Русский язык «Слова, обозначающие признаки предметов»
Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.
Цель: формировать умение распознавать имена прилагательные.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новой частью речи – именем прилагательным, вопросами, значением прилагательных.
2. Развивать умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные.
3. Формировать умение характеризовать предметы.
4. Развивать у детей умение вести беседу, рассуждать, анализировать полученную информацию, применять ее на практике.
5. Развивать творческие способности детей через выполнение заданий, тренировать наблюдательность и внимание.
6. Воспитывать культуру речевого общения, интерес к языку, аккуратность.
Ход урока
- I. Орг. момент.
- II. Повторение пройденного.
– На протяжении ряда уроков, с какими частями речи мы с вами работали?
(с именами существительными, глаголами).
- Давайте вспомним, что такое имя существительное?
( Имя существительное это часть речи, отвечает на вопросы «кто?» «что?», обозначает предмет)
- А что вы еще знаете об именах существительных?
- А как вы различаете одушевленные и неодушевленные имена существительные?
(Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – «кто?». Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос – «что?»)
- А что такое глагол?
( Глагол – это часть речи, отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?» «Что делать?» «Что будет делать?», обозначает действие предмета)
- III. Создание проблемной ситуации
1).– У меня на доске даны слова. Прочитайте их:
поспела, вырос, красное, земляника, сладкая, арбуз, большой
2). — Найдите среди них имена существительные.
(креплю сущ.)
- Прикрепите их в первый столбик.
(дети выходят по одному и крепят к доске)
- На доске у нас какие имена существительные?
( неодушевленные).
- Почему?
(отвечают на вопрос Что?)
- Приведите примеры одушевленных имен существительных.
- На какой вопрос они отвечают?
3). — Найдите среди слов глаголы.
(креплю глагол)
- Прикрепите их во второй столбик.
- Как вы определили, что это глаголы?
( Потому что отвечают на вопросы: что сделала?, что сделал?, обозначают действия предметов)
4). — Ребята, все эти действия уже совершались? Или они в данный момент происходят? Или только будут происходить?
( ответы детей)
- А как бы вы изменили слова, если бы допустим действие происходило сейчас?
( спеет, растет, рвет)
- А если действие только будет происходить?
( поспеет, вырастет, сорвет)
- Молодцы!
5). — Прочтите оставшиеся слова.
(читают)
- Куда мы их отнесем? К существительным?
( нет)
- Почему?
(они не обозначают предмет и не отвечают на вопросы Что? Кто?)
- Тогда остается их отнести к глаголам?
(нет)
- Почему?
( Они не обозначают действия предметов)
III. Введение в новую тему
- Что остается делать?
( отнести их в третью группу)
- Давайте прикрепим их в третий столбик.
- Как называется это группа слов?
( не знаем)
(вывешиваю над словами чистый лист)
- Возникает что? (Проблема)
- Вот, чтобы не было этой проблемы. Мы сегодня познакомимся с новой частью речи, и выясним, какие признаки она имеет. Т.е. узнаем признаки неизведанной еще нами, неизвестной нам части речи и узнаем, как называется эта часть речи.
- Хотите узнать?
IV. Новый материал.
1). — А сейчас, ребята, соберем оставшиеся слова в третью группу слов.
( Один выйдет и прикрепит слова на доску)
- Первое, что мы должны знать об этих словах?
(на какой вопрос отвечает слово)
- Давайте определим на какие вопросы отвечают слова третьей группы.
(Вызвать группу ребят и дать им вопросы на карточках, остальные по одному выходят и выбирают нужный вопрос)
- Выберите вопрос, среди предложенных, на который отвечает первое слово, прикрепите его.
(Каждый вариант вопросов, демонстрируется детьми знаками «о» и — )
- Выберите вопрос, на который отвечает 2 слово.
- Третий вопрос.
2). – Дальше что мы должны знать о слове?
( Что обозначают слова)
- Что обозначает первое слово?
( дети отвечают – например: «цвет», креплю это слово рядом с вопросом и т.д.)
- Цвет, вкус, размер – это что?
( Признаки предметов)
( Прикрепить на доску)
- Молодцы! Это признаки предметов. Признак – это слова, по которым мы признаем предмет, узнаем предмет.
4). — Сейчас мы с вами прочитаем в учебнике, все ли мы сказали о третьей группе слов.
- А как называются мы говорили?
(нет)
- А как же называются слова, которые обозначают признак предмета?
(это имена прилагательные)
5). — Тема нашего урока: « Имена прилагательные»
(прикрепить над 3 группой)
- Значит слова, которые мы с вами расположили в 3 группу, наз – ся как?
(Слова, которые расположили в 3 группу, наз – ся именами прилагательными)
6). — Вернемся к словам. Составим из них предложения.
- …. выйдите к доске, составьте предложения вот об этом предмете
(земляника) (арбуз)
(уч – ся выходят и составляют предложения
7). — Запишите полученные предложения.
- Какие правила вы должны помнить при написании предложения?
(начало предложения с большой буквы, в конце предложения ставим точку, след.предл. начинаем с большой буквы)
- О чем говорится в 1 предложении?
- Что сказано о ней?
( что она поспела)
- А что еще сказано?
( что она сладкая)
- Какой частью речи является слово сладкая?
( это имя прилагательное)
- Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «Присоединение, прибавление, приложение, прикрепление»
- К слову какой части речи присоединяется, прикрепляется имя прилагательное «сладкая»?
( К имени существительному «земляника»)
(2 предл. также)
- Значит, что мы можем сказать о прилагательном? С какой частью речи связано оно?
(с существительным)
- Что еще узнали об имени прилагательном?
( Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?. Обозначают признаки предметов)
- Обозначьте сверху части речи.
- Сущ. и глаголы мы уже умеем писать сокращенно, а имя прилагательное сокращенно напишем так: прил.
V. Закрепление пройденного материала
1). – Поиграем в игру «Что это?
- Отгадайте названия деревьев по их описанию:
1.- Стройная, кудрявая, белоствольная (слайд). – Береза (слайд)
2. — Раскидистый, вековой, могучий (слайд). – Дуб (слайд)
- Какие слова помогли описать деревья?
(Стройная, кудрявая, белоствольная. Раскидистый, вековой, могучий).
- На какие вопросы они отвечают?
(Какая? Какой?)
- Что обозначают?
(признак предмета)
- Какой частью речи являются?
(Это имена прилагательные)
2). – А теперь, давайте понаблюдаем за прилагательными и подумаем, какую роль они играют в предложении.
- Прочитайте текст. (слайд)
- Прочитайте 2 текст. (слайд)
- О чем первый текст?
( об осени)
- О чем второй текст?
( об осени)
- Можно ли считать их одинаковыми?
(нет)
- Почему?
( первый текст менее точный, красивый, в нем нет прилагательных)
- Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
( Делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее)
3). – Я предлагаю вам закрепить знания, которые мы сегодня с вами получили, выполнив задание, которое находится на карточках.
- Подобрать подходящие слова, данные в скобках. Выбираете и подчеркиваете только одно слово к предложению. Поработайте в парах, обсудите варианты подходящих слов, вместе выберите слова, которые помогут составить красивые, точные предложения.
Проверка.
- К какой части речи относятся слова, которые помогли вам составить красивые, точные предложения.?
( Это имена прилагательные)
4). – Сейчас я предлагаю вам поработать над тестом.
_ Выберите верное суждение.
- Выделите букву, под которой дано верное суждение.
Проверка (слайд)
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
- С какой новой частью речи мы сегодня с вами познакомились?
( С именами прилагательными)
- По каким признакам мы можем отличить имена прилагательные от других частей речи?
( Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?. Обозначают признаки предметов – цвет, размер, вкус)
- Когда вам могут пригодится полученные знания?
(На уроках русского языка, при пересказе текстов, при написании сочинений, писем).
VII . Д/з. с.141 упр.269
VIII. Оценки.