Просмотр содержимого документа
««Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е».»
Тема: Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –о и –е.
Цели: образовательная: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием не с наречиями на –о и –е ; повторить слитное и раздельное написание не с прилагательными и существительными; формировать навык написания не с наречием;
развивающая: развивать речь, интеллектуальную культуру семиклассников;
воспитательная:воспитание внимательного отношения к слову.
Незнание русской орфографии - причина ошибок в правописании.
- Ребята, как вы думаете, чем интересна грамматическая основа предложения?
- Что нужно помнить о знаках препинания в предложении с такой грамматической
основой?
-Что утверждается в этом предложении?
- Объясните написание слова незнание.
3.Повторение темы «Правописание не с прилагательными».
Чтение текста (отпечатан на листе и лежит у каждого на парте)
О частице и приставке не.
Жизнь частицы НЕ очень (не)легка. Часто невнимательно относятся к ее написанию. Она постоянно должна отстаивать свою (не)зависимость. Каждый так и норовит заставить ее потерять индивидуальность, сделать ее слабой и (не)счастной. Так и стремится занять ее гордое место. Кто такой каждый? И прилагательное, и существительное, и даже благородный глагол.
А что себе позволяют приставки! Они хотят занять ее место, и тогда, мол, школьники вздохнут свободно, зная, что все слова пишутся слитно : не только
невзрачный и нелепый, но и невысокий и неожиданный.
Долго грустила частица, а потом решила поговорить со своим (не)приятелями. Собрала их всех вместе и сказала:
- Ну что вы всегда так ругаете меня? Моя (не)легкая профессиональная жизнь из-за вас стала совсем (не)стерпимой, посмотрите, ведь только с глаголом я и пишусь, как правило, раздельно, да и то приставка вытесняет меня постоянно.
А вы, существительные и прилагательные, вам просто стыдно жаловаться : я совсем (не)богата союзом с вами. Только союз а меня и выручает.
Но приставка НЕ- (не)твердым голосом проговорила :
- Ладно уж,(не)прибедняйся! Тебе ведь помогают слова совсем, вовсе, отнюдь, если они обращены к прилагательным и усиливают твое отрицание! Я согласна мириться, если ученики запомнят все эти жуткие правила о тебе.
На этом и согласились.
-Послушайте сказку о том, как нелегка жизнь частицы НЕ.
(Сказку читает учитель).
-Какое правило русской орфографии здесь упоминается?
(Правописание НЕ с существительными и прилагательными)
-Прочитайте текст еще раз, выпишите НЕ с существительными и прилагательными, объясните их написание. А для этого давайте вспомним правило.
(Ответ ученика)
-Поможет вам при выполнении этого задания слайд «Правописание НЕ с существительными и прилагательными».
(Ребята работают самостоятельно5-7 минут)
- Проверяем, как вы справились с заданием.
(Нелегка (синоним трудна), независимость (свобода), несчастной (не употребляется без не), невзрачный (не употребляется без не), нелепый (не употребляется без не), невысокий (синоним низкий) , неожиданный (не употребляется без не) , совсем нестерпимой (не употребляется без не),
- Приведите свои примеры, когда НЕ с существительными и прилагательными пишется раздельно.
(не хороший, а плохой; отнюдь не интересная книга; вовсе не веселый рассказ; не правда, а ложь; далеко не привлекательный вид.)
-Подведем итог: когда же НЕ с существительными и прилагательными пишется раздельно, а когда слитно?
(Не с существительными и прилагательными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а, прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если к ним относятся слова совсем, вовсе, отнюдь, далеко.
Не с существительными и прилагательными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется, если можно подобрать синоним без НЕ.)
-Обратите внимание , во 2-ом предложении у нас есть слово с НЕ. Определите, что это за часть речи.
(Наречие).
-Как образовано это наречие?
(От прилагательного невнимательный.)
- Запомните, наречия с приставками обычно образуются от прилагательных. Это приставочный способ образования слов.
- Как пишется это прилагательное?
(Слитно, т.к. можно подобрать синоним без НЕ рассеянный)
- Хорошо. А сейчас мы с вами познакомимся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о и –е. Это тема нашего урока .Запишите ее в тетрадь.
4.Объяснение нового материала.
(Работа с интерактивной доской.)
-Ребята, посмотрите на доску, прочитайте записанные наречия. Подумайте, почему НЕ с ними пишется слитно.
(Наречия без НЕ не употребляются.)
-Запишите эти примеры к себе в тетрадь.
-Значит, первый случай, когда НЕ с наречиями пишется слитно какой?
(Наречия без НЕ не употребляются.)
- Посмотрите на доску, прочитайте записанные наречия. Подумайте, почему НЕ с ними пишется слитно.
( Можно подобрать синоним без НЕ)
-Запишите эти примеры к себе в тетрадь.
-Значит, второй случай, когда НЕ с наречиями пишется слитно какой?
( Можно подобрать синоним без НЕ)
-А теперь посмотрим, когда НЕ с наречиями пишется раздельно. Прочитайте записанные наречия. Подумайте, почему НЕ с ними пишется раздельно?
(Есть противопоставление с союзом а)
-Запишите эти примеры к себе в тетрадь.
-Итак, первый случай, когда НЕ с наречиями пишется раздельно , это ?
( Когда есть противопоставление с союзом а)
-Рассматриваем следующие примеры. Прочитайте записанные наречия. Подумайте, почему НЕ с ними пишется раздельно?
(Есть слова вовсе, совсем, ничуть, далеко, нисколько)
-Запишите эти примеры к себе в тетрадь.
-Значит, второй случай, когда НЕ с наречиями пишется раздельно какой?
( Когда есть слова вовсе, совсем, ничуть, далеко, нисколько).
-Давайте посмотрим, все ли случаи мы рассмотрели. Откроем учебник на с.102. Прочитайте правило про себя.
- Какие похожие случаи с правописанием прилагательных и существительных вы заметили у наречия?
-При правописании наречий мы будем пользоваться образцом рассуждения на с.103. Читаем его. (Читают про себя).
- А сейчас порассуждаем вместе (слайды).
5.Закрепление темы.
- А сейчас посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.
(Работа со слайдом «Слитно или раздельно»).
-Распределите словосочетания с наречиями по 2-м колонкам.
- Ребята, коллективно вы работали хорошо, а теперь я проверю, как каждый из вас понял эту тему. У вас на парте лежит листок с тестом. Внимательно прочтите задание и выполните его. Правильный ответ обведите в кружок.
(Выполняется тест)
- Проверим. (Ученик записывает на доске). Давайте сверим результаты.(Слайды)
6.Итог урока.
-Итак, подведем итог уроку. С какой темой познакомились?
Когда НЕ с наречиями на –о и -е пишется слитно? Когда раздельно?
7.Домашнее задание.
-Записываем задание на дом : параграф 36- выучить правило, упр.220.Посмотрите задание, все ли вам понятно?