kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (первый урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в системе уроков "Правописание НЕ с причастиями"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (первый урок)»

План-конспект урока русского языка.


1.Ф.И.О. (полностью)

Цыкунова Валентина Петровна

2. Место работы

МАОУ гимназия № 2 г. Иркутска

3. Должность

Учитель русского языка и литературы

4. Предмет

Русский язык

5. Класс

7 класс

6. Тема и номер урока в теме

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (первый урок по теме)

7. Базовый учебник

«Русский язык. 7 класс», автор-составитель Е.А. Быстрова. «Русское слово». 2012 г.

8. Цель урока

Формировать представление о слитном и раздельном написании не с причастиями; познакомить учащихся с правилом слитного и раздельного написания не с причастиями и его использованием при написании слов.

9. Задачи

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «слитное написание НЕ с причастиям», «раздельное написание не с причастиями».

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы написания слов в зависимости от контекста; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10. Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний.

11. Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

12. Организация деятельности учащихся на уроке

- самостоятельно выходят на проблему и решают ее

- самостоятельно определяют тему, цели урока

- выводят определение и правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиям

- работают с текстом учебника

- отвечают на вопросы

- выполняют самостоятельные задания

- оценивают друг друга

- рефлексируют

13. Структура и ход урока

I. Организационный этап.

1. Приветствие


II. Повторение.

Учитель: Эмоциональный настрой на урок поможет создать Блиц-опрос, в котором мы с вами повторим пройденный материал. Я буду предлагать вам утверждения, а вы должны поднять зеленую карточку, если оно верное, белую — неверное.

1. Причастие имеет постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное, время, вид (да)

2. Причастие обозначает признак предмета по действию (да)

3. Начальной формой причастия является именительный падеж женский род (нет)

4. Признаки глагола у причастия: вид, время (да)

5. Признаки прилагательного у причастия: согласуется в роде, числе, падеже, в предложении чаще всего бывает определением (нет)

6. Несущий — страдательное причастие, настоящего времени (нет)

7. Груженая баржа — причастие, пишем нн (нет)

Учитель: Молодцы, оцените себя. В оценочном листе обведите тот бал, который заработали


III. Лингвистическая разминка.

1. Словарный диктант (проверка на доске, меняются тетрадями)

Невежда

Не прочитали книгу

Нелепая история

Несчастье

Не друг, а враг

Ничем не удивишь

Не в чем сознаваться

Не широкая, а узкая река

Недлинная дорога

Ненавидишь ложь

Далеко не красивый.

- Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались

- Встретилась ли в словарном диктанте изучаемые слова?

- Поставьте балы в оценочных листах


IV. Целеполагание и мотивация.

Получают распечатанный текст:

Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

Солнце, еще (не)закрытое темной тучей, ярко светило в окно.

(Не)распечатанное письмо лежало на моем столе.

Сквозь (не)занавешенное, а открытое окно было видно звездное небо.

- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?

- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Переформулируйте название тему в форме вопроса.

- В данный момент можем ответить на этот вопрос? Почему?

- Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос?

- Это является целью нашего урока.

- А что нужно для того, чтобы грамотно писать НЕ с причастиями?


V. Объяснение нового.

На доске:

Нераспустившийся цветок

Совсем не раскрывшийся цветок

Не расцветший, а увядший росток

Редкие поля не убраны и оставлены до весны.

- В каких предложениях, правописание НЕ с причастиями вы можете объяснить, опираясь на полученные знания? (1, 2)

- Какие еще правила о написании не с причастиями вы можете сформулировать, проанализировав оставшиеся предложения?


VI. Работа с учебником, стр. 156


VII. Работа в группах.

1. Кто имеет "5":

Задание: составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

(Не)обжитые в лесу пространства.

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.

Легкий, (не)уловимый ветерок медленно гонит облака.

Маленькие, (не)окрепшие елочки росли на поляне

2. Кто имеет "4":

Задание: заполнить таблицу примерами

Слитно

Раздельно

1. НЕ употребляется без НЕ

2. Нет противопоставления с союзом а.

3. Нет зависимого слова.

1. Есть противопоставление с союзом а.

2. Есть зависимые слова.


3. Кто имеет "3":

Задание: найдите лишнее слово:

Нелепый

Невежда

Недоумевать

Негодующий

Неправда

Определить часть речи. Чем объединены записанные слова?

Выступление групп.

Вывод: краткие причастия с НЕ пишутся раздельно, как глаголы; правописание полных причастий похоже на правописание прилагательных + наличие зависимых слов.


VIII. Физминутка.

Немного отдохнем. Я буду называть сказки, если в названии сказки есть причастие - хлопаете, если прилагательное - руки вверх.

Снежная королева (вверх)

Спящая царевна

Василиса Прекрасная

Заколдованная королевна

Волшебная дудочка

Говорящий сверток


IX. Закрепление.

Можем ли мы теперь раскрыть скобки в первом тексте?

Спишите, раскройте скобки, объясните написание.


X. Проверим себя.

1. Итак, я говорю правило, а вы, если я говорю верно, показываете зеленый квадратик, если неверно - белый:

- НЕ пишется раздельно с краткими причастиями

- НЕ пишется слитно с полными причастиями

- НЕ пишется слитно с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а

- НЕ пишется слитно с полными причастиями, которые без НЕ не употребляются.

- НЕ пишется слитно с полными причастиями, если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а

Молодцы, оцените себя.

2. Работа с тестом.


XI. Итог, рефлексия.

Какие цели вы ставили перед собой?

Смогли ли вы их достичь?

Какие задания вызвали затруднения?

Подсчитаем балы в оценочном листе:

"5" - 22-23 б.

"4" - 20-21 б.

"3" - менее 19 б.

Домашнее задание:

стр. 156 правила, упр. 221, часть 2


























Приложения


Фамилия, имя_______________________________


№ уровня

Название уровня

Критерии оценивания

Количество баллов

I

Блиц-опрос

За каждый правильный ответ - 1 балл


II

Лингвистическая разминка

0 ош. - 5 б.

1-2 ош. - 4 б.

более 3 - 3 б.


III

Исследовательский

0 ош. - 5 б.

1-2 ош. - 4 б.

более 3 - 3 б.


IV

Правописание

0 ош. - 5 б.

1 ош. - 4 б.

2 ош. - 3 б.


V

Тест

0 ош. - 5 б.

1 ош. - 4 б.

2 ош. - 2 б.


VI

Итог

"5" - 22-23 б.

"4" - 20-21 б.

"3" - менее 19 б.































Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

Солнце, еще (не)закрытое темной тучей, ярко светило в окно.

(Не)распечатанное письмо лежало на моем столе.

Сквозь (не)занавешенное, а открытое окно было видно звездное небо.


















































Кто имеет "5":

Задание: составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

(Не)обжитые в лесу пространства.

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.

Легкий, (не)уловимый ветерок медленно гонит облака.

Маленькие, (не)окрепшие елочки росли на поляне


Кто имеет "4":

Задание: заполнить таблицу примерами

Слитно

Раздельно

1. НЕ употребляется без НЕ

2. Нет противопоставления с союзом а.

3. Нет зависимого слова.

1. Есть противопоставление с союзом а.

2. Есть зависимые слова.


Кто имеет "3":

Задание: найдите лишнее слово:

Нелепый

Невежда

Недоумевать

Негодующий

Неправда

Определить часть речи. Чем объединены записанные слова?

Выступление групп.

Вывод: краткие причастия с НЕ пишутся раздельно, как глаголы; правописание полных причастий похоже на правописание прилагательных + наличие зависимых слов.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (первый урок)

Автор: Цыкунова Валентина Петровна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация к уроку "Не с причастиями". "
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-k-uroku-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "239694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444839505"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Правописание причастий"
    ["seo_title"] => string(23) "pravopisaniieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "263269"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449506793"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок повторения и обобщения знаний по теме"
    ["seo_title"] => string(51) "urok-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "300657"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456766603"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства