Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Педагогические задачи: способствовать формированию умений различать предмет и слово, как его название, соотносить вопросы Кто? Что? и слова – названия предметов; Развитию умения составлять опорную схему рассуждения; создать условия для развития коммуникативных умений, адекватного оценивания и рефлексии.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова- названия одушевлённых и неодушевлённых предметов ( без сообщения терминов); раскрыть грамматическое значение предметности за счёт слов, обозначающих явления природы.
Метапредметные:
Познавательные : делят слова на группы, составляют вопросы к словам; владеют логическими действиями: анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей, знаково-символическими действиями; усваивают правила построения слова и предложения, графические формы букв.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения; осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: умеют соблюдать правила общения в соревнованиях, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; владеют мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: карточки с заданиями, опорные схемы.
Ход урока:
- Организационный момент
- Ребята, мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу и окружающим ( сажаю детей).
- А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесём фразу: « Я хочу много знать ». Ведь вокруг нас так много интересного.
- Но в определённом деле необходимо соблюдать определённые правила:
1. Не выкрикиваем!
2. Не перебиваем друг друга!
3. Мы слышим друг друга.
4. Учимся работать сообща!
-Я желаю вам успехов!
II. Актуализация знаний
- Словарная работа.
- Итак, начнём нашу работу со словарных слов. У вас на партах лежат карточки со словарными словами. Ваша задача вставить пропущенные буквы.
Слова: Дев…чка, с…бака, к…рова, ф…милия, …зык, рус…кий.
- Оцените себя :
если нет ошибок - «!»;
если 1-2 ошибки - «+»;
если больше 2 ошибок – «?»
III. Создание проблемной ситуации, поиск решений.
- Ребята, сейчас поработаем в группах. В конвертах лежат разрезные карточки со словами: Воробей, алфавит, дорога, девочка, машина, петух.
Вам нужно распределить слова на 2 группы.
- По какому признаку вы распределяли слова?
Представители каждой группы выходят, и прикрепляют к доске разрезные карточки со словами, разделяя их на группы.
1.Слова, обозначающие живые –неживые предметы.
2. Слова, которые начинаются с согласной –гласной буквы.
- Я тоже разделила слова на группы. Предлагаю вашему вниманию свой ответ.
- Определите по какому признаку я разделила слова. ( Слова, называющие живые- неживые предметы).
-На какой вопрос отвечают слова, называющие живые предметы ? ( На вопрос: Кто?)
- На какой вопрос отвечают слова, называющие неживые предметы ? ( На вопрос: Что?)
IV. Постановка темы и целей урока.
- Попробуйте назвать тему урока.
- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?
-Чему мы должны научиться? Цель урока.
-Правильно ставить вопросы Кто? Что? к словам обозначающим предмет.
Физкультминутка
Если вы услышите слова слово, отвечающее на вопрос Кто?, то вы стоите на месте и поднимаете руки.
Если вы услышите слово, отвечающее на вопрос Что?, то вы присаживаетесь.
Например: Чемодан ( присели), карась ( стоим, руки подняты).
А теперь самостоятельно: ручка, стол мальчик, автобус, кошка, воздушный шарик, пёс, Лена, бантик, Петя.
- Хорошо. Садитесь.
- Ошибались ли вы? (Да).
Какой вывод можно сделать? ( Надо работать над умением определять слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
V. Первичное закрепление.
- Ребята, сейчас я буду показывать картинки с предметами, а вы записывать слово с-название предмета в нужный столбик с комментариями.
Кто?
Что?
- Например, слово машина называет неживой предмет и отвечает на вопрос Что? Это слово я запишу во второй столбик.
Тигр, дом, слон, стол, кот, дерево.
- Ребята, слово дерево опасное с «ловушкой». Почему?
- Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Еще, когда наши далекие предки живыми считали только то, что передвигается, питается и дышит.
Они видели, что растения месяцами и годами находятся на месте, не передвигаясь. Поэтому в языке, растительный мир считается неживым, и слова, называющие растения, отвечают на вопрос Что?
А с точки зрения биологии растительный мир считается живым.
Таким образом, слово дерево отвечает на вопрос что?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 20, упражнение 3.
- Работа с текстом
- Чтение текста
- Сравнение текста с погодой.
- Выполнение задания.
-Проверка: поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. ( По шаблону на доске).
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какую тему рассматривали на уроке?
- Чему учились?
- Всё ли у вас получилось?
- В чём затруднялись?
Рефлексивное упражнение:
- Выберите свой вариант ответа: « Моё настроение похоже…»
-на солнышко,
- на тучку.