Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Задачи:
упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные; привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие учащихся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме
Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Задачи: * упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные; привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие учащихся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме
*воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык, 2 кл.» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, карточки со словами, вопросами Кто? Что? и картинками предметов, индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах, книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», рисунок с изображением Незнайки.
Ход урока:
1.Орг. начало
А) Минутки чистописания
ее ел ем не ме
ерши ежи
ели мел речка
Поиск и подчёркивание опасных мест в словах.
Б) Словарная работа
1.Учитель вошёл в класс.
2. Рыжий кот спал под столом.
3.Дежурный поливает цветок.
4.Дети собирают ягоды.
5.Костя заточил карандаш.
- Прочитайте предложения (по 1 предложению читают с карточек)
- Назовите слова, обозначающие предметы, которые встретились в предложениях.
-Есть ли среди них словарные слова? Назовите их.
Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.
Работа над многозначностью слова «класс». – Слово одно, а что оно обозначает?
Класс – 1)коллектив детей, учеников; 2) помещение, комната, где учатся дети.
Е) Информационный поиск (работа с этимологическим словарем)
-Внимание!
Одно слово содержит информационный поиск. Найдите о его происхождении в этимологическом словаре ( Карандаш – графитный стержень в деревянной или пластмассовой оболочке).
-Запишите сначала слова, которые отвечают на вопрос кто? а потом - что?
Допишите слово, подходящее к этой группе слов (ученики, пенал, русский язык…).
2. Сообщение темы и цели урока
-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(На доске появляется тема урока.)
Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.
А) Упражнение в умении классифицировать существительные.
Игра «Собери слова». На доске появляется запись:
О К Т С Л И А Н К И О ТО Ч
- Какие слова можно составить, используя эти буквы? Составьте слова.
(На карточках по мере составления появляются слова)
Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.
Б) Работа над многозначностью слова «ток».
- Ребята, вы составили слова правильно. Среди этих слов есть слово, которое имеет несколько значений. Найдите его и объясните, что вы представили …
ТОК - электрический.
ТОК - Расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, для очистки и просушки зерна.
ТОК - Место, где происходит встреча птиц перед гнездованием.
- Молодцы, ребята.
А на какие две группы можно разбить все эти слова? (Односложные – двусложные, одушевленные – неодушевленные).
- Какие слова лишние? (кто, что) Почему? (Прикрепляю их на доске).
- Что обозначают оставшиеся слова? (Предметы)
Создание проблемной ситуации.
- Какие вопросы можно задать к этим словам?.. Почему вопросы разные, ведь все оставшиеся слова обозначают предметы?
-Распределите слова в два столбика. (Прикрепляют под словами – вопросами)
Запись в тетрадях: Кто? Что?
кони сила
кот кино
лиса ток
Физминутка для мелкой моторики рук. Ребята катают грецкий орех между ладонями, приговаривая:
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
-На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? (кто?) – Почему?
-На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? (что?) – Почему?
-Что обозначают эти слова? (предметы).
В) Работа в парах (отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам, изготовленным учителем и учащимися).
Пусть один из вас назовет слово, которое отвечает на вопрос кто? а другой - что? Называть слова нужно с вопросами.
(По времени 1-1,5 мин)
-Что обозначают слова, которые вы назвали? – Предметы.
-На какие две группы можно разделить эти слова?
(Одни предметы живые, а другие нет.)
Посмотрите, какие здесь предметы? (Одушевленные.)
Посмотрите, а здесь какие? (Неодушевленные.)
Г) Межпредметная связь (с литературным чтением).
-Ребята, а какой сказочный человечек нам встретился среди одушевленных предметов? (Незнайка.)
-Из какой он сказки?- «Приключения Незнайки и его друзей».
-Кто написал это произведение?- Н. Носов.
Создание проблемной ситуации.
Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он очень хочет стать поэтом, а как правильно записать слова - не знает. Поможем ему?
На доске запись: пончик мой голодный друг
съел все пончики вокруг
-Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? (Обсуждение. Работа над толкованием слов).
- Так почему слова в каждой строке звучат одинаково, а записаны по - разному?
-Первое слово Пончик – имя друга, его надо писать с большой буквы, а второе слово пончик – продукт для питания, пишется с маленькой буквы.
-Зависит ли вопрос от значения слова?
Вывод: Для того, чтобы правильно задать вопрос к слову, нужно знать, что оно обозначает.
- Есть ли ещё ошибки в материалах Незнайки?
- Каждая строка в стихотворении пишется с большой буквы (Съел) и в конце записи необходимо поставить точку.
Физминутка (под музыку).
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И. П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.П., 3 – поворот головы налево, 4 – И.П., 5 – плавно наклонить голову назад. 6 – И.П.. 7 – голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.П. – сидя. Руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.П. – стоя, руки вдоль туловища. 1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо. 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх. 6 – левую руку вверх. 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо. 11 – левую руку на пояс, 13- 14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний. 4-5 – быстрый, 6 – медленный.
3. Работа по учебнику. Закрепление изученного материала. Упражнение № 59 стр.40.
* Как вы спросите про героев стихотворения – кто это? или что это? Почему?
Ходит Миша в зоопарке –
Сорок восемь шуб надел.
Даже мишке стало жарко,
Как на Мишу поглядел!
Почему слово Миша написано с большой буквы, а мишка с маленькой?
А теперь настало время проверить, как вы усвоили тему урока.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вспомните тему урока.
- Слова, отвечающие на вопрос кто? что?
-Закончите предложения, чтобы получились истинные высказывания:
- Слова, отвечающие на вопрос кто? что? обозначают…(предметы)
-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)
-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)
-Прежде чем задать вопрос, узнай, что… (обозначает слово)
- Задайте вопрос к слову зайчики, и объясните свой выбор.
5. Домашнее задание: упр. № 60 стр.40 (словарные слова). Составьте и запишите предложение с одним или двумя словарными словами.
2.3. Аспектный анализ урока русского языка «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?»
Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников».
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся.
Ф.И.О. учителя: Свирид Людмила Владимировна
Класс: 2
Дата посещения: 25 ноября 2014 г.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.
Форма проведения: урок – поиск.
Межпредметные связи:
Литературное чтение.
Окружающий мир.
Математика.
Цели урока:
Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам и распознавать их по вопросам.
Развитие умения объединять слова в группы.
Овладение орфографией и пунктуацией.
Задачи урока:
Упражнять в умении классифицировать имена существительные по разным признакам: односложные - многосложные, одушевлённые – неодушевлённые.
Познакомить с многообразием значения слов.
Обогащение активного словаря учащихся понятиями и терминами по теме.
Развивать речь, любознательность, мышление, интерес к учению, любовь к родному языку.
У учащихся 2 класса уже сформированы представления о словах, обозначающих предметы. Этот урок является звеном в системе уроков в разделах «Предложение» и «Текст», поэтому он логически связан с предыдущими уроками по теме, опирается на знания, полученные детьми ранее. Содержание урока соответствует программе УМК «Школа 2100», которая предполагает не только ориентацию образования на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных возможностей. Дидактическая и развивающая задачи соответствуют задачам урока.
В основу урока была заложена проблемная ситуация, она и помогла подвести детей к теме и цели урока. Перед детьми поставлена проблема и путём размышлений и исследований они «открывают» новое, находят решение. На разных этапах урока подача материала шла от более простого к сложному. Ответы на начальном этапе были разноплановые, от задания к заданию дети работали лучше, проводили самооценку своих знаний.
Материал содержания урока был подобран в соответствии с поставленными целями, разнообразен. Учительница применила формы работы с заданиями, которые подчёркивали непрерывное движение ребёнка от практического пользования языка к «открытию» его устройства и осознанному, а поэтому более совершенному владению им:
- фронтальная работа (нахождение словарных слов в предложениях, их запись с показом опасных мест и постановкой ударения, работа над многозначностью слов);
- работа с учебником (отработка умения работать с книгой),
- индивидуальная работа (работа с текстом учебника) – позволяет вырабатывать внимание учащихся, сосредоточенность, умение использовать новые знания;
- работа в парах (помогает формировать орфографические умения и одновременно служит для психологической разгрузки, снятия страха перед ошибкой – отработка умения задавать вопросы к словам по картинкам);
- коллективная работа (Работа с карточками – составить слова из букв, классифицировать их по группам, поставить к ним правильный вопрос, записать в два столбика.)
- самостоятельная работа – работа с текстом – проверка уровня усвоения данной темы;
-домашнее задание носит творческий характер, способствует закреплению изученного при самостоятельной работе дома.
Учитель задавал проблемные вопросы, которые способствовали самостоятельному решению проблемы учащимися. Они замечали и исправляли ошибку отвечающего, продолжали ответ, приводили свой пример. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счёт эффективного использования содержания учебного материала, но и за счёт организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки.
Смена видов деятельности и интересные задания помогли сохранить самочувствие и настроение детей, продуктивную мотивацию учения, а некоторые из них служили для психологической разгрузки и создания на уроке атмосферы добра, доверия, уважения друг к другу.
Формы, методы и приёмы, игровые технологии, которые использованы на уроке, помогли в полной мере достичь основной цели урока - умение правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы; классифицировать их по разным признакам.
Рефлексия урока «Моё настроение» показала, что большинство детей были эмоционально удовлетворены, многообразие форм работы, смена мыслительных действий, позволили решить поставленные задачи урока. Большинство ребят показали смайлики с улыбающимся лицом «Весёлые», но были и «Простые», дети объяснили их выбор (было немного трудно). «Грустных» не было.
Гигиенические нормы выполнены: класс заранее подготовлен, проведена влажная уборка, класс проветрен. Все наглядные пособия эстетично оформлены. Использованы здоровьесберегающие технологии (усложнённая физминутка, что вызвало положительные эмоции детей).
Урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях. Темп и ритм урока были оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными. Присутствовала доброжелательная атмосфера. Учащиеся работали активно, не было перегрузки, переутомления детей.