Цели : совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи. Познакомить обучающихся с орфограммой «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных», с помощью практических заданий вырабатывать соответствующий орфографический навык. Формировать у обучающихся умение правильно и грамотно писать имена прилагательные, развивать мышление, умение анализировать, делать выводы, формулировать учебную задачу, работать с орфографическим словарём. Учить культуре речевого поведения (внимательно, не перебивая, слушать собеседника)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слитное и дефисное написание имён прилагательных»
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Тема. Слитное и дефисное написание имён прилагательных
(урок первый)
Цели : совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи. Познакомить обучающихся с орфограммой «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных», с помощью практических заданий вырабатывать соответствующий орфографический навык. Формировать у обучающихся умение правильно и грамотно писать имена прилагательные, развивать мышление, умение анализировать, делать выводы, формулировать учебную задачу, работать с орфографическим словарём. Учить культуре речевого поведения (внимательно, не перебивая, слушать собеседника)
5. В прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, всегда пишется суффикс -к-
Обмен тетрадями. Взаимопроверка по ответам на экране. Выставление оценок в оценочный лист.
3. Игра «Лучше всех»
Обучающийся претендует на звание знатока изученных орфограмм. Ему предлагаются 3-4 теоретических вопроса. Ученик выбирает один и даёт на него исчерпывающий монологический ответ. Оценивает учитель или обучающийся, который ранее зарекомендовал себя в этой игре.
III. Открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Знакомство с темой урока
Мотивация и осмысление заголовка с конца его.
- Что мы уже можем сказать о теме? (Во-первых, речь идёт об именах прилагательных, во-вторых, о сложных)
- Что значит сложные прилагательные? (Часть из них пишется слитно, часть – через чёрточку)
- Что же нужно выяснить на сегодняшнем уроке? ( Надо выяснить условия слитного и дефисного написания прилагательных)
-А важно ли это знать?
(Важно, поскольку желаем писать грамотно, хорошо справляться с итоговыми работами)
Определение задач урока обучающимися
Изучение теоретического материала по учебнику. Работа в группах по дифференцированным заданиям.
2-ая группа. Знакомится со статьей учебника, составляет простой план прочитанного.
3-я группа. Составляет опорную схему по прочитанному, иллюстрируя теоретический материал собственными примерами. Наиболее интересные примеры записывают все.
Задание по материалам упражнений учебника. Игра «Дальше, дальше». Обучающиеся устно объясняют и аргументируют написание сложных прилагательных из упражнений 379, 380.
Работа у доски с орфографическим словарём. Изучение написания словарных слов изжелта-красный, иссиня-чёрный, глухонемой.
Обучающиеся в данных сочетаниях слов заменяют выделенные слова прилагательными, записывают прилагательные вместе с существительными.
Бумага, чувствительная к свету
Дело первой очереди
Многоугольник с равными сторонами
Собрание сочинений в пяти томах
Плодовые и ягодные культуры
Завод по переработке нефти
Женщина с седыми волосами
Мужчина с широкими плечами
Требования санитарные и гигиенические
Девушка семнадцати лет
V.Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
ГД- работа в группах по дифференцированным заданиям
А) Списать, графически обосновать написание сложных прилагательных.
На одном ароматном ярко (зелёном), смолисто (блестящем) листике припал и замер переливчато (сине) (зелёный) жук. Я согнал его щелчком, а всю ветку притянул к себе, и припал к ней лицом своим, и вдыхал в себя аромат. (М.Пришвин)
В Бразилии и Уругвае водятся красновато (коричневые) светлячки, с рядами ярко (зелёных)огоньков вдоль туловища и ярко (красной) лампочкой на голове. Во время испано (американской) войны делались операции при свете таких светлячков, собранных в бутылки.
Б) Сочинение – миниатюра «Фестиваль цветов» по началу «Внимание! Внимание! Наши микрофоны и телекамеры установлены на Празднике цветов. Раздаются фанфары, и соревнования начинаются. Первыми, кружась в вальсе, выходят нежно-голубые незабудки. . .»
В) Стихотворение по метафоре «Солнце» (6 характеристик (цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний)
2. Презентация группами результатов работы.
3. Оценивание группами результатов работы каждой группы. Выставление оценок в оценочный лист.
4. Самостоятельная творческая работа.
Творческий диктант
К прилагательным подобрать антонимы (слова только сложные), 1 слово – 1 балл
Серьёзный – легкомысленный
Близорукий – дальнозоркий
Враждебный – доброжелательный
Жестокосердечный – добросердечный
Непредусмотрительный – дальновидный
Ответы высвечиваются на экране. Самооценка работ.
VII.Оценивание. Рефлексия.
Выполнив предложенные задания, я теперь
знаю:
умею:
столкнулся (лась) с трудностями:
для преодоления трудностей планирую:
VIII.Итог урока
Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
IX. Домашнее задание по выбору обучающихся:
п.66 выучить, упр. 384 по учебнику
п.66 выучить, выполнить работу со словарём толковым.
К прилагательным подобрать и записать синонимичные сложные прилагательные
Изумрудный – ярко-зелёный
Табачный – изжелта-коричневый
Салатный – бледно-зелёный
Бирюзовый – нежно-голубой
Багровый – тёмно- красный
Стальной – серебристо – серый
Оливковый – жёлто-зелёный
Лазурный – светло-синий
Индиговый – тёмно-синий
Пунцовый – ярко-красный
Рыжий – красно-жёлтый
п.66 выучить, выпишите из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» сложные прилагательные, графически объясните их написание.
Литература и материалы
1.Русский язык в 6 классе. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях Ч.2 {М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский}
2. МРПРЯ под редакцией М.Т.Баранова
3.Мельникова Л.В., заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПЛ. Лекции по методике русского языка