Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными
Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными
Данная разработка урока в 5м классе поможет учителю на простых и понятных примерах донести до ребят важный материал. Как известно, данная тема, начиная с пятого класса, представляет огромную сложность на протяжении всего учебного процесса. Поэтому очень важно в пятом классе дать основной фундамент этого урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными »
Люковец Ксения Юрьевна
МКОУ СОШ д. Левали Белокатайского района Республики Башкортостан
учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка в 5 классе
Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными
(по УМК М.М.Разумовской)
Цели урока:
- вспомнить правило, связанное с написанием НЕ с глаголами;
- познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными;
- развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций:
Оргмомент (приветствие, запись в тетради числа, классная работа. Свободную строчку оставляем для записи темы урока, которую мы сформулируем чуть позже, выполнив следующее задание).
Исследование языкового материала
На доске слова? По какому признаку можно распределить слова в две группы? Распределите данные слова в две группы. Будьте внимательны, одно слово - лишнее (по вариантам: 1 в. - слитно, 2 в. - раздельно):
Проверка выполнения задания по цепочке (со 2 варианта)
Какое правило должны помнить о написании НЕ с глаголами? Сейчас Андрей прочитает нам стихотворение об этой очень известной орфограмме.
НЕ с глаголом
Пиши раздельно
Например, не хотел, не знал, Только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал.
Почему не выписали слово НЕПРИЯТЕЛЬ? (это имя сущ.). А как напишем? Почему? (версии учащихся).
Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? (нет)
-Сформулируйте тему урока. (запись темы урока) Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
- Что нам для этого необходимо? (учитель: на уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы найдёте ответы на многие вопросы).
3. Изучение нового материала.
- Посмотрите внимательно на доску и по обозначенным орфограммам попытайтесь сформулировать правило слитного и раздельного правописания -НЕ с существительными.
несчастье (= горе)
Ненастье (не употребляется)
союз
Не друг, враг
- Сравним с материалом учебника на стр. 204, п. 75 (со 2 абзаца)
- Итак, как же мы должны действовать, когда стоит вопрос о написании НЕ с существительным? Составим план наших действий - алгоритм.
- Работа в группах (пользуясь правилом в учебнике, восстановить последовательность «Алгоритма применения правила -НЕ с существительными):
- Проверка выполнения задания (учитель на доску в определённом порядке, памятки - каждому).
1.Определи, употребляется ли существительное без -НЕ
- если не употребляется, то пиши слитно.
2.Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет
- если есть, пиши раздельно.
3. Замени существительное синонимом:
- если можно заменить, пиши слитно
- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное правило на практике.
4.Закрепление изученного
- Работа в парах (по карточкам) - даны слова в 2 столбиках, найдите соответствия. (Не)зависимость Робость
(Не)былица Грубость
(Не)нависть Свобода
(Не)смелость Возмущение
(Не)вежливость Выдумка
(Не)годование Вражда
- Самопроверка по цепочке. Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (синонимы)
Что такое синонимы? Какова их роль в русском языке? (наша задача - уметь пользоваться этим богатством и развивать свою речь).
Запишите в тетрадь слова 1-го столбика, определите, чем является -НЕ в данных словах (1ч. к доске)
К каким словам мы могли бы не подбирать синонимы, а объяснить их написание по-другому. Как именно?
- Упр. 614 (1-4 пр-я). Выписать из предложений сочетания слов с - НЕ, объяснить
правописание, опираясь на алгоритм применения правила (по вариантам).
5.Гимнастика для глаз, физкультминутка. Вы работали старательно, слушали
внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.
Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне невстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Глазки наши отдохнули, теперь расслабим мышцы плечевого пояса. Напишите в воздухе носом 2 слова, которые без НЕ не употребляются и пишутся с НЕ слитно.
- Запись предложений с доски. Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.
(Не)вежду никакими лекарствами (не ) вылечиш....
А народ - то над ним насм..хался: «Поделом тебе, старый (не)вежа.
- Значение каких слов вам непонятно? Что обозначают слова «поделом», «невежа», «невежда»? Что мы должны сделать, чтобы узнать значение слова? (лингвист: поделом - справедливо, так и следует; инд. сообщение (работа с толковым и этимологическим словарём):
Невежда - необразованный человек, неуч. Невежа - невоспитанный человек, грубиян
Что произошло с этими словами (произошло слияние -Не с корнем, поэтому эти слова без НЕ не употребляются, НЕ - часть корня).
Объясните смысл пословицы «(Не)вежду никакими лекарствами (не )вылечиш......
- В каких произведениях на уроке литературы вы уже встречались с данными словами? (басня И.Крылова «Свинья под дубом»)
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
- Д/3 п. 75, на выбор: упр. 617 или придумать сказку-путешествие (сочинение-микиатюру) «НЕ с стране Имени существительного».
- Цифровой диктант: выписать № тех предложений, в которых-НЕ с существительными пишется 1в. - слитно 2 в. - раздельно
Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1)
(Не) работа сушит, а забота. (2)
Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1)
Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1)
(Не) силой борются, а умением.(2)
(Не) печь кормит, а руки. (2)
Друзья в (не) счастье познаются. (1)
(Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2)
Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1)
10. (Не) место красит человека, а человек место (2).
Ключ: 1в. - 1,3, 4, 7,9
2 в. -2, 5, 6, 8, 10
Самопроверка по образцу.
Каковы основные темы данных пословиц и поговорок?
- Работа в парах: давайте ещё раз обратимся к правилу, с которым познакомились сегодня на уроке. 1в. расскажите соседу правило, 2 в. - подкрепите каждый пункт правила своими примерами.