развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применения правила, выделять графически условия выбора орфограммы);
развитие навыков самоконтроля во время письма;
развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале единой речевой темы урока “Осень глазами поэта и художника”).
на доске эпиграф к уроку:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…
А.С.Пушкин
Ход урока.
I. Слово учителя. (Эмоциональный настрой, целеполагание).
Так уж получилось, что изучение темы “Причастие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.
(Чтение эпиграфа)
-Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?
Дети, объясняя слова поэта, говорят о неяркой, неброской красоте поздней осени. Учитель подскажет ещё один синоним: “кроткая”. Нельзя не заметить и слова “блистающей”, утверждающего настоящую, высокой пробы красоту.
“Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”, без которых не обходится ни одна хрестоматия.
(Выразительное чтение строк.
Записанные на выдвижной доске, они станут материалом для орфографического и пунктуационного разборов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Склонение причастий »
Тема: Склонение причастий
Цели и задачи урока:
развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применения правила, выделять графически условия выбора орфограммы);
развитие навыков самоконтроля во время письма;
развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале единой речевой темы урока “Осень глазами поэта и художника”).
на доске эпиграф к уроку:
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно…
А.С.Пушкин
Ход урока.
I. Слово учителя. (Эмоциональный настрой, целеполагание).
Так уж получилось, что изучение темы “Причастие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.
(Чтение эпиграфа)
-Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?
Дети, объясняя слова поэта, говорят о неяркой, неброской красоте поздней осени. Учитель подскажет ещё один синоним: “кроткая”. Нельзя не заметить и слова “блистающей”, утверждающего настоящую, высокой пробы красоту.
“Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”, без которых не обходится ни одна хрестоматия.
(Выразительное чтение строк.
Записанные на выдвижной доске, они станут материалом для орфографического и пунктуационного разборов).
II. Орфографический и пунктуационный разбор.
Уж(?) небо осенью дышало, Уж(?) реже солнышко бл.стало, Короче ст.новился день. Лесов т.инстве(н,нн)ая сень С печальным шумом обн.жалась, Л.жился на поля туман, Гусей крикливых караван Т.нулся к югу: пр.ближалась Довольно скуч(?)ная пора; Стоял ноябрь уж(?) у двора.
Объясняется постановка знаков препинания. Рисуются схемы предложений и сравниваются со схемами, приготовленными учителем на выдвижной доске.
Попутно отметим необыкновенную наблюдательность поэта, от взора которого не укрылась ни одна из примет поздней осени, “прозрачность” синтаксиса, скупо используемые тропы
(эпитеты “таинственная сень”, “с печальным шумом”), перенос (“…приближалась довольно скучная пора”), “разбивающий ритм, приближающий текст к разговорной речи.
III. Актуализация знаний.
Задание.
Выписать словосочетания “прилагательное + определяемое слово” (из этого стихотворного отрывка - I вариант и из эпиграфа - I I вариант), обозначить орфограмму “Безударное окончание прилагательного”.
таинственная сень с печальным шумом
поздней осени читатель дорогой
гусей крикливых скучная пора
красою тихою красою блистающей
Обязательно найдётся несколько человек, выписавших словосочетание “красою блистающей”: ведь мы только ещё в самом начале большой дороги изучения причастий, но эта ошибка поможет понять главное: правописание безударных окончаний прилагательных и причастий регулируется одним правилом.
- Почему достаточно легко спутать причастие с прилагательным?
Причастие по форме напоминает прилагательное (отвечает на вопрос какой?, изменяется, как и прилагательное, по родам, числам и падежам, имеет ту же систему окончаний. (Проверим, просклоняв словосочетание “краса тихая, блистающая”).
- Какие части речи тоже похожи по форме на прилагательные?
Порядковые числительные, определительные местоимения. А значит, и их
безударные окончания регулируются тем же правилом.
- Определим место изучаемой орфограммы в системе орфограмм.
Вывод.
Выбор безударных гласных в существительном зависит от склонения и падежа, у глагола – от спряжения, у причастия (как и у прилагательного, порядкового числительного, определительного местоимения – то есть слов, отвечающих на вопросы какой?) – от вопроса, задаваемого к нему от определяемого слова.(Проверяем по учебнику правильность своих выводов).
Выписать 10-12 предложений с причастиями из I главы рассказа И.А.Бунина “Антоновские яблоки” на тему “Осень”. Обозначить условия выбора орфограммы “Безударное окончание причастия”.