"Слитное и раздельное написание НЕ с наречием на - о, -е"
"Слитное и раздельное написание НЕ с наречием на - о, -е"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Не с наречием". Урок получение нового знания. В ходе урока сопоставляется написание НЕ с разными частями речи. На всех этапах урока проводится контроль, самоконтроль, взаимоконтроль знаний по теме.
Цель урока:
Знакомство с правилом правописания не с наречиями на -о, -е
Задачи:
а) закрепить умение правильно писать не с другими частями речи
б) формировать умения обозначать новую орфограмму, выбирать правильное написание.
в) воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы; нравственные качества школьника;
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Слитное и раздельное написание НЕ с наречием на - о, -е" »
Учитель: Солодова И.В.
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е.
Класс: 7
Цель урока:
Знакомство с правилом правописания не с наречиями на -о, -е
Задачи:
а) закрепить умение правильно писать не с другими частями речи
б) формировать умения обозначать новую орфограмму, выбирать правильное написание.
в) воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы; нравственные качества школьника;
.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Целеполагание
Сегодня у меня (не)легкий день. (Не)приятное раннее утро. Оно было (не)ясное, а пасмурное. Значит, день обещал быть (не)настным. Услышав, как всегда, (не)ожиданную трель будильника, я поняла, что пора вставать.
На работу идти было (не)легко. Да и путь мой вовсе (не) близкий. (Не) широкая тропинка вся заметена снегом.
И вот я с вами, дорогие друзья, и надеюсь, что работать на уроке нам будет (не)трудно.
Ребята, чем необычно мое вступление к уроку?/много слов с Не
- А теперь сгруппируйте выделенные слова, сформулируйте правило написания, объясните орфограммы/ Работа в парах.
- проверим написание слов . Кто готов? Над какой орфограммой мы сейчас работали?
-восстановите алгоритм написания НЕ с разными частями речи.
- какие 2 слова не попали в группу? почему?/ другая часть речи
- как вы определили часть речи этих слов?/ относятся к глаголам, обозначают признак действия, отвечают на вопрос как?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Сформулируйте тему! Цель урока. Задачи нашего урока?
Мы с вами неоднократно говорили, что наречия на –о,- е образуются от прилагательных.
Сейчас вам предлагается поработать в парах.
Образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений
Попробуйте сформулировать правило правописания не с наречиями (ответы учащихся)
Этап формирования умений
1)Работа с учебником
Стр. 104, п. 36
Давайте откроем параграф учебника и прочитаем правило, из которого узнаем еще о правописании наречий (ученики читают правило самостоятельно)
Сравните свои выводы с записью орфограммы в учебнике. Можем ли утверждать, что наше правило верное?
- В каких случаях наречия на О,Е пишутся с НЕ слитно?
- В каких случаях наречия с НЕ пишутся раздельно?
Почти ничего нового мы с вами не узнали, т.к. слитное или раздельное написание наречий регулируется теми же условиями, что и при написании существительных, прилагательных. Насколько хорошо вы поняли и запомнили это правило, узнаем по результатам следующего задания:
2)«Четвертый лишний»
Раскройте скобки. Укажите правописание слов: слитно или раздельно Установите, по какому признаку подобраны слова, и укажите лишнее.
Б) бормотать (не)внятно, держаться (не)возмутимо, написать (не) брежно, уйти (не)заметно;/
В) (не)решительно, а робко; устал с (не)привычки; сказал (не)правду; проявил невнимательность
Критерии оценки :
• 2 балла – 0 ошибок;
• 1 балл – 1 ошибка;
• 0 баллов – 2-3 ошибки
Сравните с эталоном на слайде и поставьте баллы в лист оценивания
III.Этап закрепления знаний
1)Небольшой диктант/ под диктовку:
Разговаривать не громко, а тихо; держаться невозмутимо; поступить нелепо; остановился неожиданно; одет несуразно; поступить необдуманно; не хорошо, а плохо, ничуть не весело.
Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши и с помощью записи на экране проверьте и оцените своего соседа.
Критерии оценки :
• 2 балла – 1 ошибка;
• 1 балл – 2- 3 ошибки;
• 0 баллов –4 и более ошибок
Сравните с эталоном на слайде и поставьте баллы в лист оценивания
2)работа по учебнику: № 220/ 1, 3,6, 14,15/Объясняйте правило, применяя образец рассуждения на стр.105/чтение-
1,3-1у доски
6,14,15-1 у доски
3)Самостоятельная работа «Проверь себя».
Спишите текст, раскрыв скобки.
(Не) охотно и (не) смело солнце смотрит на поля.
Снежинки падали (не) редко, а густо, сплошной пеленой.
Солнце было (не) обычайно большим и алым.
Поле (не) ясно белело вокруг.
Проверка выполнения задания. Сравните с эталоном на слайде и поставьте баллы в лист оценивания
Критерии оценки С/Р:
• 2 балла – 1 ошибка;
• 1 балл – 2- 3 ошибки;
• 0 баллов –4- 5 ошибок
IV.Этап контроля за усвоением материала.
ТЕСТ Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
Вы должны вставить буквы Р(раздельно) или С (слитно), написать пояснение
1
Взлететь (не)высоко, а низко
2
Приезжал (не) часто
3
Писать (не) аккуратно
4
Выглядеть (не)ряшливо
5
Ушёл (не)далеко от дома
6
Читать (не)громко, но выразительно
7
Появиться (не)ожиданно
8
Нисколько (не) трудно помочь
9
Вести себя (не)принуждённо
10
Поступил отнюдь (не)красиво
Итого ошибок:
(для слабых), предлагается тест, в котором уже есть пояснения, это поможет выполнить тест без ошибок
ТЕСТ Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
1
Взлететь (не)высоко, а низко
Есть противопоставление с А
2
Приезжал (не) часто
Заменить синонимом- редко
3
Писать (не) аккуратно
Заменить синонимом - грязно
4
Выглядеть (не)ряшливо
Не употребляется без НЕ
5
Ушёл (не)далеко от дома
Заменить синонимом -близко
6
Читать (не)громко, но выразительно
Нет противопоставления с А
7
Появиться (не)ожиданно
Заменить синонимом -мгновенно
8
Нисколько (не) трудно помочь
Нисколько Не – оттягивает
9
Вести себя (не)принуждённо
Заменить синонимом - свободно
10
Поступил отнюдь (не)красиво
Отнюдь Не - оттягивает
Итого ошибок:
Проверка по эталону:
1
Взлететь (не)высоко, а низко
Р
Есть противопоставление с А
2
Приезжал (не) часто
С
Заменить синонимом- редко
3
Писать (не) аккуратно
С
Заменить синонимом - грязно
4
Выглядеть (не)ряшливо
С
Не употребляется без НЕ
5
Ушёл (не)далеко от дома
С
Заменить синонимом -близко
6
Читать (не)громко, но выразительно
С
Нет противопоставления с А
7
Появиться (не)ожиданно
С
Заменить синонимом -мгновенно
8
Нисколько (не) трудно помочь
Р
Нисколько Не – оттягивает
9
Вести себя (не)принуждённо
С
Заменить синонимом - свободно
10
Поступил отнюдь (не)красиво
Р
Отнюдь Не - оттягивает
Итого ошибок:
Критерии оценки теста:
• 2 балла – 1-2 ошибки;
• 1 балл – 3- 4 ошибок;
• 0 баллов –5 и более ошибок
V.Рефлексия. Оцените свою работу!
8 баллов-«5»
7-6 баллов – «4»
5 баллов- «3»
Как вы считаете, мы выполнили поставленные нами задачи?
Молодцы, работали вместе, дружно, надеюсь, нескучно.
Домашнее задание
№ 220, п.36
Оценочный лист ученика ____ класса ______________________