kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слитное и раздельное написание не с существительными

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок направлен на совершенствование навыков слитного НЕ с существительными

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание не с существительными»

Слитное и раздельное написание не с существительными 6 класс.

Цель и задачи урока.

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Задачи:

Обучающие: совершенствование навыков слитного написания НЕ с существительными.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

  • развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

  • развитие способностей к самостоятельному труду;

  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, речи и поведения;

  • вызвать заинтересованность в получении знаний;

  • пробудить любознательность;

  • побудить учащихся к активности;

  • закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте.

Садимся на свои места в группе по 4 ученика. Давайте поприветствуем своих партнеров по плечу - столкнемся плечом, с партнерами по лицу - состыкуемся своими кулачками.

-На столе лежат слова: гореть, зажигать, сам, другие. Составьте из них предложение, правильно связывая их грамматически и по смыслу.

-Гореть самому - зажечь других. Как вы понимаете это выражение?

Подумайте 30 сек, обсуждайте 1 минуту в команде и дайте ответ.

(затем ответит один, учитель обобщает.)

Примерный ответ: не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером.

Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока.

Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Сегодняшний урок –не исключение.

2.Формирование умений, навыков.

-Ребята, посмотрите и прочитайте написанные на доске предложения.

  1. И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)

  2. Вновь наступило ненастье.

  3. Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица)

  4. О край дождей и непогоды, кочующая тишина…(С.Есенин)

-Какая орфограмма объединяет эти предложения? Сформулируйте тему нашего урока.

- Правильно сегодня на уроке мы познакомимся с  правилом написание не с существительным. А поможет нам разобраться таблица- алгоритм , которая лежит на у каждого на столе.

 - Что это за слова даны на доске?

Не)настье, (не)счастье, (не)доразумение, (не)погода, (не)вежда,(не)вежа, (не)достаток;(не)счастье, а горе.

-Что вы знаете о НЕ?

-Как узнать, что НЕ-часть корня?

-Как узнать, что НЕ-приставка?

-Как узнать, что НЕ-частица?

-Сформулируйте задание к данному упражнению. Подумайте, каким оно может быть?

Задание 1. Раскрыть скобки, обозначить орфограмму и условия выбора орфограммы.

2.Объяснить слитное и раздельное написание имён существительных.



-Чем мы будем заниматься на уроке? Как будет называться тема нашего урока? Запишем тему нашего урокаНЕ с существительными. Практическая работа.

IY.Словарная работа (На доске записаны слова НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА

Вопросы к классу:

-Как вы думаете, почему эти слова с НЕ пишутся слитно?

-А какого рода они?

-Кто знает значение этих слов?

(Разные варианты ответов учащихся)

Учитель дает пояснение:

Историческая справка

Невежа-существительное мужского и женского рода (от древнерус .языка ВЕЖА-знаток)

Первоначально тот, кто не знает правил приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек.

ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа» (А.С.Пушкин)

— Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников)

Невежда ( от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.

ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Он в музыке полный невежда.

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление или отрицание; как пишется НЕ с данными существительными?

1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …

2. (Не)счастье помогло исследователю, а …

3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

4. (Не)друг ты мне, а …

5. (Не)воля ожидала его, а …

3. Закрепление изученного.

А.Цифровой диктант ( учитель читает предложения, дети записывают только цифры 1-пишем слитно, 2- пишем раздельно)

Несчастье состарило его на один год .Ты мне больше неприятель .Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье. Рассказала бабушка много небылиц. В решении задачи вкралась неточность. Глупость не порок, а беда. Маша скромница и недотрога. Голод- не тетка, пирожка не поднесет.

(ключ:1,1,2,1,1,2,1,2) Проверятся быстро и сразу несколько учеников получают оценки.

Б.Синтаксическая пятиминутка. Предложения записаны на доске. Составить схемы этих предложений. Выписать не с существительными, объяснить их правописание.

( у доски работают два ученика, остальные  в своих тетрадях выполняют это же задание).

В.Лексическая пятиминутка .Дать определения, что такое синонимы, антонимы. Привести примеры. Образуйте и запишите в тетради с помощью приставки НЕ слова противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без приставки НЕ.

Образец: друг- недруг- враг

Счастье, внимательность, зависимость, правда ,здоровье. (Проверяется, ставятся оценки учащимся)

Г.Перепишите, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ.

(Предложения на доске)

Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.

4. Рефлексия

— Что нового мы узнали на уроке?

-В каких случаях мы будем писать слитно не с существительными?

-Когда будем писать раздельно?

Приложение № 1 Алгоритм написания не с существительным.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

    А. Если  не употребляется, то пиши слитно.

Невежда(вежда)- не употребляется.

Б.Если употребляется, то

2.проверь, есть ли противопоставление с союзом  а,

А.Если есть, пиши раздельно

Не правда, а ложь.

Б.Если слово является отрицанием, пиши раздельно

Ты мне не друг.

В.Если нет, то

3.Замени существительное синонимом:

А.Если можно заменить, пиши слитно,

Неправда — ложь



5. Домашнее задание: 

1. Выучить орфограмму № 32

  1. Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слитное и раздельное написание не с существительными

Автор: Лямкина Алена Вадимовна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Слитное и раздельное написание производных предлогов. Правописание предлогов, образованных на основе наречий "
    ["seo_title"] => string(120) "slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-proizvodnykh-priedloghov-pravopisaniie-priedloghov-obrazovannykh-na-osnovie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "242709"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445523614"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Слитное, дефисное и раздельное  написание сложных имен существительных"
    ["seo_title"] => string(74) "slitnoiediefisnoieirazdielnoienapisaniieslozhnykhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266241"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450112674"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация урока "Слитное и  раздельное  написание предлогов""
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiiaurokaslitnoieirazdielnoienapisaniiepriedloghov"
    ["file_id"] => string(6) "305422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457944347"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "ТЕМА:  «СЛИТНОЕ  И  РАЗДЕЛЬНОЕ  НАПИСАНИЕ  НЕ  С  РАЗЛИЧНЫМИ  ЧАСТЯМИ  РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(75) "tiema-slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-nie-s-razlichnymi-chastiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178763"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424878779"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями(7 класс)"
    ["seo_title"] => string(52) "slitnoieirazdielnoienapisaniieniesnariechiiami7klass"
    ["file_id"] => string(6) "332720"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465133705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства