Технология проведе ния | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Психологический настрой к учебной деятельности. | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | – Ребята, сегодня на уроке русского языка мы продолжаем путешествовать в мире «Слов», а сейчас пожелаем друг -другу успехов, хорошего настроения, удачи. А теперь начинаем работать. | | Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: а) применение изученных знаний при решении учебной задачи; б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний. 1) Работа по чистописанию - Открыли тетради, какие буквы мы будем писать? (аоеи) -Какие звуки обозначают? - Гласные какими бывают?(ударные и безударные- проверяемые и непроверяемые) - - Пишем до конца строчки, по образцу учителя. 2)Орфографическая работа. - А теперь слушайте внимательно загадки, а отгадки пишем в тетрадях, поставим ударение, подчеркиваем орфограммы. а) На резиновом ходу Все дороги обойду, Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мной не по пути? б) Четырёхколёсный «зверь» В гараже у нас теперь. От колёс клубится пыль – Едет наш …(Автомобиль) - Машина, автомобиль. ( эти слова из словаря, правописание которых нужно запомнить) - Что ещё заметили? (эти слова синонимы, потому что близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос, но разные по звучанию и написанию) - Какую роль играют в речи? (Делают нашу речь точной, выразительной) Где мы можем искать синонимов?( есть словари синонимов) (Дети, стихотворение) | Актуализируется знания о синонимах, необходимые для изучения новой темы. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
III Совместное открытие нового знания Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока | Участие в беседе после прослушивания сказки Вместе с учителем формулируют тему и цели урока | Организация диалога | Организация открытия нового знания. 1)- А сейчас помогите мне рассказать сказку. Жили – были два брата – Младший и старший. Младший был большим спорщиком, никогда не соглашался со Старшим, все всегда говорил наоборот. Скажет Старший: -Тепло на улице! А Младший ему: -Холодно. -Старший говорит : -Веселый мультфильм! А Младший в ответ: - …( скучный или грустный) Старший скажет: -Глубокая речка. А младший: -…(мелкая) Но однажды не захотел спорить со Старшим, потому что он сказал: -Умный у меня братец! -Что должен был сказать Младший? (Глупый) -Как вы думаете, почему не сказал?( не хотел о себе сказать , что он глупый) 2) Прочитайте пары слов, которые говорили Старший и Младший брат Тепло - холодно Веселый - грустный Глубокая – мелкая Умный - глупый - Что интересного вы заметили? (эти слова противоположные по значению) - Близкие по значению слова называются синонимами, это термин с какого языка к нам пришла? (с греческого языка) - Слова, с противоположным значением, называются антонимами, термин «антоним» тоже с греческого языка) - Давайте вместе скажем нашу тему: - «Слова противоположные по значению(антонимы)» - Чему мы должны научиться на этом уроке? - Уметь подбирать антонимы к словам, применять в речи, и узнать какую роль играют в нашей речи. -Для этого напишем столбиком три слова и вместе находим антонимы: День – Веселый- Строить -
Вывод: Слова противоположные по значению называются антонимами. Они отвечают на один и тот же вопрос, произносятся и пишутся по разному. - Всегда ли просто подбирать антонимов? -Для этого имеется «Словарь антонимов русского языка» | Умение слушать, отвечать на вопросы. Уметь находить противоположные по значению слова наблюдать за словами, имеющими противоположное значение ознакомление с термином «антоним» | Познавательные: постановка и формулирование темы и цели урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя |
IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи | Объясняют смысл пословиц, находят антонимы, пишут слова парами. | Организует и корректирует объяснение |
Организация работу по учебнику - А сейчас поработаем по учебнику. Открыли учебники, нашли упражнение 46. Объясните смысл пословиц.(работа в группах) 1)Учись доброму, так худое в ум не пойдёт.(Если читать добрые книги, смотреть добрые фильмы и поступать по доброму, то ты будешь хорошим человеком, ничего плохого, дурного не будешь делать) 2) Говори мало, слушай много, а думай ещё больше. (Надо больше слушать других, но при этом думать и самому тоже, а говорить немного) 3) Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.(На морозе нельзя без дела стоять, а то замерзнешь) Сравните выделенные слова по значению, по звучанию( доброе- худое , мало - много, ленивый- проворный) -Выпишите слова парами (взаимопроверка) | Умение объяснять пословиц, находить антонимов, выполнение задания с проговариванием. | Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме |
Динамическая пауза. Находим пары, встаем в круг, если учитель синонимы говорит, дети хлопают, если антонимы – топают. Слова : голодный - сытый, веселый – радостный, пол – потолок, нежный – ласковый, война – мир, весна – осень, влажный – мокрый, большой – громадный, молчаливый – разговорчивый. |
V. Самостоятельная работа с проверкой Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися | Самостоятельная работа учащихся, с самопроверкой | .Организация самостоятельной работы по карточкам | Организация работу по карточкам с последующей самопроверкой - У вас на столах карточки с двумя столбиками слов. Каждому слову из первого столбика надо найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию Тонкий медленный Быстрый старый Смелый черствый Молодой толстый Свежий маленький Большой трусливый | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
VI.Включение в систему знаний и повторений Цель: повторить и закрепить знания о синонимах, антонимах. | Слушают, читают, отвечают на вопросы, находят синонимы и антонимы | Организация учебного диалога | Работа над отрывком стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой, Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Прочитайте внимательно. -Какое впечатление произвело у вас отрывок из стихотворения? 2) составьте пары из выделенных слов, отвечающие на одни и те же вопросы? Завоет-заплачет Зверь-дитя -Какие они по звучанию. По значению? -Какую роль играют в нашей речи синонимы и антонимы?(синонимы и антонимы делаю нашу речь точной и выразительной) | Уметь находить антонимов и синонимов из текста , уметь объяснять роли антонимов, синонимов в речи | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном . |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы, самооценка | Организует фиксирование темы и цели урока Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | -И так, скажите тему урока? - какие слова называются антонимами, слово антоним с какого языка к нам пришла? Какую роль играют антонимы в нашей речи? Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Кому сегодня было легко? Кому ПОКА было трудновато? Кто доволен сегодня своей работой? Как бы вы оценили свою работу? | Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . |