kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Склонение причастий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Склонение причастий

Цели и задачи урока:

  • развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применения правила, выделять графически условия выбора орфограммы);
  • развитие навыков самоконтроля во время письма;
  • развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале единой речевой темы урока “Осень глазами поэта и художника”).

на доске эпиграф к уроку:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…

А.С.Пушкин

Ход урока.

I. Слово учителя. (Эмоциональный настрой, целеполагание).

Так уж получилось, что изучение темы “Причастие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.

(Чтение эпиграфа)

-Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?

Дети, объясняя слова поэта, говорят о неяркой, неброской красоте поздней осени. Учитель подскажет ещё один синоним: “кроткая”. Нельзя не заметить и слова “блистающей”, утверждающего настоящую, высокой пробы красоту.

“Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”, без которых не обходится ни одна хрестоматия.

(Выразительное чтение строк.

Записанные на выдвижной доске, они станут материалом для орфографического и пунктуационного разборов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Склонение причастий »

Тема: Склонение причастий

Цели и задачи урока:

  • развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применения правила, выделять графически условия выбора орфограммы);

  • развитие навыков самоконтроля во время письма;

  • развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале единой речевой темы урока “Осень глазами поэта и художника”).

на доске эпиграф к уроку:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…

А.С.Пушкин

Ход урока.

I. Слово учителя. (Эмоциональный настрой, целеполагание).

Так уж получилось, что изучение темы “Причастие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.

(Чтение эпиграфа)

-Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?

Дети, объясняя слова поэта, говорят о неяркой, неброской красоте поздней осени. Учитель подскажет ещё один синоним: “кроткая”. Нельзя не заметить и слова “блистающей”, утверждающего настоящую, высокой пробы красоту.

“Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”, без которых не обходится ни одна хрестоматия.

(Выразительное чтение строк.

Записанные на выдвижной доске, они станут материалом для орфографического и пунктуационного разборов).

II. Орфографический и пунктуационный разбор.

Уж(?) небо осенью дышало,
Уж(?) реже солнышко бл.стало,
Короче ст.новился день.
Лесов т.инстве(н,нн)ая сень
С печальным шумом обн.жалась,
Л.жился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Т.нулся к югу: пр.ближалась
Довольно скуч(?)ная пора;
Стоял ноябрь уж(?) у двора.

Задание.

  1. “По цепочке” вставляются пропущенные буквы, раскрываются скобки, объясняются условия выбора орфограмм.

  2. Объясняется постановка знаков препинания. Рисуются схемы предложений и сравниваются со схемами, приготовленными учителем на выдвижной доске.

Попутно отметим необыкновенную наблюдательность поэта, от взора которого не укрылась ни одна из примет поздней осени, “прозрачность” синтаксиса, скупо используемые тропы

(эпитеты “таинственная сень”, “с печальным шумом”), перенос (“…приближалась довольно скучная пора”), “разбивающий ритм, приближающий текст к разговорной речи.

III. Актуализация знаний.

Задание.

Выписать словосочетания “прилагательное + определяемое слово” (из этого стихотворного отрывка - I вариант и из эпиграфа - I I вариант), обозначить орфограмму “Безударное окончание прилагательного”.

таинственная сень
с печальным шумом

поздней осени
читатель дорогой

гусей крикливых
скучная пора

красою тихою
красою блистающей

Обязательно найдётся несколько человек, выписавших словосочетание “красою блистающей”: ведь мы только ещё в самом начале большой дороги изучения причастий, но эта ошибка поможет понять главное: правописание безударных окончаний прилагательных и причастий регулируется одним правилом.

- Почему достаточно легко спутать причастие с прилагательным?

Причастие по форме напоминает прилагательное (отвечает на вопрос какой?, изменяется, как и прилагательное, по родам, числам и падежам, имеет ту же систему окончаний. (Проверим, просклоняв словосочетание “краса тихая, блистающая”).

- Какие части речи тоже похожи по форме на прилагательные?

Порядковые числительные, определительные местоимения. А значит, и их

безударные окончания регулируются тем же правилом.

- Определим место изучаемой орфограммы в системе орфограмм.

Вывод.

Выбор безударных гласных в существительном зависит от склонения и падежа, у глагола – от спряжения, у причастия (как и у прилагательного, порядкового числительного, определительного местоимения – то есть слов, отвечающих на вопросы какой?) – от вопроса, задаваемого к нему от определяемого слова.(Проверяем по учебнику правильность своих выводов).

I V. Отработка практических навыков.

1. “Перекличка поэтов”.

а) Выписать словосочетания “причастие + определяемое слово”. Обозначить условия выбора орфограммы “Безударное окончание причастия”.

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.К.Толстой

д) Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

И.А.Бунин

б) Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Ф.И.Тютчев

е) Утром холод, днём туманы,

Шум несносный желобов;

В час заката – блик багряный

Отшумевших облаков.

А.Н.Апухтин

в) Природа вся полна последней теплоты;

Ещё вдоль влажных меж красуются цветы,

А на пустых полях засохшие былины

Опутывают сеть дрожащей паутины.

А.К.Толстой

ж) Седое небо надо мной

И лес раскрытый, обнажённый.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

И.А.Бунин

г) Всюду грустная примета;

В серых тучах небеса;

Отцветающего лета

Равнодушная краса.

А.П.Апухтин

з) Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар леджит.

Н.А.Некрасов

V. Контроль и подведение итогов урока.

Программированный опрос.

Обозначьте словосочетание “причастие + определяемое слово” цифрой “1”, а словосочетание “причастие + зависимое слово” - цифрой “2”.

1 серия

2 серия

  1. Вянущие рябины

  2. Осыпающиеся листья

  3. Отшумевшие навсегда

  4. Отцветающего лета

  5. Очарованные осенью

  6. Оставшиеся зимовать

  7. Быстро вянущие

  8. Отшумевших облаков

  9. Очарованные сны

  10. Потемневшие на глазах

  11. Покрытая листьями

  12. Оставшиеся птицы

  1. Шуршащие под ногами

  2. Нависшие тучи

  3. Потемневшее небо

  4. Потускневшие от дождя

  5. Оголённые деревья

  6. Синеющая даль

  7. Сотканная из тумана

  8. Сверкающая паутина

  9. Налетевший ветер

  10. Подолгу моросящий

  11. Улетающие птицы

  12. Моросящий дождь

Ключ

Серия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

1

1

2

1

2

2

2

1

1

2

2

1

II

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Домашнее задание:

Выписать 10-12 предложений с причастиями из I главы рассказа И.А.Бунина “Антоновские яблоки” на тему “Осень”. Обозначить условия выбора орфограммы “Безударное окончание причастия”.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Склонение причастий

Автор: Бергузинова Гульмира Жабатаевна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Склонение причастий и правописание гласных  в падежных окончаниях причастий "
    ["seo_title"] => string(87) "sklonieniie-prichastii-i-pravopisaniie-ghlasnykh-v-padiezhnykh-okonchaniiakh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "125383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414960114"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. "
    ["seo_title"] => string(89) "sklonieniie-prichastii-i-pravopisaniie-ghlasnykh-v-padiezhnykh-okonchaniiakh-prichastii-1"
    ["file_id"] => string(6) "215864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432810944"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»"
    ["seo_title"] => string(80) "sklonenie_prichastii_i_pravopisanie_glasnykh_v_padezhnykh_okonchaniiakh_prichast"
    ["file_id"] => string(6) "575305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1615579320"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок русского языка 7 класс "Склонение причастий" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-7-klass-sklonieniie-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "178706"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424873930"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа)"
    ["seo_title"] => string(80) "sklonenie_prichastii_i_pravopisanie_glasnykh_v_padezhnykh_okonchaniiakh_pricha_1"
    ["file_id"] => string(6) "615345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1666158381"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства