kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на уроках русского языка в 5-10 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы можно использовать для подготовки к словарным диктантам и для  повторения пройденного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка в 5-10 классах»

I. Актуальность и проблематика.


В современном мире образование является непременным условием для становления гармонично развитой личности. Какой будет личность ученика? С какими сложностями ему придется столкнуться? Как подготовить ученика к жизни в сложном и противоречивом мире? Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни.
В условиях модернизации образования перед школой сегодня стоит важнейшая задача – воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства, как в устной, так и в письменной форме, обладающей достаточным словарным запасом, чтобы уметь ценить богатейшее наследие русской классики, понимая и принимая её за образец.

Главное на уроке русского языка – это постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки. Через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя-словесника становится необходимость научить школьников правильно и свободно использовать все богатства родного языка, обогатить словарный запас школьника.
Качество владения устной и письменной неразрывно связано с размером словарного запаса и оборотов речи, умении выстроить гармоничное, логически верное предложение. И с этой точки зрения словарная работа является одним из важных средств овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач.
К ним относятся:
1. Расширение словарного запаса ученика;
2. Перевод слов из пассивного запаса в активный;
3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.

В последние годы в школе возрос большой интерес к методике проведения словарной работы на уроках русского языка. Школа претерпела серьезные изменения, произошла модернизация образовательных программ и форм ученической деятельности. Однако вопрос о необходимости проводить словарную работу был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но более для понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.
Словарная работа на уроках русского языка должна быть разнообразной. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Но, не смотря на важность вопроса, словарная работа до сих пор является одной из проблем школы вообще. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Нужно помнить о том, что грамотность не является «природной», она формируется у человека на протяжении всей его жизни и зависит от того, насколько хорошо и много он читает. Процесс чтения вырабатывает у ученика не только умение ориентироваться в смысловой структуре текста, но и орфографическую зоркость.

II. Методы и приемы обучения словарной работе.
Приемы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных в корне.
Вопрос о безударных гласных является важнейшим для школьников, так как именно этот вид правила вызывает у школьников больше всего затруднений на протяжение всего курса обучения. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. Поэтому перед учителем стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость».
На своих уроках я ставлю во главу угла следующее: чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Словарной работе в 5-7 классе я отводила достаточно много времени на каждом четвертом уроке. 1. Нередко мы с детьми работали со словарями, ведь такой прием обучения имеет большое воспитательно-образовательное значение.
2. Кроме работы со словарями мы работали со значениями многозначных слов, учились различать их оттенки, составляли с каждым из них словосочетания и предложения. Эта работа позволяла выявить у учеников объем уже имеющихся слов, а также обогатить его запас новыми значениями.
3. Также работа по составлению словосочетаний и предложений с новыми словами позволяла показать разнообразие вариаций, озвученных разными учениками.
4. Нередко работа со словарными словами плавно перетекала в тему урока, где среди текстов упражнений встречались уже изученные и проработанные в начале урока словарные слова. Это помогало ребятам более уверенно использовать новые слова в устной и письменной речи.
5. Все эти приемы позволяли осуществить главную задачу: запоминание слов и их значений, а также активное использование их в речи.

Значения новых для ребенка слов могут быть раскрыты несколькими путями:
1. Показ картинок на слайде ;
2.Подбор пословиц и поговорок со словарными словами;
3. Введение слова в контекст с целью раскрытия его значения, а также прием «дописывания предложения» ;
4. Замена словарного слова синонимом ;
5. Выполнение морфемного разбора слова ;
6. Выяснение значения в толковом словаре ;
7. Прямой вопрос, например, «Кто такой кутюрье?» «Чем занимается шорник?».

8. Работа с фразеологизмами;

9. Привлечение ИКТ, например , готовый текст словарного диктанта школьникам предлагается в электронном виде переделать в упражнение с пропущенными буквами или создать из данных слов тест;
Личный опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз на уроке, не должно превышать трех-пяти. Но и это условие еще не дает полной гарантии в том, что объясненные учителем слова ученики обязательно запомнят в правильном виде и значении. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста. Учитель должен возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения. Разовое изучение словарных слов не даст результата.

Приемы запоминания словарных слов:
1. Запись слова на доске с постановкой ударения и подчеркиванием непроверяемых букв;
2. Проговаривание слова по слогам;
3. Определение значения слова путем перечисления его признаков;
4. Составление предложения или словосочетания с новым словарным словом;
5. Проведение словарных диктантов с введением конкретизирующих слов, поясняющих словарное (например, слово «кутюрье», в диктанте дать «модный кутюрье»);
6. Проведение творческих работ со словарными словами (составление мини-рассказов, изложений, сочинений, юмористических рассказов);
7. Ведение Словариков трудных слов ;

8. Составление словарей ошибок.

В основном, отбор словарных слов на моих уроках основывается на материале учебника, но активно привлекается рабочий материал : ошибки в письменных работах, в том числе по другим предметам : истории , биологии, химии, физики, обществоведению. Также словарная работа ведется с неологизмами, постоянно пополняющими активный запас уверенных пользователей интернета - наших детей, способных научить нас , педагогов, новым возможностям и новым словам, необходимым для взаимопонимания и взаимообогащения.
III. Итоги.
Итак, мы выяснили, что словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:
1. Во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
2. Во-вторых, во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.

Приведу несколько примеров работы со словарными диктантами.

5 КЛАСС

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Каждый может придумать и выполнить своё задание (кроме предложенного)


Диктант № 1.

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Занимался бегом, яркая звезда, задрожать от холода, удивление, насолить, переломить, раздевалка, увядание листвы, босой, завязь огурца, корпусный, молить, свежая выпечка, зарядить, княжна, локтевой сгиб, наградной знак, облениться, полосатый кот, раскрошить булку, тростинка, грозить врагу, установить обновление.


Диктант № 2.

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Объяснить тему; далекий край; объединение; насладиться жизнью; потрясти; подарить; приближаться; прошептать; посветить фонарем; увлекаться, скрипучий пол, трепетать, посветить свечой; посвятить стихотворение, передавать, преподаватель, чинить часы, дальний.


Диктант № 3.

Непроизносимые согласные.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Небесный свод, чувствовать усталость, поздно вечером, прекрасный вид, яростный ветер, блеснуть на солнце, гигантская сосна, окрестные места, властный голос, воскресная прогулка, корыстный, костный (мозг), шествовать по улице.


Диктант № 4.

Проверяемые звонкие и глухие согласные.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.

Вырубка леса, оконная замазка, косьба, пейзаж, мягкая посадка, мокрый снег, первые заморозки, зубчатый, издержки, лодка, молотьба, перевязка, резкий, падеж, резьба, родство, моя тетрадка , когти, зарядка, гриб, бег, вязкая трясина, порог.


Диктант № 5.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Исчезать, дрожать от холода, землетрясение, блеснуть на солнце, не мог, не был, сиять, сверкать, вправо, слева, справа, вскоре, ребенок развивается, впереди, из-за дерева, из-под стола, запах, трясина, посвятить стихотворение, проливной дождь, брошюра, серьезный, спортсмен, жюри, вокзал, рюкзак.


Диктант № 6.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Пахать землю, на соседнем огороде, участвовать в уборке урожая, выезжает на комбайне, в серьёзной брошюре, раздаваться в вышине, соловьиную трель, налево по туристской тропе, продвигаться вперёд сквозь чащу, жалеть ребёнка, о неуклюжем косолапом медведе, трусливом зайце и ловкой обезьяне, по щучьему велению, румяные яблоки на ветке, тяжёлые колосья пшеницы.


Диктант № 7.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Синтаксис, пунктуация, вдвоём, втроём, справа, влево, налево, вдали, вскоре, вверху, внизу, рапорт, салют, издалека, изредка, посетить, беседовать, стремиться, брошюра, жюри, парашют, спортсмен.


Диктант № 8.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Багряный лист, беседовать с другом, стремиться к победе, проливать воду, слушать внимательно, раздаваться издалека, сумерки, здесь. исчезать в долине, прославлять героя, появиться на горизонте, пропадать в трясине, удаляться от берега, оранжевый цвет, аромат цветов, удивляться успехам, беседовать с преподавателем, оранжевая настурция, сильное землетрясение, удивительная картина, преодолевать трудности.


Диктант № 9.

Непроверяемые согласные, включая двойные.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Аккорд, артиллерия, баррикада, дискуссия, жужжать, колонна, телеграмма, трасса, аккуратный, бассейн, километр, комиссия, матч, одиннадцать, терраса, футбол, аппетит, галерея, иллюстрация, количество, одноклассник, программа.


Диктант № 10.

Разделительные Ъ и Ь.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить морфемы.


Адъютант, зверье, зимовье, интерьер, итальянец, лосьон, обезьяна, предъюбилейный, батальон, карьер, объявление, предъявитель, разъяриться, съестной, устье, бьют, изголовье, почтальон, ружье, серьезный, съехать, съемочный.


Диктант № 11.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Широкая просека, появиться из-за горизонта, проливать воду, вылезать из-под стола, исчезать в трясине, далеко от леса, удивительное зрелище, объединиться в борьбе, раздаваться в тиши, сильное землетрясение, проявлять эмоции, передавал письмо, соединить провода, узкая долина, удалить из зала, багряный оттенок, потому что, дрожать от холода.


Диктант № 12.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Раздаваться в тишине, появиться внезапно, качаться на качелях, освещать комнату, становиться белым, увязать в грязи, изменять привычке, заставлять писать, разделять на части, виднеется на горизонте, удивляться лазури неба. Исчезать с горизонта, виднеется вдали, багряный закат, освещать вестибюль, здешний житель, глаза слипаются, вязкая трясина, задрожать от страха, заставлять трепетать на ветру, разделить на части, лепить из глины.


Диктант № 13.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Лексика, омоним, синоним, антоним, громадный, огромный, пасмурный, блистать, сверкать, серый, хмурый, сиять, светиться, лучиться, голубой, небесный, необыкновенный, бирюзовый, особенный, необычный, лазурный.


Диктант № 14.

Гласные О-Ё после шипящих и Ц в корне слова.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Жёлтый пушок, дешёвый шоколад, хороший жонглёр, кислый крыжовник, чёткий шёпот, решётка вокруг трущоб, цоканье и щёлканье щёголя, чёткость , шорты, подчёркнутый, пшёнка, цокотуха, шов, шофёр, жёрдочка, чёрный капюшон, учёба, чёрточка, трещотка, чёрствость, печёнка.


Диктант № 15.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Выращивать цветы, помогать родителям, располагаться возле станции, желтый крыжовник, рассчитывать на помощь, почуять запах гари, сделаться черствым, оказаться в растерянности, роскошные растения, провиниться перед отцом, сопровождать в экскурсии по городу, наслаждаться игрой на рояле.


Диктант № 16.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Удивляет смелость, подает надежду, увлекаешься чтением, раздражает соседа, страдает от засухи, развивается хорошо, провинишься перед родителями, объявляет остановку, касаемся вопроса, покажется из-за туч, сокращает текст, приблизит время, сопровождает делегацию, прославляем в стихах.


Диктант № 17.

Чередующиеся Е - И в корнях.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни и суффиксы.


Избирать депутатов, пробираться через заросли, соберут урожай, растирать мел, запереть дверь, собираю грибы, замереть от ожидания, запираюсь на ключ, подбирать колоски, растереть краски, опереться на плечо, стереть написанное, блистал на балу, задирать нос, собираться в школу, подбирать цитаты; выбирать маршрут; постелить скатерть.



Диктант № 18.

Задание: с каждым словом придумать словосочетание, подчеркнуть орфограммы, выделить корни.


Апельсин, арена, балкон, баскетбол, безвкусный, беречь, беседовать, бинокль, благородный, вагон, вверху, вдвоём, везде, велогонки, велосипед, влево, внизу, вокзал, восклицательный, впереди, вправо, всегда, вскоре, втроём, гардероб, гимнастика, гитара, грамотный, громадный, диван, жечь, здесь, здание, здоровье.


Диктант № 19.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить корни, найти наречия.


Издалека, изредка, кабинет, канал, компьютер, конфета, корзина, космонавт, костюм, лиловый, мандарин, маршрут, матч, мечта, налево, направо, негодовать, недоумевать, ненавидеть, никогда, огромный, отовсюду, паркет, пианино, платформа, повествовательный, посетитель, почерк, правильный, профессия.


Диктант № 20.

Задание: подчеркнуть орфограммы, выделить морфемы.


Рапорт, расписание, рассвет, рассчитать, расцвет, расчёт, расчётливый, ремень, республика, рюкзак, салют, сбить, сгиб, сдать, сжать, слева, соревноваться, состязаться, спартакиада, спортсмен, справа, справедливый, стадион, стеречь, стремиться, телевизор, телефон, тренер, тренироваться, фиолетовый, фотоаппарат, футбол, хоккей, чернила, чехол, шоколад, шоссе, шофёр.











10 класс: словарные диктанты для самостоятельной работы

№ 1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВ

Разделить словосочетания на группы в зависимости от вида орфоргамм

Горючее вещество, полоскать бельё, бархатный камзол, балконная решётка, интеллигентный человек, струны гитары, немного подрасти, паркетный пол, посидеть на скамейке, колоритная личность, промокать фиолетовые чернила, развеваться на ветру, излагать изученное, поласкать котёнка, осознать призвание, громадная туча, правильный маршрут, президентский совет, телефонный справочник, легендарный герой, расстилать скатерть, теоретическая дискуссия, блистать на сцене, сумма слагаемых, милосердный поступок, лиловые соцветия сирени, выровнять грядку, опираться на перила, велосипедные гонки, дипломированный специалист, сверкание зарниц, развивать усидчивость, играешь на пианино, тяжёлая корзина, росток апельсина, гениальный композитор и дирижёр, поседеть от старости, мягкий диван, огромная библиотека, школьные кабинеты, пользоваться биноклем, аккуратный костюм, обжигает в печке, растительное масло, загореться от спички, абонементный билет.





№ 2. УПОТРЕБЛЕНИЕ И НЕУПОТРЕБЛЕНИЕ Ь И Ъ

Вписать в таблицу из трёх столбиков.

Богатырская мощь, должность адъютанта, трёхъязычный словарь, медвежья услуга, ночной дозор, отрежьте кусочек, лихой извозчик, нестись вскачь, семнадцать тысяч, выглянуть из-за туч, разбитые очки, влезть на мачту, лёгкая лодочка, мне нездоровится, мощность двигателя, ручной хищник, решение задач, пробираться сквозь вьюгу, выйти замуж, необъятный простор, вьюжный февраль, пятьдесят восьмой, заячья капуста, напишешь строчку, встаньте пораньше, тоньше волоса, роскошь интерьера, лучше подготовиться, подъехать к станции, разъяснить задачу, восемьюстами семьюдесятью шестью, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, возьмём в дорогу, сыграть вничью, похожи точь-в-точь, январский мороз, компьютерная мышь, вьётся плющ.



№ 3. БУКВЫ 3 И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК

Выделить морфемы

Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, нисходящий поток, отъявленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размышлять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице, сделать исподтишка.



№ 4. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

Придумать 8 предложений с данными словосочетаниями или юмористический рассказ.

Дирижёрская палочка, работать шофёром, цитрусовые растения, шуба из цигейки, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, пацифистские убеждения, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, стрекот цикад, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, пальцы хирурга, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы, редкие птицы.



№ 5. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

Выделить суффиксы глаголов

Опасаться инфекции, негодовать против рабства, терпим бедствие, поскорее выйдите из вагона, искупаться в речке, не знаешь печали, возмущаться и негодовать, приклеит марку, сжигает бумаги, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, приготовьте яичницу, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, не двигаться в автомобильной пробке, мягко стелет, начинать сначала, растаяли весной, ненавидеть ложь, записывать на диктофон, разбудит утром, надо стремиться вперёд, не гляди в сторону, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдёшь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, попробовать салат, вежливо извиниться, не ешьте на ходу, не стоит сердиться, услышит издалека.



№ 6. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

Обозначить приставки

Приключенческий фильм, преподаватель математики, сверхинтересный бестселлер, непреодолимая преграда, дезинфекция помещения, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, взыскательный мастер, приклеить почтовую марку, пренеприятное известие, не прикоснуться к пище, прекрати притворяться, дисквалификация спортсмена, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, пристанционный буфет, примирять спорщиков, преспокойно себя чувствовать, взимать налоги.



№ 7. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Выделить морфемы с орфограммами

Свежего воздуха, современное оборудование, в пламени свечи, ветреный вечер, серо-зелёный оттенок, карманный фонарик, кожаная курточка, испуганный зайчонок, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-штукатур, злостный курильщик, отчаянная девчонка, нога в стремени, обходчик путей, истинная дружба, каблучок туфельки, ослиное упрямство, искусный мастер, заявление Анастасии Никитичны, зловещим предзнаменованием, клюквенный морс, зачинщики беспорядков, кольцевая автодорога, юго-западный ветер, парчовое одеяние, костяная нога, выкаченный из подвала бочонок, факты истории, рассохшаяся лодчонка, стеклянная посуда, с полным выменем, договорённость о продолжении, чугунная сковорода, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, рыболовный сачок, писатель-деревенщик, душистый горошек, юная девушка, индусские обычаи, корешок сельдерея, безветренный день, французские фильмы, талантливый пианист.



№ 8. ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Добавить 8 своих словосочетаний на эту тему

По обеим сторонам, столетний дуб, шестьдесят километров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемнадцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора миллиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадцатью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи четырнадцатом году.



№ 9. ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

Определись разряд местоимений

Никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем сравнить, их мнение, другого учебника.



№ 10. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

Найти фразеологизмы и придумать с ними предложения

По-другому думаешь, во-первых, сказал...; сделал волей-неволей, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал, давным-давно знаешь, по-зимнему холодно, настроен по-деловому, где-то забыл, обратился по деловому вопросу, мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, видимо-невидимо грибов, живёшь бок о бок со школой, повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; откуда-нибудь приедешь, расположены справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни.


8класс


Словарный диктант №1


Придумать словосочетания с данными словами

Абитуриент, аванс, агент, агония, амбулатория, амортизация, апелляция, арбитр, артель, артерия, ассамблея, аттестат, балласт, банкрот, бонапартизм, бюджет, вазелин, вакцина, взаимный, властная, влияние, внимание, восторженный, догорает, ключом, небесный, печёт, пробирается, прыжок, растёт, шёпот, номинативный, коммуникативный.


Словарный диктант №2

Подобрать синонимы (где можно)


Аромат, аэродром, аэропорт, батальон, безвестный, безопасность, гарантия, гигиена, гипноз, гонорар, дезорганизация, дискриминация, договор, иждивенец, изображение, импорт, инверсия, избирательная кампания, компания друзей, метро, монолог, облегчить, образ, оптимист, природа, такси, терраса.


Словарный диктант №3

Придумать словосочетания, определить вид связи слов в словосочетаниях

Дивизион, инстанция, канцелярия, кассация, квартал, коллективизм, комитет, коммюнике, компетентный, компрометировать, конкуренция, констатировать, консультация, конфискация, кооператив, кредит, купюра, ладонь, ландшафт, музей, пропеллер, бескорыстный, благородный, блокнот, будущее, пленум, поликлиника, потенциальный, привилегия, принцип, проект, пропорция.


Словарный диктант №4

Придумать однокоренные слова

Комитет, преследование, карнавал, комиссия, конгресс, привилегия, большинство, иллюминация, театр, конференция, репетиция, меньшинство, биография, президент, маршрут, искусный, легендарный, режиссёр, искусство, поражать, ровесник, карнавал, митинг, библиограф, делегат, каникулы, кандидат, легенда, сверстник, преданный, традиция, идеология, преданность, стипендия, депутат, идеал, диплом, истинный, аттестат, свидетельство, талантливый, секретарь, стипендиат, подлинный, обелиск, героизм, гениальный, директор, профессия, преследовать, специальность, приоритет, регулировать, президиум, мужество.


Словарный диктант №5

Подлинное искусство, поразительные изменения, искусный мастер, неприступные горы, шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента, поразить присутствующих, удивить на карнавале, воплотить в жизнь, преданность идеалам, талантливый режиссёр, придать смысл, необоснованные привилегии, превышать полномочия, восхитительная иллюминация, невысохшие капли росы, ничем не прикрытая голова, некому рассказать, недостаёт терпения.


Словарный диктант № 6

Дискуссия, дебаты, эксперимент, преобразиться, реставрация, труженик, девиз, ансамбль, композитор, иллюстрированный, пьеса, троллейбус, трамвай, идеал, резолюция, пейзаж, конференция, большинство, ландшафт, воплотить, воплощение, комиссия, репетиция, конгресс, поражать, каникулы, эскадрилья, делегат, кандидат, преданность, транспарант, плакат, традиция, аттестат, подлинный, профессия, композиция, стипендиат, талантливый.


Словарный диктант № 7

Составить небольшой текст, используя как можно больше словосочетаний из диктанта

Ничего не увидел; ни от кого не хотел ни в чем зависеть в течение всей жизни; ничто не удивило; нигде не обнаружил;как ни в чём не бывало; ниоткуда не было слышно; никуда ни к кому ни за чем не обращался; никто не верит в этот проект; это не что иное, как трясина; ничто иное ей не нужно; причудливого золотисто-оранжевого цвета; приобрести полсотни книг; превратить пол-острова в оазис; призадуматься кое над чем.


Словарный диктант № 8

Определить части речи, выделить суффиксы

Деревянный сруб, крашеный пол, ветреный день, дерево срублено, некрашеные стены, стена покрашена, ледяной дом, огни погашены, гружёный вагон, сваренный борщ, соединены вместе, выдуманная история,истинный друг, спрятаны в доме, равнинная местность, украшена рисунком, построенный дом, книга прочитана, письмо написано и отправлено, старинный дом, решённая задача, задача решена, серебряный кубок, услышанный рассказ, брошенный камень.


Диктант № 9

Тире между подлежащим и сказуемым.Тире в неполном предложении

1) Самая трогательная птица — жаворонок. 2) Белая ночь — сочетание безмолвия ночи со светом дня. 3) Красная рябина как царица осеннего леса. 4) Тайга — это нескончаемый лес, прерываемый только рекой или болотами. 5) Недоросль — синоним Митрофана, а Митрофан — синоним глупого неуча и маменькина баловня. 6)Тропа тонула в мрачной черноте елового леса, ноги лошадей— в мягком моховом ковре.7) Сапфирами мерцают крупные звезды, льдинками— звезды поменьше. 8)Пословица не клинок, а колет в бок. 9)Сказанное слово серебряное, а несказанное— золотое.


Диктант № 10

Употребление кавычек и дефиса при приложении.

1) Подруженьки-березки стояли на отшибе у леска тесной кучей.2) Мохнатая елка-шатер поманила спрятаться от дождя. 3) Под листом уютно устроился гриб масленок. 4) Гоголь, открывший читателю Россию «Ревизора» и «Мертвых душ», восхищался Брюлловым. 5) Автор «Слова о полку Игореве» вложил в уста Ярославны обращения-заклинания к ветру, реке и солнцу. 6) В.Суриков— автор известной картины «Переход Суворова через Альпы».


Диктант № 11

Пунктуация при однородных членах предложения.

1) Он почти пятьдесят лет проработал в газетах, страстно любил свое дело и превосходно знал его. 2) Отодвинув штору, он увидел в полутьме сад, голые деревья, печальное озеро. 3) Густые, пышные хлопья слетали с темного неба, липли к голым ветвям, забивались в еловую хвою, превращали деревья в белые изваяния. 4) В «Слове» присутствуют реки и степи, солнце и луна, лисицы и волки, степняки и русские, венецианцы и немцы, греки и чехи. 5) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем. 6) Было сонно, и душно, и жарко, как в преддверии грозы.


Диктант № 12

Пунктуация при однородных членах предложения.

1) Пол выстлан красным, местами выцветшим ковром. 2) Приятен был самый переход с полутемной, сырой и грязной улицы в ярко освещенное, хорошо натопленное здание. 3) Перед ним были седые, потемневшие к горизонту, сливавшиеся с белым небом поля. 4) На столе у окна стоял пузатый блестящий электрический чайник. 5) Большие мохнатые хлопья медленно оседают на деревьях, изгороди, домах. 6) Ярко-красные и желтые вставки на лиловом, зеленом или голубом фоне тканей горели, как сигнальные ракеты. 7) Огромное, утомленное за день светило клонилось ко сну.


Диктант № 13

Пунктуация при однородных членах предложения.

1) Всюду: и вокруг, и над головой — была вода. 2) Всё кипит, всё бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. 3) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. 4) Яркие пятна света лежат всюду: на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. 5) Всё: лицо, походка, взгляд, голос — всё вдруг изменилось в ней. 6) Всегда: зимой и летом, осенью и весной — хорош русский лес.


Диктант № 14

Пунктуация при обращении.

1) Волшебница! Как сладко пела ты про дивную страну очарованья. (Д.Веневитинов) 2) Друзья мои, прекрасен наш союз. (А.Пушкин) 3) Бог помочь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море и в мрачных пропастях земли. (А.Пушкин) 4) Ты поведай мне, добрый молодец, ты какого роду-племени, каким именем прозываешься?(М.Лермонтов) 5) Русь моя, люблю твои березы! (Н.Рубцов)6)Спасибо, скромный русский огонек, за то, что ты в предчувствии тревожном горишь для тех, кто в поле бездорожном от всех дорог отчаянно далек. (Н.Рубцов)


Диктант № 15.

Не отыскав в бумагах, растаяв на солнце, претворив в жизнь мечту, о преобразовании края, не рассчитывая на беспрекословное подчинение, пребывая в хорошем расположении духа, в течение всего отпуска, не стихая ни на минуту, желая извлечь выгоду, поглощая влагу, обглодав кору дерева, обнажив корни, придавая форму, изобразив слева на картине, не развеяв сомнений, ничуть не жалея о потраченном времени, воплощая замысел, отражаясь в воде преспокойного озера, явно преувеличивая, претерпев лишения.


Диктант № 16. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Ветер, пахнущий полынью, сухой и свежий, приветливо обвевал меня. 3) Сад, начинавшийся за домом, как-то сам собой переходил в березовую рощу. 4) От земли подплывал белесый туман, пока еще негустой, но понемногу плотнеющий. 5) Человек настроения, он мог обидеться из-за любой шутки. 6) Зачарованный тайной огня, я смотрел на лиловые угли. 7) Поникшая, я вышла на площадь перед аэровокзалом. 8) Распаренная весенним солнцем, теплая земля тяжело пахла свежим сырым сеном. 9) Освещенные лучами солнца, высятся бронзовые сосны.


Диктант № 17. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ.

1) Через некоторое время разговор неминуемо перекинулся на белых медведей — властителей здешних широт. 2) Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале — прадеде поэта по материнской линии. 3) Изредка еще слышится отдаленный рокот грома, то нарастающий, то затихающий, — последний голос недавно прошедшей грозы. 4) Кипренский, сын крепостной крестьянки, получившей вольную, был отдан в Академию художеств в шестилетнем возрасте. 5) Куинджи — необыкновенный мастер эффектного освещения — любил передавать в своих картинах-пейзажах необычное состояние природы. 6) Своеобразие Рублева, как всякого гениального художника, должно было проявляться в самых первых его ученических работах.


Диктант № 18. ПУНКТУАЦИЯ ПРИ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ОБОРОТАХ.

1) Песчаный берег за рекой за лето выгорел, как гимнастерка на солдате. 2) Он тревожно моргал, вздыхая и крутя круглой, как шар, головой, словно заводная игрушка. 3) Это был человек небольшого роста с коротенькими кустистыми бровями, из-под которых, как настороженные зверьки, выглядывали глаза. 4) И слезы крупные мелькнули на ней, как светлая роса. 5) Он воспринимал эту поездку как настоящий подарок судьбы. 6) Осенняя береза на ветру как зеленый парус, сотканный золотом. 7) Мы вышли на открытую поляну посреди рощи и остановились как вкопанные. 8) Молодая листва шумела древними, как сама земля, звуками. 9) Проснулись они, как обычно в последние дни, от утреннего птичьего гомона. 10) По-прежнему высоко стояла надо мной чистейшая голубизна неба, такого же глубокого, как окружающая тишина.


Диктант № 19. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

1) Поразмыслив, он все-таки согласился с моим доводом. 2) Они дружно встали и, не оглядываясь, зашагали со двора. 3) Петр толкнул низкую дверь и, пригнувшись, первым вошел внутрь. 4) Он летел сломя голову. 5) Шагах в пяти от него, нежась на солнцепеке, лежала гадюка. Заслышав шаги, она приподняла плоскую голову. 6) Когда-то вздумалось мышам себя прославить и, несмотря на кошек и котов, свести с ума всех ключниц, поваров. 7) Растения, вследствие недостатка воды, высохли. 8) Вопреки первому впечатлению, мы быстро подружились. 9) Я лег у костра, но, несмотря на усталость, долго не мог заснуть.


Диктант № 20. ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1) Ехали мы не очень долго, около часа. 2) Совсем близко, метрах в десяти, широкая тропинка. 3) Они стоят и смотрят вниз, в маленький заснеженный двор. 4) Давно уже, лет десять — пятнадцать назад, жил он в этих местах. 5) В начале июля, в воскресенье, он нашел меня на озере. 6) Ни единого звука, кроме журчания воды и гула снастей, не слышно на затихшем корабле. 7) Там, над сопкой, в недавно очистившемся от дыма небе, медленно плыл, распластав крылья, аист. 8) Справа, на западе, небо было темнее.



Диктант № 21. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1) К сожалению, скоро облака заволокли все небо. 2) Как нарочно, к вечеру задул порывистый ветер. 3) Плаванье становилось однообразным и, признаюсь, скучноватым. 4) Но, к удивлению и удовольствию моему, на длинном столе стоял всего один графин. 5) Сообщения с берегом не было, и мы простояли, помнится, трое суток в печальном бездействии. 6) Жизнь наша, повторяю, опять потекла прежним порядком. 7) Ему, видишь ли, необходимо было привести в порядок коллекцию собранных растений. 8) Друг его, что важно, записывал все виденное и слышанное. 9) Садик, по обыкновению, был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами. 10) Он, казалось, ни во что не вмешивался.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Словарная работа на уроках русского языка в 5-10 классах

Автор: Куликова Александра Ольгердовна

Дата: 15.10.2016

Номер свидетельства: 349504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок русского языка в 5 классе на тему «Прямое и переносное значение слов» (с применением сингапурской методики») "
    ["seo_title"] => string(125) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov-s-primienieniiem-singhapurskoi-mietodiki"
    ["file_id"] => string(6) "139447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417713809"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства