2) формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны научиться находить в словах изучаемую орфограмму, уметь применять правило
Методы работы: объяснение нового материала, беседа, работа с книгой, работа с таблицей, индивидуальная работа, групповая работа, комментированное письмо, фронтальный опрос
Тип урока: урок усвоения нового материала
Технологии:
личностно-ориентированное обучение;
развитие критического мышления;
проблемно-диалоговое обучение.
Оборудование: 1. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., 2017 г.
раздаточный материал (тест)
план ответа по теме «Наречие»
Ход урока.
1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
1. Приветствие ребят.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Вопросы по выполнению домашнего задания.
2.Актуализациязнаний
- Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Наречие).
- Повторим, что мы уже узнали о наречии.
1) Индивидуально-групповая работа.
А) 1человек (сильный ученик) готовится у доски отвечать по плану. Приводит свои примеры (карточка с напечатанным планом; см. приложение).
Б) Группа ребят (сильные) самостоятельно работает.
- На доске вы видите предложение. Списать его, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения.
В) 2-я группа (слабые ребята): подобрать к глаголу говорить различные наречия, записать их. С одним наречием составить простое распространённое предложение.
2) – Что вы знаете о наречии? (Ученик, используя план ответа, рассказывает) Слушаем рассказ товарища, дополняем примерами.
3) Запись слов под диктовку (в столбик)
НЕ с сущетв. и прилагат.
НЕ с наречием
Ненастье
ненастный
нелепый
Ненастно
нелепо
недруг
недружный
неширокий
Недружно
нешироко
не друг, а враг,
не дружный, а враждебный
Не дружно, а враждебно
вовсе не дружный
совсем не весёлый.
Вовсе не дружно
совсем не весело
- Какая орфограмма в записанных словах и словосочетаниях? (Правописания НЕ с существительными и прилагательными)
- Вспомните, как пишутся с НЕ существительные и прилагательные.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
(Запись в тетради темы урока)
- Сформулируйте цель нашего урока.
- Сегодня мы познакомимся с правилом написания НЕ с наречиями на –О, -Е, должны научиться находить в словах изучаемую орфограмму, уметь применять правило
4.Изучение нового материала.
- Образуйте от записанных прилагательных наречия с НЕ - .(см. таблицу) Запишите их во вторую колонку (1 человек записывает на доске).
- Сформулируйте правило.
1.Учебник. Чтение и анализ параграфа 38.
- Прочитаем правило по учебнику
- Что в нём нового по сравнению с правилом о написании НЕ с существительными и прилагательными? (НЕ с наречием пишется раздельно тогда, когда при нём есть другие наречия, усиливающие отрицания)
Обратите внимание, что в наречиях не на –О и –Е НЕ является только частицей, например: не по-нашему, не по-товарищески
2.Алгоритм рассуждения
- Используя теорию параграфа, составим алгоритм рассуждения.
1.Определяем часть речи. (Наречие)
2.Смотрим, употребляется ли наречие без НЕ.
Да
Нет
Пишу слитно (неряшливо)
3.Есть ли в предложении противопоставление с союзом А?
Нет
Да
Пишу раздельно (не хорошо, а плохо)
4.Являются ли эти слова наречиями состояния или стоят в сравнительной степени?
Нет
Да
Пишу раздельно (не видно, не ниже)
5.Есть ли перед наречием слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не?
Нет
Да
Пишу слитно (посмотрел невесело)
Пишу раздельно (ничуть не близко)
5. Закрепление материала
1) Выборочно-объяснительное письмо. (Предложения читаю вслух, ребята записывают в тетради и на доске, выделяя орфограмму)
- Выписать наречия, используя алгоритм рассуждения, объяснить их слитное или раздельное написание с НЕ.
1. Комбайны работали непрерывно.
2. Не оживлённо, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники.
3. Он рассказывал об этом вовсе не интересно.
4. Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо жутко в наступившей тишине.
5. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в незнакомую усадьбу.
6. Белая чайка на неподвижно раскинутых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой.
7. Я живу неплохо, но наработал пока ещё мало
- Чем является НЕ в данных наречиях? (Частью корня, приставкой, частицей)
2) Работа в группах
№ 242
1 группа. Выписать словосочетания, в которых НЕ- - часть корня.
2 группа. Выписать словосочетания, в которых НЕ- - приставка.
3 группа. Выписать словосочетания, в которых НЕ- - частица (пишется раздельно).
3) Проверка.
3) Самостоятельная работа
1. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?
А) ответить (не) обдуманно; рассчитать (не) точно, а приблизительно; писать (не) брежно