kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слитное, дефисное и раздельное написание сложных имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложные имена существительные.

Слитное, дефисное и раздельное  написание сложных имен

существительных

Цель: сформировать представление и соответствующий  навык слитного и дефисного написания слов. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях.

  ЗАДАЧИ:

1.Познакомить учащихся со сложными именами существительными.

2. Формировать у  учеников правильное написание слитных и раздельных

и через дефисных сложных имен существительных.

Тип урока: Урок-исследование, интегрированный

Оборудование:

интерактивная доска  с иллюстративным материалом.

Ход урока:

1.Организованный момент.

2. Психологический настрой учащихся.

3. Постановка цели и задачи урока.

Эпиграф урока:

Мой друг!

Собирайся скорее в дорогу!

Открытий сегодня ждет тебя много!

По лестнице знаний продолжи свой путь…

Только вперед! Ты не забудь!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слитное, дефисное и раздельное написание сложных имен существительных»

Сложные имена существительные. Слитное, дефисное и раздельное  написание сложных имен существительных

Сложные имена существительные.

Слитное, дефисное и раздельное

написание сложных имен

существительных

Цель: сформировать представление и соответствующий навык слитного и дефисного написания слов. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях

Цель: сформировать

представление и соответствующий

навык слитного и дефисного

написания слов. Углубить

знания о способе сложения слов,

иметь представление о его

разновидностях

ЗАДАЧИ: Познакомить  2. Формировать у  учеников правильное написание слитных и раздельных и через дефисных сложных имен существительных. учащихся со сложными именами  существительными.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить

2. Формировать у

учеников правильное

написание

слитных и раздельных

и через дефисных

сложных имен

существительных.

учащихся

со сложными

именами

существительными.

Тип урока :  Урок-исследование,  интегрированный Оборудование: интерактивная доска с иллюстративным Материалом. Ход урока: 1.Организованный  момент. 2. Психологический настрой учащихся. 3. Постановка цели и задачи урока.

Тип урока : Урок-исследование, интегрированный

Оборудование:

интерактивная доска

с иллюстративным

Материалом.

Ход урока:

1.Организованный

момент.

2. Психологический

настрой учащихся.

3. Постановка цели и

задачи урока.

Эпиграф урока: Мой друг! Собирайся скорее в дорогу! Открытий сегодня ждет тебя много! По лестнице знаний продолжи свой путь… Только вперед! Ты не забудь!

Эпиграф урока:

Мой друг!

Собирайся скорее в дорогу!

Открытий сегодня

ждет тебя много!

По лестнице знаний

продолжи свой путь…

Только вперед!

Ты не забудь!

Сложные имена существительные.

Сложные имена существительные.

  • Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трех) корней. При образовании сложных существительных чаще всего используются соединительные гласные о и е. Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Калининград.
В сложных существительных после твердых согласных (кроме ж, ш, ц ) пишется соединительная буква о , а после мягких согласных, шипящих и ц пишется соединительная буква е . Например: водопровод, по ле вод, ка ше вар, серд це биение.
  • В сложных существительных после твердых согласных (кроме ж, ш, ц ) пишется соединительная буква о , а после мягких согласных, шипящих и ц пишется соединительная буква е .
  • Например: водопровод, по ле вод, ка ше вар, серд це биение.
Упражнение 272. Из данных групп слов образуйте сложные существительные. Какие соединительные гласные вы используете? Обозначьте орфограмму.

Упражнение 272. Из данных групп слов образуйте сложные существительные. Какие соединительные гласные вы используете? Обозначьте орфограмму.

  • Образец: качать воду – водокачка
  • Луна, ходить. Рыба, ловить. Буря, ломать. Вода, возить. Земля, копать. Дождь, мерить. Сено, косить. Книга, любить. Общий, жить. Солнце, печь. Пеший, ходить. Знамя, носить.
Упражнение 273. Прочитайте слова вслух. Скажите, что в них общего.  Какие имена существительные мы называем сложными? Кресло (кровать), (пол) часа, (птица) ферма, (авто)гонка, кафе (мороженое), (пол) яблока, (фото) выставка, (лес) рубить, (пол) пути, (зоо) магазин, северо (запад), (полу) автомат.

Упражнение 273. Прочитайте слова вслух. Скажите, что в них общего. Какие имена существительные мы называем сложными?

Кресло (кровать), (пол) часа,

(птица) ферма, (авто)гонка,

кафе (мороженое), (пол) яблока,

(фото) выставка, (лес) рубить,

(пол) пути, (зоо) магазин,

северо (запад), (полу) автомат.

Задание:

Задание:

  • Из данных картин образуйте сложные имена существительные.
  • Первые три ученика которые ответят быстрее всех те получат хорошие оценки.
А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морф ологии .  Перед вами на слайде четыре слова :  Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка – А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему? – А способ образования слов “бумажонка” и “мухоловка” одинаковое? Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней. Образовано от самостоятельных частей речи.  Слово мухоловка образовалось способом СЛОЖЕНИЯ. Буква “о” играет роль соединительной гласной. При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве с оединительных гласных могут выступать буквы “е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)

А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морф ологии . Перед вами на слайде четыре слова :

Подоконник,

вредность,

бумажонка,

мухоловка

А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему?

А способ образования слов “бумажонка” и “мухоловка” одинаковое?

Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней.

Образовано от самостоятельных частей речи. Слово мухоловка образовалось

способом СЛОЖЕНИЯ. Буква “о” играет роль соединительной гласной.

При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве с оединительных

гласных могут выступать буквы “е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)

Учитель:

Учитель:

  • Мир сложных существительных очень богат. Перед вами сложные существительные:
  • Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель
  • – Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?
  • – Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис).
Для этого нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании. Слитно пишутся сложносокращенные слова   Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д.   Через дефис названия промежуточных сторон света Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных   Через дефис географические названия   Существительные с первой частью пол
  • Для этого нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.
  • Слитно пишутся сложносокращенные слова
  • Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д.
  • Через дефис названия промежуточных сторон света
  • Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных
  • Через дефис географические названия
  • Существительные с первой частью пол
Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон! Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши! После пол– имя собственное, буква “л” или гласная Такие слова без дефиса писать опасно! Если хочешь получить “пять”, Правило это ты должен знать!
  • Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон!
  • Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши!
  • После пол– имя собственное, буква “л” или гласная
  • Такие слова без дефиса писать опасно!
  • Если хочешь получить “пять”,
  • Правило это ты должен знать!
Упражнение 274 “Слитно или через дефис?” В данных словах, задача учащихся выбрать правильное написание сложного слова (слитно или через дефис) и прокомментировать выбор.  (языко)знание, (пол)жизни, (спец)одежда, (бабочка)капустница, (пол)арбуза и т.д. Слитно Через дефис
  • Упражнение 274 “Слитно или через дефис?” В данных словах, задача учащихся выбрать правильное написание сложного слова (слитно или через дефис) и прокомментировать выбор. (языко)знание, (пол)жизни, (спец)одежда, (бабочка)капустница, (пол)арбуза и т.д.
  • Слитно Через дефис
Упражнение 275. Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание”  (Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир, (снего)пад, (фото)выставка, (пол)ведра, (жар)птица, (юго)восток, (пол)листа, (пол)Англии, (пол) яблока, (вело)гонка, (шкаф)купе.
  • Упражнение 275. Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание”
  • (Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир, (снего)пад, (фото)выставка, (пол)ведра, (жар)птица, (юго)восток, (пол)листа, (пол)Англии, (пол) яблока, (вело)гонка, (шкаф)купе.

Слитно Через дефис

Домашняя работа. Задание: Выполнить упр. 275 стр. 95 Оценивание учащихся.

Домашняя работа.

Задание:

Выполнить упр. 275 стр. 95

Оценивание учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слитное, дефисное и раздельное написание сложных имен существительных

Автор: Сайдахметова Дильназ Халхожаевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Слитное и раздельное написание сложных имен прилагательных"
    ["seo_title"] => string(60) "slitnoieirazdielnoienapisaniieslozhnykhimienprilaghatielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453965638"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Урок русского языка в 6 классе на тему "Сложные существительные. Слитное, дефисное и раздельное написание имен существительных""
    ["seo_title"] => string(129) "urokrusskoghoiazykav6klassienatiemuslozhnyiesushchiestvitielnyieslitnoiediefisnoieirazdielnoienapisaniieimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "293120"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455416117"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Входная контрольная работа по русскому языку (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(57) "vkhodnaia_kontrolnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_7_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "588259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1633869094"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экзамен по русскому языку как речевая задача "
    ["seo_title"] => string(51) "ekzamien-po-russkomu-iazyku-kak-riechievaia-zadacha"
    ["file_id"] => string(6) "228444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441301114"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства