Вечер проходил в актовом зале. В роли ведущего выступал преподаватель,в роли Антонимов, жителей Страны Русского Языка,- студенты. Ребята были в мантиях из матери белого и черного цветов и шапочках-треуголках с надписью «Антоним»
Цель:
- Стимулировать творческую деятельность студентов и умение применять полученные знания на практике.
- Способствовать развитию фантазии, логического мышления и ораторских способностей у студентов.
- Воспитывать стремление к изучению русского языка.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы заглянем в один из уголков Страны Русского Языка, побываем в гостях у Антонимов. А где же хозяева? (Входят трое ребят-Антонимов.)
Ведущий: А, вот и они! Здравствуйте!
Антонимы. (Вместе). Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу страну!
Ведущий: Ребята, вспомните, какие слова называются антонимами?
(Сидящие в зале отвечают.)
1-й Антоним: Чаще всего антонимы передают качественные характеристики предметов или их действий: длинный путь- короткий путь: читать быстро- читать медленно.
2-й Антоним. Нет антонимов у существительных, которые не содержат в себе качественных характеристик: камень, море, железо, берег, сосна, и т.п.: их нельзя противопоставить другим словам как прямо противоположные.
3-й Антоним. Нет антонимов у имен собственных, местоимений и числительных.
1-й Антоним. Из числа прилагательных, обозначающих цвета, антонимы имеет только пара слов: черный - белый. Остальные слова данного типа антонимических пар не образуют.
2-й Антоним. Не имеют антонимов прилагательные, образованные от названий металлов (например, железный, золотой).
Ведущий: Однако, когда эти прилагательные употребляются в переносном значении у них появляются антонимы. Сравните: железная кровать -прямое значение, но железная воля- переносное значение, и антонимична ей слабая воля: золотой браслет- прямое значение, но золотой характер -переносное значение, антоним- дурной характер.
Ведущий: А теперь проиграем в игру «Смотри, не ошибись!» Сидящие слева от меня будут первой командой, а справа от меня - второй. Я буду называть слова, а вы – подбирать антонимы.
В случае, если слово не имеет антонима, руки поднимать не следует. Если кто-либо из вас поднимает руку, на вашу команду накладывается штраф, вычитается одно очко.
Выиграет та команда, которая наберет большее количество очков.
Антонимы, вы будете подсчитывать очки.
Слова для игры: вежливый (грубый),веселиться (грустить),дом, вместе (отдельно), нос, вперед (назад), волосы, временный (постоянный ),встречать (провожать),глубокий (мелкий), машина, громкий (тихий), добрый (злой), жаркий (холодный), ковер, жить (умереть), пословица, любовь(ненависть), прошедший (будущий), красный, рождение (смерть), пятый, трагизм (комизм),щедрый (скупой), юность (старость).
Ведущий: Студенты, а сейчас отгадайте стихотворные загадки. За правильные ответы Антонимы прибавят вам очки.
1. Я антоним к слову смех. 2. Я антоним шума, стука,
Не от радости, утех- Без меня вам ночью мука,
Я бываю поневоле Я для отдыха, для сна,
От несчастья и от боли, Да и в школе я нужна,
Догадались? Это… Называюсь…
(Плач.) (Тишина.)
Ведущий: Студенты, вы любите сказки? Сейчас Антонимы прочтут вам предложения из русской народной сказки, а вы назовите антонимичные, пары.
Антонимы друг за другом читают предложения из русской народной сказки «Царевна - лягушка». Ребята выполняют задание. Если верно, то получают очки.
1.Долго ли коротко ли ехали- увидели яблоньку
2. Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела…
3.Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
4.-Эх, Иван- царевич, - говорит старичок, - зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее снимать было!
5. –Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
Ведущий: Угадали, из какой сказки эти предложения?
1-й Антоним. Дело веди, а безделье гони.
2-й Антоним: Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
3-й Антоним: Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
Ведущий: Ребята, какие слова в этих пословицах являются антонимами? Вспомните и назовите русские пословицы, в которых есть антонимы и пословицы на родном языке, соответствующие по смыслу русским. Есть ли в них слова противоположным значением?
Ответы. Горька работа, да хлеб сладок. Легко друзей найти, да трудно сохранить.Маленькое дело лучше большого безделья. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. По платью встречают, а по уму провожают и др.
1-й Антоним: С помощью антонимов писатели часто создают выразительные заголовки художественных произведений, например: «Дни и ночи» К. Симонова.
Ведущий: Вспомните и назовите такие произведения.
Ответы: «Толстый и Тонкий» ( А. П. Чехов), «Война и мир» ( Л. Н. Толстой), «Живые и мертвые» (К.Симонов).
2-й Антоним: (Вносит плакат). Студенты, перед вами «Равнобуквенные антонимы». Вам следует подобрать антонимы к записанным словам и вписать их в пустые клетки (рис 1)
Равнобуквенные антонимы
Ответы: Враг, позор, далеко, встреча, защищать, настоящий, печалиться.
Два Антонима держат плакат, третий читает слова, ребята подбирают антонимы, ведущий вписывает их в клеточки, затем подводятся итоги.
Ведущий. Студенты, а теперь к каждому прилагательному подберите по 2 - 3 антонима.
Антонимы читают словосочетания надежный друг; невысокий, низкий дом.
Ведущий.Подберите антонимы к прилагательным в словосочетаниях мелкий (бассейн, почерк); свежий ( хлеб, газета).
Ответы: глубокий, крупный, черствый, старая.
Словосочетания записаны на плакате. Антонимы продолжают подсчет очков. Объявляют победителей.
На этом вечер заканчивается.
Антонимы прощаются с ребятами, приглашают навещать их, показывают « Словарь антонимов», желают им быть любознательными, хорошо учится.