I. Организационный этап. 1. Приветствие II. Повторение. Учитель: Эмоциональный настрой на урок поможет создать Блиц-опрос, в котором мы с вами повторим пройденный материал. Я буду предлагать вам утверждения, а вы должны поднять зеленую карточку, если оно верное, белую — неверное. 1. Причастие имеет постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное, время, вид (да) 2. Причастие обозначает признак предмета по действию (да) 3. Начальной формой причастия является именительный падеж женский род (нет) 4. Признаки глагола у причастия: вид, время (да) 5. Признаки прилагательного у причастия: согласуется в роде, числе, падеже, в предложении чаще всего бывает определением (нет) 6. Несущий — страдательное причастие, настоящего времени (нет) 7. Груженая баржа — причастие, пишем нн (нет) Учитель: Молодцы, оцените себя. В оценочном листе обведите тот бал, который заработали III. Лингвистическая разминка. 1. Словарный диктант (проверка на доске, меняются тетрадями) Невежда Не прочитали книгу Нелепая история Несчастье Не друг, а враг Ничем не удивишь Не в чем сознаваться Не широкая, а узкая река Недлинная дорога Ненавидишь ложь Далеко не красивый. - Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались - Встретилась ли в словарном диктанте изучаемые слова? - Поставьте балы в оценочных листах IV. Целеполагание и мотивация. Получают распечатанный текст: Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха. Солнце, еще (не)закрытое темной тучей, ярко светило в окно. (Не)распечатанное письмо лежало на моем столе. Сквозь (не)занавешенное, а открытое окно было видно звездное небо. - В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? - Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? - Сформулируйте тему нашего урока. - Переформулируйте название тему в форме вопроса. - В данный момент можем ответить на этот вопрос? Почему? - Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? - Это является целью нашего урока. - А что нужно для того, чтобы грамотно писать НЕ с причастиями? V. Объяснение нового. На доске: Нераспустившийся цветок Совсем не раскрывшийся цветок Не расцветший, а увядший росток Редкие поля не убраны и оставлены до весны. - В каких предложениях, правописание НЕ с причастиями вы можете объяснить, опираясь на полученные знания? (1, 2) - Какие еще правила о написании не с причастиями вы можете сформулировать, проанализировав оставшиеся предложения? VI. Работа с учебником, стр. 156 VII. Работа в группах. 1. Кто имеет "5": Задание: составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями. (Не)обжитые в лесу пространства. Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой. Легкий, (не)уловимый ветерок медленно гонит облака. Маленькие, (не)окрепшие елочки росли на поляне 2. Кто имеет "4": Задание: заполнить таблицу примерами Слитно | Раздельно | 1. НЕ употребляется без НЕ 2. Нет противопоставления с союзом а. 3. Нет зависимого слова. | 1. Есть противопоставление с союзом а. 2. Есть зависимые слова. | 3. Кто имеет "3": Задание: найдите лишнее слово: Нелепый Невежда Недоумевать Негодующий Неправда Определить часть речи. Чем объединены записанные слова? Выступление групп. Вывод: краткие причастия с НЕ пишутся раздельно, как глаголы; правописание полных причастий похоже на правописание прилагательных + наличие зависимых слов. VIII. Физминутка. Немного отдохнем. Я буду называть сказки, если в названии сказки есть причастие - хлопаете, если прилагательное - руки вверх. Снежная королева (вверх) Спящая царевна Василиса Прекрасная Заколдованная королевна Волшебная дудочка Говорящий сверток IX. Закрепление. Можем ли мы теперь раскрыть скобки в первом тексте? Спишите, раскройте скобки, объясните написание. X. Проверим себя. 1. Итак, я говорю правило, а вы, если я говорю верно, показываете зеленый квадратик, если неверно - белый: - НЕ пишется раздельно с краткими причастиями - НЕ пишется слитно с полными причастиями - НЕ пишется слитно с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а - НЕ пишется слитно с полными причастиями, которые без НЕ не употребляются. - НЕ пишется слитно с полными причастиями, если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а Молодцы, оцените себя. 2. Работа с тестом. XI. Итог, рефлексия. Какие цели вы ставили перед собой? Смогли ли вы их достичь? Какие задания вызвали затруднения? Подсчитаем балы в оценочном листе: "5" - 22-23 б. "4" - 20-21 б. "3" - менее 19 б. Домашнее задание: стр. 156 правила, упр. 221, часть 2 |