Этап урока. Хронометраж. | Содержание взаимодействия с учащимися. | Виды учебной деятельности учащихся | Примечания |
1.Организационный момент.Мотивация. 1 мин. | Объявление целей урока; постановка задач: -вспомнить правописание не с различными частями речи; -понять и запомнить правописание не с причастиями; -учиться применять данное правило. | | До урока раздаются тетради с проверенными работами. |
2.Проверка домашнего задания. 3 мин. | 1.Замечания по проверенным работам. 2.Проверка Д/З: -выполнить морфологический разбор причастий из упр.131; -индивидуальная работа по карточкам (3 уч-ся). | Работа у доски (3 уч-ся). Самопроверка. Вопросы по д/з. | Работа по карточкам проверяется после урока или во время самост.р. уч-ся на уроке. |
3.Повторение изученного. 5 мин. | 1.Вопросы на повторение: 1). Правописание не с какими частями речи мы изучили ранее? 2).Что общего в правописании не с прилагательными, существительными, наречиями? 3).Приведите примеры слитного написания не с глаголами. 4). Расскажите о правописании не с местоимениями. 2.Упражнение на повторение изученного (объяснительный диктант): непоседа; не друг, а враг; нелепый поступок; нечем удивить; не широкая, а узкая река; ничем не удивишь; небольшой, но глубокий овраг; не в чем сознаваться; недлинная дорога; не терпит неправды; невысоко прыгает; книга небольшая, а интересная; ненавидишь ложь - Какие еще орфограммы встретились в данном упражнении? | Отработка навыков владения научным стилем речи (формулировки правил); формирование умения делать обобщения и выводы; работа с таблицами (пособие А.Малюшкина) Отработка навыков владения орфографическими правилами, умения видеть нужную орфограмму. | Проверяется 2-я часть д/з на данный урок: повторить правописание не с различными частями речи. Работа с пособием А.Малюшкина (стр.45, 53, 77,113) |
4.Объяснение нового учебного материала. 7 мин. | 1.Анализ предложений (проецируются на доску) -Трава не скошена (краткое прич.) -Не скошенная крестьянами трава (есть зависимое слово).. -Не скошенная, а зеленеющая трава (противопоставление с союзом а). Делаем выводы. - В каких случаях не с причастиями пишется раздельно? 2.Самостоятельная работа с таблицей, формулировка ответа на вопрос: «В каких случаях не с причастиями пишется слитно?» Подбор примеров, иллюстрирующих правило. | Усвоение нового учебного материала. Поисковая деятельность. Отработка умения анализировать материал, делать выводы. | Использование проектора Работа с пособием А.Малюшкина (стр.98) |
5.Обеспечение осознанности формируемых знаний. 5 мин. | 1. Составление алгоритма применения правила. Результат может быть таким: - Причастие? - Употребляется ли без не? - Полное или краткое? - Есть ли противопоставление? - Есть ли зависимое слово? 2.Сопоставление получившихся алгоритмов. Чтение правила в учебнике (стр.65) | Групповая деятельность. Отработка умения анализировать новый учебный материал, излагать осознанно полученные знания Отработка навыков владения научным стилем речи. | |
6. Обеспечение прочности формируемых знаний. 5 мин. | 1. Выполнение упр.133 (стр.66) (Не)прекращающийся весь день шум ливня. (не)прекращающийся шум ливня…(упр.133) | Комментирование. Графическое обозначение изученной орфограммы. | |
7. Задание на дом 2 мин. | 1. Работа над ошибками; 2.Словарная работа (орфоэпич.словарь – 7 следующих слов); 3. Теория (пособие Малюшкина - стр.98; учебник – стр.65) 4. Упр. 135 – задание, подобное тому, которое выполнялось в классе (упр.133) | Осознанная запись домашнего задания. | Д/З традиционно: работа с пособием; словарная работа; работа над ошибками выполняются каждый день. |
6 (продолжение работы). Обеспечение прочности формируемых знаний. 6 мин. | 2. Комментированное письмо. Оленин был юноша, нигде не кончивший курса, нигде не служивший, промотавший половину своего состояния и до двадцати четырех лет не избравший себе никакой карьеры и никогда ничего не делавший. -Объяснить правописание не с причастиями; -Графически выделить причастные обороты, объяснить знаки препинания при них; построить схему предложения; -Объяснить правописание отрицательных местоимений; - Каков стиль речи данного отрывка? Докажите свое мнение. - Найдите устаревшие слова и обороты речи, сделайте словарную помету. | Отработка навыков осознанного применения орфографических и пунктуационных правил; работа по стилистике. | |
7. Контроль усвоения знаний. 4 мин. | 1. Вопросы для проверки степени усвоения нового материала: - Назвать условия слитного написания не с причастиями, привести примеры. - Назвать условия раздельного написания не с причастиями, привести примеры. 2. Тест. 1-непримятая трава;2- трава не примята;3-не примятая в саду трава; 4-не примятая, а скошенная трава;5-незаселенные дома;6- не заселенные никем дома; 7- дома не заселены;8-дома еще не заселены; 9- негодующий окрик. | Взаимопроверка (со скрытой части классной доски или с помощью проектора). | Тест - также традиционное задание.Запись в тетр. выглядит так: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 + - - - + - - - + Правильные ответы даны на скрытой части доски. |
8. Итог урока. 2 мин. | - Что нового вы сегодня узнали? - О чем вспомнили? - Кто доволен своей работой на уроке? - Чью работу вам хотелось бы отметить? Кто был активен? - О чем бы вы хотели спросить? -Оценки за урок, их комментирование. | Рефлексивная деятельность, оценка работы одноклассников. | |