Тема «Слова, обозначающие признаки предметов, их роли в речи.»
Цели: дать детям представление о словах-признаках, учить различать эти слова в ряде других слов; развивать навыки безошибочного письма, орфографическую зоркость; воспитывать потребность в совместной работе, самостоятельность
развивать речь детей; познавательную активность; коммуникативные компетенции;
Задачи урока:
-формировать умение различать слова-названия признаков, умение задавать вопросы к этим словам, обозначать их на схеме.
--способствовать развитию познавательной сферы учащихся, логического мышления, внимания, умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать опыт использования в речи слов-названий признаков предметов.
-воспитывать чувства взаимопомощи, отзывчивости, умение слушать других детей, работать в паре.
- организовать контроль и самооценку деятельности учащихся на уроке.
- Выпишите только те слова, в которых надо вставить букву а.
- Какие вы слова записали и почему? картина, пальто, карман, алфавит. В этих словах надо запомнить написание буквы “а” .
- На какие вопросы отвечают эти слова?
Ученик:
- Эти слова отвечают на вопрос “что?”. Это слова-предметы.
- Запишите предложение и обозначьте слова в предложении.
Висит картина.
Ученик:
- Что? Картина – это слово- предмет, подчеркнём одной линией.
Картина ( что делает?) висит. Висит - это слово- действие, подчеркнём двумя линиями.
Физкультминутка для пальцев.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, которые обозначают признаки предметов.
IV Работа над новым материалом.
На доске слова, написанные на карточках,: ветер, яркое, свежая, солнце, трава, тёплый.
Учитель:
- Прочитайте слова, исследуйте их, придумайте интересное задание.
Ученик:
- Эти слова можно записать в два столбика. В первый – слова-предметы, во второй— остальные.
(Слова распределяются по группам )
ветер
яркое
солнце
свежая
трава
тёплый
Учитель:
- Слова какого столбика вам знакомы?
Ученик:
- Слова первого столбика. Это слова- предметы, т. к. отвечают на вопрос “что?”.
Учитель:
- Прочитайте слова второго столбика. Докажите, что это не слова- предметы. На какие вопросы они отвечают?
Ученик:
- Слова второго столбика отвечают на вопросы какое? какая? какой?
Учитель:
- Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? – это особые слова.
Работа по учебнику
- Откройте учебник “ Русский язык” на стр.22 упр.8
- Запишите пары слов. Слова- признаки мы будем подчёркивать волнистой линией.
Динамическая пауза. ( Игра с мячом)
- Я буду называть слово- название предмета, а вы подходящее по смыслу слово- название признака.( шарик, ручка, мама, собака, медведь, цветок, помидор, кот)
V. Рефлексия. Учитель: О каких предметах можно сказать? 1.На отдельных карточках: Спелое румяное (Яблоко) Сочная вкусная (малина) Белый пушистый (снег) - Я прочитаю вам текст сначала без слов- названий признаков.
- А сейчас - со словами-названиями признаков.
- Какой текст вам больше нравится? Почему?
- Какова же роль слов-названий признаков в русском языке? Зачем они?
Дети высказывают своё мнение.
- Слова- названия признаков делают нашу речь яркой, выразительной, более точной.
VI.Итог урока. Учитель: Интересно ли вам было на уроке? С каким настроением вы работали на уроке? - Какие новые знания вы получили на уроке?
Ученик:
- Мы учились определять слова- признаки, выделять их волнистой линией.
Учитель: Вы справились со всеми заданиями, вы были трудолюбивые, старательные. А теперь - Продолжите фразы: