Урок русского языка во 2 классе
Комова Лариса Михайловна, учитель начальных классов
Тема: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»
Цель:
создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности;
развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи;
побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке.
Формируемые УУД
Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.
Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.
Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.
Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.
Личностные: самоопределение, самооценка.
Осваиваемые понятия
одушевленные и неодушевленные предметы
Планируемые результаты урока
Учащиеся будут учиться различать слова-предметы и правильно задавать к ним вопросы кто? что?
Ресурсы
Учебник «Русский язык». 2 класс (Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы)
Оборудование: предметные картинки, таблички со словами, текстами, компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Личностные УУД
1.Психологический настрой детей на урок, проверка готовности к уроку:
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, посмотрели
Друг на друга, на гостей,
Встали прямо, тихо сели.
Слушайте меня скорей!
2.Гимнастика для пальчиков рук.
1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.
2.Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
- Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа».
II. Актуализация знаний.
Регулятивные УУД
1.Чистописание
Кк кк ки кл
Кто зимой белый, а летом серый?
— На какой вопрос отвечает слово отгадка?
2.Словарная работа.
Знакомство с новыми словами для запоминания: Москва, человек.
а) Отгадайте ребус, запишите слово:
1 2 3 4 5 6 7
С А
М О С К В А
-На какой вопрос отвечает слово «Москва»?
-Подберите и запишите однокоренные слова: москвичи, московский. Задайте вопросы к словам.
— Дополните пословицы: И не сразу строилась.
(Сразу ничего не делается, на всё нужно время)
- слезам не верит.
(Так говорят, когда чьи-то слёзы, жалобы не вызывают сочувствия, не могут пмочь)
б Прочитайте пословицы и поговорки. Какое слово повторяется? Как ты понимаешь их смысл?
— Человека ценят по его делам.
-Ложь человека не красит.
— Труд человека кормит, а лень портит.
-На какой вопрос отвечает слово «человек»? Запомните, как пишутся эти слова.
IV. Постановка проблемы. Открытие нового знания.
Работа по учебнику, стр. 35
- Рассмотрите картинку.
— Чему так удивился Петя Зайцев?
- Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам-названиям предметов?
— Что же могло произойти, раз табуреточка ожила?
- А в жизни так происходит?
- Задайте по рисунку вопросы к словам.
-Почему к одним словам мы задаем вопросы кто? К другим что? Что обозначают эти слова? – Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Прочитайте название раздела.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Прочитайте стихотворение ( на экране)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
— Найдите и запишите слова, отвечающие на вопрос кто?
(Котёнок, собака)
— Слова, отвечающие на вопрос что?
(Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь)
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Животных и людей)
— Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?(Неживые предметы)
Ребята, слова, отвечающие на вопросы кто? что? являются частью нашей речи. А кто из вас знает, какой частью речи являются эти слова? Почему их так называют?
Озвучивание записи хором за учителем, затем индивидуально.
4. Работа по учебнику. Упр. 48
Выполняется по заданию.
_ какие слова вы бы дописали в каждый столбик?
Вывод: о людях и животных спрашивают кто?, о других предметах – что?
Это – имена существительные.
5. Фронтальная работа:
Найди ошибки и объясни:
Кто? Дом, мама, кит, космос, дерево, щенок.Что? Машина, человек ,воробей, город.
Гимнастика для глаз (вращение глаз по кругу, влево, вправо, вверх, вниз)
Физминутка
– Называю слова, если, слово отвечает на вопрос Кто? – хлопают, отвечает на вопрос Что? – топают. (Артист ,город, девочка, карандаш, народ, собака ,ранец, ребята, человек).
V. Закрепление знаний
1) Работа в парах (на партах лежат картинки)
– Выберите картинку и задайте вопрос друг другу: Кто это?, Что это?
2) Дифференцированная работа по группам (даются задания разной сложности на карточках).
1 группа – Составить предложения по схемам:
Что? что? что? – это овощи. Кто? построил (что ?) из песка? В лесу живут (кто?), (кто?) и (кто?).
2 группа – Кому из сказочных героев принадлежат эти заветные желания. Соедини пары слов и поставь к ним вопросы Кто?, Что?
– Хочу чистую посуду!– Хочу, чтобы ведра сами за водой пошли!– Хочу летать! – Хочу золотые колокольчики! – Хочу золотой ключик!
ЛягушкаЕмеляЗолотой ХохолокСтаруха Карабас-Барабас
колокольчикипосудаключикведропрутик
3 группа – Вставь пропущенные слова, задай к ним вопросы Кто? или Что?. Озаглавьте текст.
Стояла поздняя _______. ______всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный_______ яростно трепал ____ деревьев. Над полями звучала грустная ______ журавлей. Наступила ненастная ________ .
Слова для справок: осень, солнце, ветер ,ветви, песня, пора.
4 группа – Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Стоит октябрь. Льют частые дожди. Листья с деревьев опали .Пусты поля. Соловьи, стрижи, ласточки покинули свои гнёзда Тянуться к югу журавли, утки.
(Выполненную работу ученики проверяют по карточкам, на которых правильно выполнено задание. Для учащихся, которые выполнят быстро свою работу: придумать слова на вопросы Кто?, Что?).
3) Самостоятельная работа по учебнику: с.36 , упр.49
Выполняется по заданию
Проверка – сверка с изображением на экране.
Игра на развитие творческого воображения
«На что похожи эти изображения?»
(ЧТО? Фонарь, шар, ракетка)
(ЧТО? Волна, нитка, КТО? Змея)
(ЧТО? Листок, капля)
VI. Рефлексия
Регулятивные УУД
- Вот и закончился наш урок.
- Чему учились?
- Чему удивились?
- У кого знаний стало больше?
- Я очень рада, что у вас у всех знаний значительно стало больше.
— Спасибо за урок. Молодцы!
VII. Домашнее задание:
Упр. 34 с.18 («Дидактический материал»)
Литература:
Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.
Русский язык.1-2 классы: Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е,доп.-М.: Баласс,2007.-288с.(Образовательная система «Школа 2100».
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2 –го класса ( 1-4).Серия «Свободный ум ».-М. «БАЛАСС»,С –инфо, 2009.-160 стр.: ил.
250 лучших диктантов по русскому языку для начальных классов/ Авт –сост.И.А.Гимпель.-Мн.:Полиграфмаркет,1998,-128с.
Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 9, 2005 г. ,№ 4
http://www.numi.ru/downloadrus.php?id=5465