Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя на урок. Девиз урока: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото.» А.С. Пушкин | Обеспечивают готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок. | |
Мотивация учебной деятельности «Азбука – к мудрости ступенька» | Вступительное слово: - Ребята, исполнилось 220 лет (1801год) со дня рождения В.И. Даля, собирателя русских слов. Владимир Иванович был талантливым и трудолюбивым человеком. Он известен как автор сказок, рассказов, очерков. Но делом всей его жизни стало собрание русских слов. Даль создал «Толковый словарь живого великорусского языка», в него вошло 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. В течение 53 лет он занимался составлением словаря, любимым делом, – это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык. А.С. Пушкин высоко оценил литературный талант В.И. Даля (обращение к эпиграфу урока). | Подготовленный ученик рассказывает о дружбе В.И. Даля и А.С. Пушкина. | Познавательные: уметь выделять главное. Личностные: совершенствовать речь. |
Актуализация «Повторение – мать ученья» | - Ребята, вспомните правила правописания НЕ с именами существительными и прилагательными. | Учащиеся рассказывают правило. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Углубление изученного «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» | - Ребята, составьте алгоритм «Правописание НЕ с именами существительными и именами прилагательными» и сверьте с записью на доске. | - Учащиеся отвечают (по мере ответов на доске открывается каждый пункт алгоритма) | Познавательные: уметь обобщать, делать вывод, знать алгоритм написания НЕ с существительными, прилагательными. |
Дифференцированное объяснение нового материала «Лиха беда – начало» | - Ребята, рядом со словами имя существительное и имя прилагательное я добавлю слово НАРЕЧИЕ. - Дайте определение наречию. - НЕ с наречиями пишется так же, как и с именами существительными и именами прилагательными. Докажите это. Задание I группе: сверить правильность алгоритма по материалу учебника § 118 и выписать из сборника пословицы на это правило. Задание II группе:(учитель объясняет тему). Заполнить таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о, - е». | Учащиеся дают определение. Работа с учебником «Русский язык. Теория», со сборником пословиц. Зачитывают примеры пословиц. Учащиеся заполняют таблицу Слитно | Раздельно | 1. | 1. | 2. | 2. | 3. | 3. | 4. | 4. | | Коммуникативные: излагать своё мнение, участвовать в диалоге. Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, используя учебник и сборник. Личностные: уметь строить отношения с одноклассниками. Коммуникативные: уметь работать в группе; понимать позицию другого. |
Формирование умений и навыков «Грамоте учиться – всегда пригодиться» | - Запишите предложение, объясните орфограмму, смысл пословицы. 1) Умное слово не тяжело, а умно. 2) Пословица недаром молвится. - Какую роль играют пословицы в жизни? | Учащие выражают своё мнение, объясняя орфограмму и смысл пословицы. Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложения, объясняют смысл пословицы, обращаясь к эпиграфу урока, делают вывод о роли пословиц в жизни. | Коммуникативные: уметь излагать свои мысли в устной форме. |
Физкультминутка «Здоровому всё здорово» | | | Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой, установка на ЗОЖ. |
Дифференцированное закрепление нового материала «Век живи – век учись» | - Ребята, послушайте шуточное стихотворение, найдите слова, которые потеряли НЕ, а жить без неё не могут. I группа – выписывает слова . IIгруппа – «расселяет» их по квартирам (т.е. распределяет по частям речи) | Выписывают слова: недоумение, неразбериха, незабудки, нелепое, ненастная, несчастная, неуклюже Распределяют в III столбика: существительные, прилагательные, наречие. | Познавательные: классифицировать (группировать) понятия. |
Дифференцирование Домашнее задание «Ученье и труд – всё перетрут» | Iгруппа: § 118, упр._558__. IIгруппа: § 118, составить сказку по пословице «Красна птица перьем, а человек уменьем». | | |
Закрепление Работа с книгой «С книгой жить – век не тужить» | - Упражнение № 554 выписать наречия с НЕ, по алгоритму проверить и объяснить соседу. | Один ученик выполняет на доске, затем взаимопроверка на местах (работа в парах). | Коммуникативные: уметь слышать и слушать другого, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные: извлекать информацию из источника |
Итог урока «Что сам ведал, то и тебе поведал» | - Что нового узнали на уроке? - Легко ли писать наречия на – о, - е с НЕ? Предложение: Наречия на – о,- е писать не легко, а трудно. - Как напишется НЕ ЛЕГКО? Почему? | Ученики высказывают своё мнение. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке. Коммуникативные: анализировать, делать выводы. |
Рефлексия (комментирование оценок) «Без пословицы не проживёшь» | «5» - знает материал «как свои пять пальцев». «4» - «Коль о четырёх ногах, да спотыкается». «3» - «Заблудился в трёх соснах», но не стоит «плакать в три ручья». | Каждый оценивает свою активность, эффективность работы в классе. | Личностные: способность и самооценка. |