Данный урок развивает интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивает речь, мышление, логику;воспитывает любовь к русскому языку.
Учебной задачей урока является повторение понятий «слог», «ударение», раскрытие особенности русского ударения, помочь обучающимсяуяснить роль ударения в слове;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове;
развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику;
воспитательные: воспитывать любовь к русскому слову.
План урока:
І. Начало урока.
ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной
ситуации.
ІІІ. Постановка цели и задач.
ІV. Проверка изученного материала.
V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением.
VІ. Физминутка.
VІІ. Итог.
VІІІ. Домашнее задание.
Ход урока
І. Начало урока.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание проблемной ситуации.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».
«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».
Петя очень удивился.
«Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»
- Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?
( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2)
- А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию?
- Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3).
ІІІ. Постановка цели и задач.
- Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.
ІV. Проверка материала, изученного в начальных классах.
Теория (слайд 5).
1.Что такое ударение?
2.Что такое слог?
Практическое задание на повторение. Работа с карточками.
1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.
- Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.
V. Объяснение нового материала с параллельным закреплением.
1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса. В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.
- Попробуем показать это на примерах. (слайд 6)
- Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.
- Составьте предложения с любыми из этих слов. (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).
2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…
- Что же в русском ударении? ( слайд7)
Задание.
Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.
1 ряд – осень, листья;
2 ряд – дождливо, ненастно;
3 ряд – золотой, листья.
Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.