Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Создание психологической атмосферы урока - Добрый день, ребята. Ну, проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить только лишь оценку пять? | Слушают, настраиваются на урок | Личностные (формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению) |
2. Актуализация знаний Цель: Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление | 1.Проверка д /з: §65 упр. 377 2. Повторение правописания суффиксов -к; -ск: цифровой диктант (самопроверка) Сибирский, скользкий, близкое, кавказский, матросский, ткацкий, городской, любительский, соседский, вязкий 1 (ск), 2 (к), 3 (к), 4 (ск), 5 (ск), 6 (к), 7(ск), 8 (ск), 9 (ск), 10 (к) (слайл№2) Работа над ошибками: прорабатывается устно. | Выполняют цифровой диктант с последующей самопроверкой, проводят работу над ошибками. | Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное) |
3. Постановка учебной задачи. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | 1. Работа с текстом (слайд №3) - Прочитайте текст. Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Работа со словарём -Ребята, какое слово вам здесь не совсем понятно? Лексическое значение слова «бриг» (слайд №4) - Слова какой части речи подчеркнуты? -Как они пишутся? Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис (слайд№5) Слитно | Через дефис | Рыболовецкое судно | Юго-западный ветер | Седобородый человек | Сине-зеленые волны | Трехмачтовый бриг | Горько-соленое море | | Бело-розовые облака | Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях) Сформулируйте задачи урока (слайд6) - Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно? -Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы. | Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания, формулируют тему, задачи урока | Регулятивные (понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале), познавательные: (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию) |
Изучение нового материала Цель: познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее.
| Исследование лексического материала: (заполнение таблицы) Сине-зелёные, бело-розовые Что обозначают эти прилагательные? Приведите свои примеры, сделайте вывод. Горько-солёные Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Сделайте вывод. Юго-западный Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется? Сделайте вывод. Белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать? Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое). Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно? (обучающиеся делятся своими выводами) | Исследуют лексический материал, выявляют условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных
| Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
5. Первичная проверка усвоения знаний Цель: после прослушивания теоретического материала сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных | Работа с видео. Видеоурок: «Знайка» -0.48 сек.-02.11сек (тема: « Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных») - Ребята, сравните свои выводы с теоретическим материалом, который вы сейчас прослушали. -Ребята, а теперь попробуйте на обратной стороне листа составить опорную схему, которая поможет вам в дальнейшем закрепить данный материал. -Объясните написание сложных прилагательных. На экране схема по данной теме (слайд 8) | Сравнивают свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике | Регулятивные (осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации |
Физминутка: Цель: здоровьесбережение, активизация внимания | Филологическая физминутка: сложное прилагательное пишется слитно - руки вверх, через дефис – приседание Ярко-красный, правобережный, северо-западный, кисло-сладкий, длинноногий, белый-белый, тёмно-голубой, белогрудый, сельскохозяйственный, железнодорожный. | Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики. | |
Закрепление знаний ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний. | .Игра «Третье лишнее» (слайд9); Выпиши «третье лишнее». 1. (Немецко) французский, (садово) огородный, (железно) дорожный. 2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый. 3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный Творческая работа в группах: Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение (слайд 10,11) Проверка. | Выполняют упражнение, рассказывают правило, приводят примеры, работают в группах (творческое задание), выписывают «третье лишнее. | Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) |
Диагностика уровня усвоения знаний Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Тест (взаимопроверка)- (слайд 12) I. Дефис не пишется в слове: 1) (полу) месяц; 2)(пол) аршина; 3) (северо) восточный; II. Слово пишется через дефис: 1) (глубоко) уважаемый; 2) (плодово) ягодный; 3) (бледно) лицый. III. Слова пишутся только слитно: 1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный; 2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный; 3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный. IV. Слова пишутся только через дефис: 1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа; 2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца; 3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский Критерии оценивания: (cлайд 13) «5» -4 правильных ответа «4» -3 правильных ответа «3» -3 правильных ответа | Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям | Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением существенных признаков), коммуникативные: (осуществлять действие взаимоконтроля) личностные ( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища). |
Информация о домашнем задании Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию. | (слайд 14) Домашнее задание- на выбор 1. §66 Упр. 379 2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа» (фотографии раздаются ученикам) 3. Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных. | Осмысливают и записывают домашнее задание | |
Подведение итогов урока. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ… БЫЛО ИНТЕРЕСНО… БЫЛО ТРУДНО… Я ПОНЯЛ, ЧТО… ТЕПЕРЬ Я МОГУ… Я ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО… Я ПРИОБРЁЛ… Я НАУЧИЛСЯ… У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ… Я СМОГ… Выставляет оценки за урок, комментируя их | | Личностные (представление о причинах успеха в учебе), регулятивные (оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий), познавательные (проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом), коммуникативные (формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания) |