kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Слова, обозначающие признаки предметов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык «Слова, обозначающие признаки предметов»

Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

Цель: формировать умение распознавать имена прилагательные.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новой частью речи – именем прилагательным, вопросами, значением прилагательных.

2. Развивать умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные.

3. Формировать умение характеризовать предметы.

4. Развивать у детей умение вести беседу, рассуждать, анализировать полученную информацию, применять ее на практике.

5. Развивать творческие способности детей через выполнение заданий, тренировать наблюдательность и внимание.

6. Воспитывать культуру речевого общения, интерес к языку, аккуратность.

Ход урока

  1. I. Орг. момент.
  2. II. Повторение пройденного.

– На протяжении ряда уроков, с какими частями речи мы с вами работали?

(с именами существительными, глаголами).

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?

( Имя существительное это часть речи, отвечает на вопросы «кто?» «что?», обозначает предмет)

- А что вы еще знаете об именах существительных?

- А как вы различаете одушевленные и неодушевленные имена существительные?

(Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – «кто?». Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос – «что?»)

- А что такое глагол?

( Глагол – это часть речи, отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?» «Что делать?» «Что будет делать?», обозначает действие предмета)

  1. III. Создание проблемной ситуации

1).– У меня на доске даны слова. Прочитайте их:

поспела, вырос, красное, земляника, сладкая, арбуз, большой

2). — Найдите  среди них имена существительные.

(креплю сущ.)

- Прикрепите их в первый столбик.

(дети выходят по одному и крепят к доске)

- На доске у нас какие имена существительные?

( неодушевленные).

- Почему?

(отвечают на вопрос Что?)

- Приведите примеры одушевленных имен существительных.

- На какой  вопрос они отвечают?

3). — Найдите среди слов глаголы.

(креплю глагол)

- Прикрепите их во второй столбик.

- Как вы определили, что это глаголы?

( Потому что отвечают на вопросы: что сделала?, что сделал?, обозначают действия предметов)

4). — Ребята, все эти действия уже совершались? Или они в данный момент происходят? Или только будут происходить?

( ответы детей)

- А как бы вы изменили слова, если бы допустим действие происходило сейчас?

( спеет, растет, рвет)

- А если действие только будет происходить?

( поспеет, вырастет, сорвет)

- Молодцы!

5). — Прочтите оставшиеся слова.

(читают)

- Куда мы их отнесем? К существительным?

( нет)

- Почему?

(они не обозначают предмет и не отвечают на вопросы Что? Кто?)

- Тогда остается их отнести к глаголам?

(нет)

- Почему?

( Они не обозначают действия предметов)

III. Введение в новую тему

- Что остается делать?

( отнести их в третью группу)

- Давайте прикрепим их в третий столбик.

- Как называется это группа слов?

( не знаем)

(вывешиваю над словами чистый лист)

- Возникает что? (Проблема)

- Вот, чтобы не было этой проблемы. Мы сегодня познакомимся с новой частью речи, и выясним, какие признаки она имеет. Т.е. узнаем признаки неизведанной еще нами, неизвестной нам части речи и узнаем, как называется эта часть речи.

- Хотите узнать?

IV. Новый материал.

1). — А сейчас, ребята, соберем оставшиеся слова в третью группу слов.

( Один выйдет и прикрепит слова на доску)

- Первое, что мы должны знать об этих словах?

(на какой вопрос отвечает слово)

- Давайте определим на какие вопросы  отвечают слова третьей группы.

(Вызвать группу ребят и дать им вопросы на карточках, остальные по одному выходят и выбирают нужный вопрос)

- Выберите вопрос, среди предложенных, на который отвечает первое слово, прикрепите его.

(Каждый вариант вопросов, демонстрируется детьми знаками  «о» и — )

- Выберите вопрос, на который отвечает 2 слово.

- Третий вопрос.

2). – Дальше что мы должны знать о слове?

( Что обозначают слова)

- Что обозначает первое слово?

( дети отвечают – например: «цвет», креплю это слово рядом с вопросом и т.д.)

- Цвет, вкус, размер – это что?

( Признаки предметов)

( Прикрепить на доску)

- Молодцы! Это признаки предметов. Признак – это слова, по которым мы признаем предмет, узнаем предмет.

4). — Сейчас мы с вами прочитаем в учебнике, все ли мы сказали о третьей группе слов.

- А как называются мы говорили?

(нет)

- А как же называются слова, которые обозначают признак предмета?

(это имена прилагательные)

5). — Тема нашего урока: « Имена прилагательные»

(прикрепить над 3 группой)

- Значит слова, которые мы с вами расположили в 3 группу, наз – ся как?

(Слова, которые расположили в 3 группу, наз – ся именами прилагательными)

6).  — Вернемся к словам. Составим из них предложения.

- …. выйдите к доске, составьте предложения вот об этом предмете

(земляника)      (арбуз)

(уч – ся выходят и составляют предложения

7). — Запишите полученные предложения.

- Какие правила вы должны помнить при написании предложения?

(начало предложения с большой буквы, в конце предложения ставим точку, след.предл. начинаем с большой буквы)

- О чем говорится в 1 предложении?

- Что сказано о ней?

( что она поспела)

- А что еще сказано?

( что она сладкая)

- Какой частью речи является слово сладкая?

( это имя прилагательное)

- Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «Присоединение, прибавление, приложение, прикрепление»

- К слову какой части речи присоединяется, прикрепляется имя прилагательное «сладкая»?

( К имени существительному «земляника»)

(2  предл. также)

- Значит, что мы можем сказать о прилагательном? С какой частью речи связано оно?

(с существительным)

- Что еще узнали об имени прилагательном?

( Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?. Обозначают признаки предметов)

- Обозначьте сверху части речи.

- Сущ. и глаголы мы уже умеем писать сокращенно, а имя прилагательное сокращенно напишем так: прил.

V. Закрепление пройденного материала

1). – Поиграем в игру «Что это?

- Отгадайте названия деревьев по их описанию:

1.-  Стройная, кудрявая, белоствольная (слайд). – Береза (слайд)

2. — Раскидистый, вековой, могучий (слайд). – Дуб (слайд)

- Какие слова помогли описать деревья?

(Стройная, кудрявая, белоствольная. Раскидистый, вековой, могучий).

- На какие  вопросы они отвечают?

(Какая? Какой?)

- Что обозначают?

(признак предмета)

- Какой частью речи являются?

(Это имена прилагательные)

2). – А теперь, давайте понаблюдаем за прилагательными и подумаем, какую роль они играют в предложении.

- Прочитайте текст. (слайд)

- Прочитайте 2 текст. (слайд)

- О чем первый текст?

( об осени)

- О чем второй текст?

( об осени)

- Можно ли считать их одинаковыми?

(нет)

- Почему?

( первый текст менее точный, красивый, в нем нет прилагательных)

- Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

( Делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее)

3). – Я предлагаю вам закрепить знания, которые мы сегодня с вами получили, выполнив задание, которое находится на карточках.

- Подобрать подходящие слова, данные в скобках. Выбираете и подчеркиваете только одно слово к предложению. Поработайте в парах, обсудите варианты подходящих слов, вместе выберите слова, которые помогут составить красивые, точные предложения.

Проверка.

- К какой части речи относятся слова, которые помогли вам составить красивые, точные предложения.?

( Это имена прилагательные)

4). – Сейчас я предлагаю вам поработать над тестом.

_ Выберите верное суждение.

- Выделите букву, под которой дано верное суждение.

Проверка (слайд)

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

- С какой новой частью речи мы сегодня с вами познакомились?

( С именами прилагательными)

- По каким признакам мы можем отличить имена прилагательные от других частей речи?

( Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?. Обозначают признаки предметов – цвет, размер, вкус)

- Когда вам могут пригодится полученные знания?

(На уроках русского языка, при пересказе текстов, при написании сочинений, писем).

VII . Д/з. с.141 упр.269

VIII. Оценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Слова, обозначающие признаки предметов» »

Русский язык «Слова, обозначающие признаки предметов»

Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

Цель: формировать умение распознавать имена прилагательные.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новой частью речи – именем прилагательным, вопросами, значением прилагательных.

2. Развивать умение распознавать и осознанно употреблять в речи имена прилагательные.

3. Формировать умение характеризовать предметы.

4. Развивать у детей умение вести беседу, рассуждать, анализировать полученную информацию, применять ее на практике.

5. Развивать творческие способности детей через выполнение заданий, тренировать наблюдательность и внимание.

6. Воспитывать культуру речевого общения, интерес к языку, аккуратность.

Ход урока

  1. I. Орг. момент.

  2. II. Повторение пройденного.

– На протяжении ряда уроков, с какими частями речи мы с вами работали?

(с именами существительными, глаголами).

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?

( Имя существительное это часть речи, отвечает на вопросы «кто?» «что?», обозначает предмет)

- А что вы еще знаете об именах существительных?

- А как вы различаете одушевленные и неодушевленные имена существительные?

(Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – «кто?». Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос – «что?»)

- А что такое глагол?

( Глагол – это часть речи, отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?» «Что делать?» «Что будет делать?», обозначает действие предмета)

  1. III. Создание проблемной ситуации

1).– У меня на доске даны слова. Прочитайте их:

поспела, вырос, красное, земляника, сладкая, арбуз, большой

2). — Найдите  среди них имена существительные.

(креплю сущ.)

- Прикрепите их в первый столбик.

(дети выходят по одному и крепят к доске)

- На доске у нас какие имена существительные?

( неодушевленные).

- Почему?

(отвечают на вопрос Что?)

- Приведите примеры одушевленных имен существительных.

- На какой  вопрос они отвечают?

3). — Найдите среди слов глаголы.

(креплю глагол)

- Прикрепите их во второй столбик.

- Как вы определили, что это глаголы?

( Потому что отвечают на вопросы: что сделала?, что сделал?, обозначают действия предметов)

4). — Ребята, все эти действия уже совершались? Или они в данный момент происходят? Или только будут происходить?

( ответы детей)

- А как бы вы изменили слова, если бы допустим действие происходило сейчас?

( спеет, растет, рвет)

- А если действие только будет происходить?

( поспеет, вырастет, сорвет)

- Молодцы!

5). — Прочтите оставшиеся слова.

(читают)

- Куда мы их отнесем? К существительным?

( нет)

- Почему?

(они не обозначают предмет и не отвечают на вопросы Что? Кто?)

- Тогда остается их отнести к глаголам?

(нет)

- Почему?

( Они не обозначают действия предметов)

III. Введение в новую тему

- Что остается делать?

( отнести их в третью группу)

- Давайте прикрепим их в третий столбик.

- Как называется это группа слов?

( не знаем)

(вывешиваю над словами чистый лист)

- Возникает что? (Проблема)

- Вот, чтобы не было этой проблемы. Мы сегодня познакомимся с новой частью речи, и выясним, какие признаки она имеет. Т.е. узнаем признаки неизведанной еще нами, неизвестной нам части речи и узнаем, как называется эта часть речи.

- Хотите узнать?

IV. Новый материал.

1). — А сейчас, ребята, соберем оставшиеся слова в третью группу слов.

( Один выйдет и прикрепит слова на доску)

- Первое, что мы должны знать об этих словах?

(на какой вопрос отвечает слово)

- Давайте определим на какие вопросы  отвечают слова третьей группы.

(Вызвать группу ребят и дать им вопросы на карточках, остальные по одному выходят и выбирают нужный вопрос)

- Выберите вопрос, среди предложенных, на который отвечает первое слово, прикрепите его.

(Каждый вариант вопросов, демонстрируется детьми знаками  «о» и — )

- Выберите вопрос, на который отвечает 2 слово.

- Третий вопрос.

2). – Дальше что мы должны знать о слове?

( Что обозначают слова)

- Что обозначает первое слово?

( дети отвечают – например: «цвет», креплю это слово рядом с вопросом и т.д.)

- Цвет, вкус, размер – это что?

( Признаки предметов)

( Прикрепить на доску)

- Молодцы! Это признаки предметов. Признак – это слова, по которым мы признаем предмет, узнаем предмет.

4). — Сейчас мы с вами прочитаем в учебнике, все ли мы сказали о третьей группе слов.

- А как называются мы говорили?

(нет)

- А как же называются слова, которые обозначают признак предмета?

(это имена прилагательные)

5). — Тема нашего урока: « Имена прилагательные»

(прикрепить над 3 группой)

- Значит слова, которые мы с вами расположили в 3 группу, наз – ся как?

(Слова, которые расположили в 3 группу, наз – ся именами прилагательными)

6).  — Вернемся к словам. Составим из них предложения.

- ….. выйдите к доске, составьте предложения вот об этом предмете

(земляника)      (арбуз)

(уч – ся выходят и составляют предложения

7). — Запишите полученные предложения.

- Какие правила вы должны помнить при написании предложения?

(начало предложения с большой буквы, в конце предложения ставим точку, след.предл. начинаем с большой буквы)

- О чем говорится в 1 предложении?

- Что сказано о ней?

( что она поспела)

- А что еще сказано?

( что она сладкая)

- Какой частью речи является слово сладкая?

( это имя прилагательное)

- Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «Присоединение, прибавление, приложение, прикрепление»

- К слову какой части речи присоединяется, прикрепляется имя прилагательное «сладкая»?

( К имени существительному «земляника»)

(2  предл. также)

- Значит, что мы можем сказать о прилагательном? С какой частью речи связано оно?

(с существительным)

- Что еще узнали об имени прилагательном?

( Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?. Обозначают признаки предметов)

- Обозначьте сверху части речи.

- Сущ. и глаголы мы уже умеем писать сокращенно, а имя прилагательное сокращенно напишем так: прил.

V. Закрепление пройденного материала

1). – Поиграем в игру «Что это?

- Отгадайте названия деревьев по их описанию:

1.-  Стройная, кудрявая, белоствольная (слайд). – Береза (слайд)

2. — Раскидистый, вековой, могучий (слайд). – Дуб (слайд)

- Какие слова помогли описать деревья?

(Стройная, кудрявая, белоствольная. Раскидистый, вековой, могучий).

- На какие  вопросы они отвечают?

(Какая? Какой?)

- Что обозначают?

(признак предмета)

- Какой частью речи являются?

(Это имена прилагательные)

2). – А теперь, давайте понаблюдаем за прилагательными и подумаем, какую роль они играют в предложении.

- Прочитайте текст. (слайд)

- Прочитайте 2 текст. (слайд)

- О чем первый текст?

( об осени)

- О чем второй текст?

( об осени)

- Можно ли считать их одинаковыми?

(нет)

- Почему?

( первый текст менее точный, красивый, в нем нет прилагательных)

- Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

( Делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее)

3). – Я предлагаю вам закрепить знания, которые мы сегодня с вами получили, выполнив задание, которое находится на карточках.

- Подобрать подходящие слова, данные в скобках. Выбираете и подчеркиваете только одно слово к предложению. Поработайте в парах, обсудите варианты подходящих слов, вместе выберите слова, которые помогут составить красивые, точные предложения.

Проверка.

- К какой части речи относятся слова, которые помогли вам составить красивые, точные предложения.?

( Это имена прилагательные)

4). – Сейчас я предлагаю вам поработать над тестом.

_ Выберите верное суждение.

- Выделите букву, под которой дано верное суждение.

Проверка (слайд)

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

- С какой новой частью речи мы сегодня с вами познакомились?

( С именами прилагательными)

- По каким признакам мы можем отличить имена прилагательные от других частей речи?

( Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?. Обозначают признаки предметов – цвет, размер, вкус)

- Когда вам могут пригодится полученные знания?

(На уроках русского языка, при пересказе текстов, при написании сочинений, писем).

VII . Д/з. с.141 упр.269

VIII. Оценки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Слова, обозначающие признаки предметов»

Автор: Кизлевич Светлана Александровна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по русскому языку "Понятие о словах, обозначающих признаки предмета" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-poniatiie-o-slovakh-oboznachaiushchikh-priznaki-priedmieta-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "276519"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452754985"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "методическая разработка урока русской грамоты по теме " Слова  обозначающие признак предмета". "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkoi-ghramoty-po-tiemie-slova-oboznachaiushchiie-priznak-priedmieta"
    ["file_id"] => string(6) "189575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426956126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Слово. Слова обозначающие предмет, признак предмета."
    ["seo_title"] => string(59) "slovo-slova-oboznachaiushchiie-priedmiet-priznak-priedmieta"
    ["file_id"] => string(6) "303916"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457623516"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Урок русского языка во 2 классе "Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-poniatiie-o-slovakh-oboznachaiushchikh-dieistviia-priedmietov-o-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "143753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418578025"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Слова, обозначающие признак предмета"
    ["seo_title"] => string(42) "slova_oboznachaiushchie_priznak_predmeta_1"
    ["file_id"] => string(6) "573094"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613292259"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства