Кто научился правильно определять лексическое значение слов и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и составьте связный текст на тему «Лес – кладовая природы»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слово и его лексическое значение

Автор: Тихонова Людмила Аркадьевна

Дата: 26.08.2014

Номер свидетельства: 113046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "318432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460572022"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""Слово и его лексическое значение" "
    ["seo_title"] => string(43) "slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "123407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414493028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slovo_i_ego_leksichesk"
    ["file_id"] => string(6) "502963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552561353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок грамоты  «Слово и его лексическое значение. Письмо слогов с буквами Ф, ф». "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-ghramoty-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-pis-mo-sloghov-s-bukvami-f-f"
    ["file_id"] => string(6) "119977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413562808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства